О современном толковании семантики термина  "беспилотный летательный  аппарат"

С.С. Семенов,
 рук. гр. анализа и перспект. проектир., к. т. н.,
gnppregion@sovintel.ru,

АО "ГНПП "Регион", г. Москва,

А.В. Полтавский,

в.н.с., д.т.н., lab-54@bk.ru,

А.Е. Аверкин,

вед. инж.-электр., к.т.н., lab-54@bk.ru,

ИПУ РАН, г. Москва

В настоящей статье раскрывается противоречие, которое сложилось при использовании понятия "беспилотный летательный аппарат" (БЛА), при этом предполагается, что на летательном аппарате может быть, а может и отсутствовать пилот. Правильное толкование термина "БЛА" не предусматривает его использования для "миниБЛА" и "микроБЛА", которые следует отнести к роботизированным ЛА.

 

This article reveals the contradiction which has developed using the concept of "drone" (UAV), it is assumed that the aircraft may be, or may be missing pilot. Proper interpretation of the term "drone"  does not allow its use for "miniBLA" and "mikroBLA", which should be attributed to the robotic aircraft

Введение

В связи с широким употреблением в средствах массовой информации и специальной научной литературе термина "Беспилотный летательный аппарат" в настоящее время назрела необходимость уточнения семантического значения данного термина.

Широко использование термина "Беспилотные летательные аппараты" (БЛА), также как термина "Высокоточное оружие" (ВТО) относится к началу 1990-х годов после использования управляемых авиационного оружия (ракет и бомб) военного конфликта в Персидском заливе в 1992 г. С легкой руки журналистов термины ВТО и БЛА прочно закрепились в печати.

Существует много толкований и определений ВТО как управляемого боеприпаса точного прицеливания, эффективность которого достигается за счет точного попадания в цель. По мнению, приведенному в работе [1], термин "высокоточное оружие" начал употребляться сравнительно недавно (в 70-х годах XX в.), в основном в связи с появлением противотанковых суббоеприпасов, с помощью которых  возможно поражение бронеобъектов не только на поле боя, но и на достаточно больших расстояниях в местах их сосредоточения. Можно обратить внимание на то, что используемое в аббревиатуре "ВТО" словосочетание "высокоточное" характеризует существенный, но недостаточный признак для определения понятия современного оружия. Ведь оружие может иметь высокую точность попадания, но оно не сможет выполнить своего основного предназначения – поразить цель в случае, если боевая часть обладает недостаточными проникающими свойствами или мощностью заряда взрывчатого вещества, а также требуемыми характеристиками взрывательного устройства. Поэтому, так как эффективность поражения цели зависит от совокупности таких факторов, как точность попадания средства поражения, характеристик БЧ и ВУ, условий взаимодействия средства поражения и цели, то следовало бы охарактеризовать современные средства поражения таким понятием как "высокоэффективное оружие" (ВЭО).

Краткая история рождения термина "беспилотный летательный аппарат"

Рассмотрим более подробно термин "беспилотный летательный аппарат". Приставка "бес" означает описываемый предмет "без" чего-то. Например, термин "бесперебойный" означает совершающийся без перебоев, "беспересадочный" – без пересадок, бесформенный – не имеющий определенной формы и т.д. Следуя этому, семантику термина "беспилотный летательный аппарат" можно определить таким образом – это летательный аппарат без пилота.

Военный энциклопедический словарь определяет термин "беспилотный летательный аппарат": "Беспилотные летательные аппараты, управляемые без экипажа летательные аппараты (ЛА). К ним относятся дистанционно пилотируемые (ДПЛА) и автономно управляемые беспилотные (БПЛА) ЛА самолетной схемы, а также автоматические космические аппараты. ДПЛА и БЛА могут быть боевыми (ударными), разведывательными и в качестве мишеней, одно и многоразового применения. В более широком смысле к БЛА относят также и управляемые ракеты различного назначения" [2].

