Проведение имитационных
исследований в современных CAD средах
А.К. Иванюк,
асп. каф. «АПП», ivanyuk_aleksei@mail.ru,
Ю.П. Сердобинцев,
зав. каф.
«АПП», д.т.н., проф., app@vstu.ru,
ВолгГТУ, г. Волгоград
Использование современных
CAD
программ позволяет не только проработать трёхмерную модель детали или сборки в
целом, обнаружить ошибки допущенные конструкторами, но и провести имитационные
испытания. Частным случаем имитационных испытаний являются виртуальные испытания.
Используя метод подобий, создается виртуальный объект идентичный по всем
геометрическим, физико-химическим свойствам реальному объекту, затем задаются
ограничения и шаг вычисления в рамках метода конечных элементов. После определяют
внешнюю возмущающую силу, аналогичную реальной. По
результирующим эпюрам напряжений можно оценить надежность конструкции и
произвести доработку изделия до его производства и сборки в цеху.
Use of modern CAD programs allows not only to work
three-dimensional model of a detail or assembly in general, to notice the
mistakes made by designers but also to carry out imitating testing. A special case of imitating testing are virtual testing.
Using a method of similarity, a virtual object identical on all geometrical,
physical and chemical properties to a real object is created, then restrictions and a step of calculation within a
finite-element method are set. Later determine the external revolting force
similar to real. On resultant epicure of tension it is possible to estimate
reliability of a design and to make completion of a product before its
production and assembly in the shop.
В рамках данной работы
была поставлена задача определения влияния соединения прецизионными болтами на
укрепление прочности корпуса за счет перехода от силового корпуса к системе
силовой крышки. Анализ в CAD
системе должен подтвердить предположение об уменьшении критических деформаций и
усилении корпуса в целом [1].
Данная задача является
актуальной, так как позволяет провести упреждающий неразрушающий контроль изделия,
так же обеспечивает возможность изменения геометрии и уменьшения количества
используемого материала. Так при использовании прецизионных болтовых соединений
появляется возможность уменьшения толщины стенки корпуса прибора, или
появляется возможность уменьшения сварного шва. Что в свою очередь дает
ускорение производства, экономию материала, следовательно, в целом влияет на
возможность перенастройки на более рациональное производство. Но для
определения возможности такой перенастройки зачастую приходится проводить полевые
испытания. В данном случае корпуса, гидроакустических приборов состоящие из
алюминиево-магниевого сплава, должны подвергнуться силовой нагрузки, ударной и
распределенной [2]. Но данные испытания трудоемки и требуют финансовых затрат.
Имитационные испытания помогут решить данные вопросы. В настоящее время существует
целый ряд отечественных и зарубежных САПР, в той или иной степени охватывающих
этапы жизненного цикла изделия. Модули инженерного анализа в составе таких
систем позволяют моделировать поведение изделий в условиях эксплуатации и
стендовых испытаний [3].
Рассмотрен автоматизированный инженерный анализ
корпусной части гидроакустических приборов как часть системы обеспечения
качества и соответствия выпускаемых изделий техническому заданию. Представлен
опыт оценки поведения конструкции до ее изготовления. Показана возможность и
эффективность применения виртуальных испытаний в качестве контрольного
мероприятия, предшествующего изготовлению приборов и позволяющего исключить
доработку приборов по результатам стендовых испытаний [4].
Были спроектированы 3D модели и проведены
виртуальные испытания в системе Autodesk Inventor.
Свойства используемого материала приведены в
таблице 1.
Таблица 1
Используемый материал в исследовании
Имя |
Алюминий 6061 |
|
Общие |
Массовая плотность |
2.7 г/см3 |
Предел текучести |
275 MПа |
|
Окончательный предел прочности растяжения |
310 MПа |
|
Напряжение |
Модуль Юнга |
68.9 ГПа |
Коэффициент Пуассона |
0.33 бр |
|
Модуль упругости при сдвиге |
25.9023 ГПа |
Результаты автоматизированного решения позволяют
выявить наиболее нагруженные и наименее жесткие участки каркаса и корпуса,
оценить запас прочности конструкции. Для сравнения были смоделированы две
модели корпуса с разными болтовыми соединениями [5]. На рисунке 1 представлена
модель с обычными болтовыми соединениями с зазором в 1мм. Каркас выполняет
функцию силового корпуса. На рисунке 2 представлен чертеж в сечении данной
модели.
Рис. 1 Исследуемая модель с «силовым корпусом» Рис.
2 Чертёж модели в сечении болтовых
соединений
На рисунках 3,4
представлены эпюры напряжений и
перемещений соответственно, обычного корпуса с крышкой соединенного болтами с
зазором 1мм.
Как видно из эпюр, за счёт зазора в соединениях при
воздействии на корпус давления в 500Н, возникает волновой эффект в геометрии
крышки, происходят большие деформации, но соединения при этом не имеют большой
нагрузки [6]. Подчеркнем, что данные виртуальные расчеты носят приближенный
характер, и главной целью является сравнение и определения возможности
улучшения сборки корпуса за счет без зазорного соединения [7].