Интерес к разработкам и применению БЛА возник еще на заре зарождения авиации и относится к 1909 г., когда впервые был осуществлен полет аэроплана без летчика. Книга, в которой этот факт приведен так и называется "Самолет без летчика и управление им по радио" [3], т.е. термин "беспилотный летательный аппарат" показывает, что в таком самолете (ЛА) нет пилота. Именно так мы непосредственно и воспринимаем сам термин "БЛА", т.е. пилот (человек) мог бы там находиться, но в данном случае он отсутствует. Уточняем, что данное понятие предполагает, что на борту ЛА пилот может быть, а может и не быть.

Более точно следует говорить о комплексе беспилотных летательных аппаратов, который представляет собой совокупность БЛА и непосредственно самого летательного аппарата со всеми прочими устройствами, предназначенных для пуска аппарата и управления им, а также для проверочных работ и технической эксплуатации [4].

Для середины XX века, если судить по переводной научно-технической литературе, например, книге К.У, Гэтленда, вышедшей в Лондоне в 1954 г. и изданной в СССР в 1956 г. [5], книге Э. Бургесса, изданной в Лондоне в 1957 г. [6], а также книге по "Управляемым снарядам" [7], изданной в   1959 г. по иностранным данным, новое реактивное оружие обозначалась как "управляемые самолеты–снаряды", "управляемые снаряды" различных классов, "авиационные управляемые снаряды", а также "управляемые авиационные бомбы".

Между тем, также в монографии [4] под комплексом управляемого снаряда (или, другими словами, системой оружия) для выполнения основной задачи поражения цели понимается совокупность следующих частей:

§  снаряд, который состоит из планера или корпуса, двигательной установки с топливом, бортовой аппаратуры системы управления полетом, бортовой энергосистемы, боевой части и взрывателя;

§  внебортовой аппаратуры управления их полетом;

§  носителей (самолеты, корабли, подводные лодки);

§  пусковых установок;

§  испытательного, заправочного и подъемно-транспортного оборудования.

Однако затем под термином "беспилотные летательные аппараты" стали понимать и ракеты (часто - высокоманевренные БЛА).

Семантика термина "беспилотный летательный аппарат" и противоречия при его использовании

Рассуждать о нахождении человека (оператора, пилота) на борту ЛА (ракеты) можно в двух случаях, когда речь идет о ракете как транспортного средства (в будущем) или полете ракеты в космос (космической ракете) или при нахождении человека в качестве камикадзе. При этом подразумевается, что по массе ЛА должен превосходить как минимум массу человека, в 5-6 раз.

 В связи появлением новых информационных технологий (компьютерные и телекоммуникационные спутниковые) и новых концепций по ведению боевых действий в конце 1990-х годов возник новый интерес к БЛА различного назначения и можно было наблюдать всплеск научно-технических публикаций, посвященных их конструкции и применению.

Сейчас же термин "беспилотный летательный аппарат" применяется к ЛА, который не может находиться во взаимодействии с человеком (оператором) в том отношении, о котором речь шла ранее. На таком БЛА никак не может быть размещен пилот. Между тем этот термин даже стал употребляться в понятии "микробеспилотные летательные аппараты", что часто противоречит здравому смыслу и первоначально введенным определениям [8, 9]. Авторы монографии по БЛА на 2004 г. считают, что "в настоящее время под БПЛА понимают летательные аппараты без пилотов на борту, с дистанционным, полуавтономным, автономном или комбинированным управлением, оснащенные полезной нагрузкой, позволяющей выполнять широкий спектр задач в пределах земной атмосферы"[10]. В то же время при определении классификации БПЛА вводятся такие категории как "миниБПЛА" и "микроБПЛА", что противоречит определению, приведенному ранее, так как пилот там никак присутствовать не может.

ГОСТ Р 56122–2014 относит термин "беспилотный летательный аппарат" к устаревшему термину [11]. Введены такие понятия как "беспилотная авиационная система" (БАС) – воздушное судно и связанные с ним элементы, которые эксплуатируются без пилота на борту и "беспилотное воздушное судно" (БВС) – воздушное судно, которое предназначено выполнять полет без пилота на борту. Однако в современной практике уже сложилось устойчивое применения понятия "БЛА". [12, 13].