На рисунке 5 представлена модель с прецизионными
болтовыми выполненные с высокой точностью и соединенные
без зазора. В данной модели силовой является крышка. На рисунке 6 представлен
чертеж в сечении данной модели.
Теперь приведём результат анализа корпуса с
прецизионными болтами, сила воздействия такая же 500Н (рис. 7,8).
Из эпюр напряжений мы видим, что напряжения
увеличились в зонах контакта болтового соединения (с 4 до 6 МПА), это
происходит из-за отсутствия зазора между корпусом – крышкой и болтом [8]. В то
же время на эпюре перемещений мы видим уменьшение перемещения. Соответственно
мы переходим от системы силового каркаса к силовой крышки, что способствует
укреплению корпуса в целом, а так же возможности уменьшения толщины стенок каркаса
и возможности уменьшения сварного шва [9].
Для наглядного сравнения были проведены испытания
для различных по величине возмущающих сил. В таблице 2 приведены результаты
виртуальных испытаний.
Таблица 2
Результаты виртуальных исследований
Сила, Н |
Перемещение корпуса, мм |
Перемещение корпуса с прецизионными болтами, мм |
500 |
0,0061 |
0,0051 |
1000 |
0,012 |
0,010 |
3000 |
0,036 |
0,031 |
10000 |
0,12 |
0,10 |
50000 |
0,61 |
0,51 |
Из данной таблицы видно, что соединение
прецизионными болтами позволяет уменьшить перемещения корпуса.
Таким образом, автоматизированный инженерный анализ
сегодня – это не только средство визуализированного проектного расчета, но и
способ виртуальной проверки принятых проектных решений, то есть контрольное мероприятие,
предшествующее изготовлению приборов и позволяющее исключить их доработку по
результатам стендовых испытаний.
Литература
1. Барабанов, В.Г. Использование CAD-систем для выявления критических зон деформации корпусов приборов связи / В.Г. Барабанов,
А.К. Иванюк // Известия ВолгГТУ. Сер. Прогрессивные технологии в машиностроении.
- Волгоград, 2015. - № 11 (173). - C. 47-50.
2. Иванюк, А.К. Синтез структурной схемы проектирования АСТПП на примере корпусных
деталей / А.К. Иванюк, Ю.П. Сердобинцев //
Всероссийская научная конференция по проблемам управления в технических
системах (ПУТС-2015) : матер. конф. (г. Санкт-Петербург, 28-30 окт. 2015 г.) / СПбГЭТУ «ЛЭТИ». - Санкт-Петербург, 2015. - C. 433-437.
3. R. Sinha, C.J.J. Paredis, P.K. Khosla, Integration
of mechanical CAD and behavioral modeling, Proc. IEEE/ACM. (2000) 31–36.
4. Иванюк, А.К. Виртуальные
испытания как способ упреждающего контроля корпусов приборов гидроакустической
связи / А.К. Иванюк, А.А. Емельяненко, О.И. Жабин //
ИСТОК–2016: сб. докл. I-й науч.-практ.
конф. молодых специалистов интегрированной структуры
АО «Концерн «Океанприбор» (г. Туапсе, 18-25 сент. 2016 г.) / АО «Концерн «Океанприбор».
- Санкт-Петербург, 2016. - C. 96-100.
5. R. Dubovska., The
quality control of machining process with CAD/CAM system support, in: 8th
International Conference of DAAAM Baltic Industrial Engineering, Tallin, Estonia, 2012, pp. 27–32 .
6. Виртуальные испытания как средство оптимизации затрат в опытном
производстве гидроакустических приборов / А.А. Емельяненко, А.К. Иванюк, О.И. Жабин, Д.В. Ярошик //
Автоматизация. Современные технологии. - 2016. - № 9. - C. 25-27 + 2-я и
3-я стр. обложки.
7. Иванюк, А.К. Виртуальные
испытания как способ упреждающего контроля корпусов приборов гидроакустической
связи / А.К. Иванюк, А.А. Емельяненко, О.И. Жабин //
ИСТОК–2016: сб. докл. I-й науч.-практ.
конф. молодых специалистов интегрированной структуры
АО «Концерн «Океанприбор» (г. Туапсе, 18-25 сент. 2016 г.) / АО «Концерн «Океанприбор».
- Санкт-Петербург, 2016. - C. 96-100.
8. Сердобинцев, Ю.П.
Повышение качества функционирования технологического оборудования: монография /
Ю.П. Сердобинцев, О.В. Бурлаченко, А.Г. Схиртладзе; ВолгГТУ. – Старый Оскол: ТНТ, 2013. – 410с.
9. Капустин, Н.М., Кузнецов П.М. Формирование виртуальной производственной
системы для выпуска изделий в распределённых системах /Н. М. Капустин, П.М. Кузнецов
//Машиностроитель.2002. № 6. С. 42-46.