Известный авиаконструктор так говорит о беспилотности [14]: "Беспилотность необходима и выгодна в случаях, когда не может осуществить достаточно точно и быстрой действия, требующиеся при выполнении боевой задачи; когда однозначность выполнения боевой задачи очень стабильна; когда качество выполнения задачи автоматом выше чем человеком; когда возможно отказаться от присутствия человек на борту аппарата, оставив за ним возможность наблюдать обстановку и принимать решения".

Выводы

1. На основании изложенного можно заключить, что термин "БЛА" или "БАС" может употребляться для ЛА, на которых (в контуре управления) может быть, а может и не быть пилот (оператор). В таком случае употребление понятий "БЛА" является недопустимым для обозначения управляемых снарядов, ракет и для "миниБЛА" и "микроБЛА", которые следует отнести к роботизированным ЛА.

2. Для приведения терминологии, касающейся беспилотных летательных аппаратов, необходимо провести дополнительное исследование и целесообразно уточнение семантики понятия "беспилотный летательный аппарат", которое может быть непосредственно связано с массой летательного аппарата, соотнесенного с массой человека (пилота).

Литературы

1.  Высокоточное оружие и борьба с ним / С.А. Головин, Ю.Г. Сизов, А.Л. Скоков, Л.Л. Хунданов. – М.: В.П.К., 1996. – 232 с. – С. 5.

2.  Военный энциклопедический словарь. – А.П. Горкин, В.А. Золотарев и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, "РИПОЛ КЛАССИК", 2002. – 1664 с. – С. 175.

3.  Файвуш Я., Аррисон В. Самолет без летчика и управление им по радио. – М.: Авиахим, 1925. – 45 с.

4.  Лебедев А.А., Карабанов В.А. Динамика систем управления беспилотными летательными аппаратами.                             Под ред. Лебедева. – М.: Машиностроение, 1965. –  528 с.

5.  Гэтленд К.У. Развитие управляемых снарядов. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1956. – 371 с.

6.  Бургесс Э. Управляемое реактивное оружие. Под ред. Ю.Х. Вермишева. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. – 327 с.

7.  Марисов В.И., Кучеров И.К. Управляемые снаряды (по иностранным данным).– М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1959. –  297 с.

8.  Прохоров М.Д. Определение положения микробеспилотных летательных аппаратов при помощи технологии 1BEACON // Юбилейная всероссийская научно-техническая конференции "Авиационные системы в XXI веке". Сборник тезисов докладов. ГНЦ РФ "ФГУП "ГосНИИАС ", 2016. – 300 с. – С. 63.

9.  Гоголев А.А., Лавров А.О., Комаров Д.В. Методы и средства определения препятствий для обеспечения автономного полета микробеспилотного летательного аппарат (МБЛА) в условиях замкнутого пространства // Юбилейная всероссийская научно-техническая конференции "Авиационные системы в XXI веке". Сборник тезисов докладов. ГНЦ РФ "ФГУП "ГосНИИАС ", 2016. – 300 с. – С. 54.

10.  Дремлюга Г.П., Есин С.А., Иванов Ю.А., Ляшенко В.А. Беспилотные летательные аппараты. Состояние и тенденции развития. Под общ. ред. Ю.Б. Иванова. – М.: Варяг,  2004. – 176 с. 

11.  ГОСТ Р 56122–2014. Воздушный транспорт. Беспилотные авиационные системы. Общие требования.

12.  Полтавский А.В. Модель измерительной системы в управлении БЛА // Информационно-измерительные и управляющие системы. – 2009. – №10. – С.73-77.

13.  Полтавский А.В., Семенов С.С., Бурба А.А. Комплексная методика оценки эффективности многоцелевых КБЛА // Боеприпасы. – 2010. – № 2. – С. 34-38.

14.  Болховитинов В.Ф. Пути развития летательных аппаратов. – М.: Оборонгиз, 1962. – 131 с.