Реализация образовательной программы дополнительного профессионального образования

в области информационных технологий ЯОК в СарФТИ НИЯУ МИФИ

Г.А. Федоренко,

декан ФПК, к.э.н., fpk@sarfti.ru,

Т.Г. Соловьев,

доц. каф. прикл. информ., к.э.н., timofey@bk.ru,

Н.А. Денисова,

доц. каф. машиностр., к.п.н., denisova@sarfti.ru,

СарФТИ НИЯУ МИФИ, г. Саров

В разделе конференции «Компьютерная графика и CAD/CAM/PDM-системы в учебных процессах» доклад знакомит слушателей с Программой переподготовки выпускников вуза (СарФТИ НИЯУ МИФИ), реализуемой с целью их подготовки к работе на цифровом базовом предприятии ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ. Программа дополнительного профессионального образования в области информационных технологий ЯОК, имеющая статус программы переподготовки специалистов предприятий ЯОК «Методология цифрового предприятия» разработана творческим коллективом преподавателей СарФТИ и специалистов РФЯЦ-ВНИИЭФ. Основная цель реализации Программы – повышение компетентностного уровня выпускников вуза в условиях функционирования ТИС ЯОК на цифровом базовом предприятии.

 

The report introduces the Program of training of graduates SarPhTI MEPhI, implemented with a view to their preparation for work on digital basic enterprise RFNC-RSRIEPh in the section of the conference "Computer graphics and CAD/CAM/PDM-systems in the learning process". The Program of additional professional education "Methodology for the digital enterprise" designed by the creative team of teachers SarPhTI and specialists of RFNC-RSRIEPh. It has status of the program of training of specialists of enterprises NWC.  The main goal of the Program is the increase of the competence level of University graduates in the field of IT-technologies in the functioning of the TIS NWC on digital basic enterprise.

1. Актуальность реализации программы

В соответствии со стратегией развития ГК «Росатом» и атомной отрасли, отраслевыми предприятиями активно внедряются инновационные информационные технологии комплексной автоматизации управленческой и производственной деятельности на основе современных методологий эффективного процессного управления, инжиниринга и реинжиниринга бизнес-процессов. Переход к концепции сквозного управления бизнес-процессами отраслевых предприятий на основе современных информационных технологий позволяет говорить о новом качестве производственно-управленческой деятельности, что обеспечит повышение её эффективности, расширение конкурентных преимуществ отраслевых предприятий с одной стороны, и существенное снижение производственных издержек с другой.

ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ является основной площадкой, на которой в течении нескольких последних лет успешно реализуется пилотный проект по созданию, внедрению, тиражированию и сопровождению типовой информационной системы отраслевых предприятий ЯОК (ТИС ЯОК). В настоящее время ряд функциональных модулей данной системы фактически внедрены в производственную и управленческую деятельность РФЯЦ-ВНИИЭФ на разных уровнях, проводятся переговоры о поставке и внедрении модулей системы на других отраслевых предприятиях.

Переход на новую концептуально-технологическую платформу управленческо-производственной деятельности на основе ИТ-технологий требует новых профессиональных компетенций действующих работников предприятия, а также вновь принимаемых молодых специалистов. Причем, получение необходимых профессиональных ИТ-компетенций будущими молодыми специалистами в процессе обучения в вузе позволяет существенно снизить время их профессиональной адаптации на рабочем месте.

При переходе на новую платформу возрастает потребность в молодых специалистах ИТ-профиля, профессионально соответствующих уровню актуализированных задач, решаемых в сфере информационных технологий, включая важнейшие на сегодняшний момент задачи информационной безопасности и импортозамещения, системного и прикладного программного обеспечения. Таким образом, комплексные компетенции в условиях функционирования ТИС ЯОК являются вызовом времени. Для приобретения специалистом комплексных компетенций, компетентности в условиях функционировании ТИС ЯОК необходимо решить задачи:

o  Интеграция ключевых элементов в образовательный процесс.

o  Формирование компетенций по приоритетным направлениям деятельности в контексте ключевых  элементов ТИС ЯОК.

o  Комплексная аттестация компетенций в условиях функционирования ТИС ЯОК.

Компетентность специалиста в условиях функционирования ТИС ЯОК является конкурентным преимуществом кандидата на трудоустройство в РФЯЦ-ВНИИЭФ. Творческим коллективом преподавателей СарФТИ и специалистов РФЯЦ-ВНИИЭФ разработана образовательная Программа дополнительного профессионального образования в области информационных технологий ЯОК, имеющая статус программы переподготовки специалистов предприятий ЯОК «Методология цифрового предприятия» (для технических и экономических специальностей).

В ходе освоения дисциплин образовательной программы переподготовки рассматриваются и анализируются ключевые проблемы и перспективы развития современных подходов к комплексной автоматизации процессов управления и производственной деятельности предприятий на основе информационных технологий с учетом отраслевой специфики. Слушатели знакомятся с методологией и этапами пилотного проекта типовой информационной системы отраслевых предприятий ЯОК (ТИС ЯОК), особенностями внедрения системы в производственную деятельность и ее эксплуатации, учатся комплексно анализировать производственные проблемы на основе процессного подхода, методологии инжиниринга и реинжиниринга бизнес-процессов, управления сквозным циклом изделий научно-производственного предприятия в течение жизненного цикла, изучают аспекты формирования новой корпоративной культуры. В процессе обучения также изучается необходимая нормативная база и документы, регламентирующие особенности управленческой и производственной деятельности на основе ТИС ЯОК в открытом контуре.

2. Общие сведения о программе

Образовательная программа дополнительного профессионального образования в области информационных технологий ЯОК (далее Программа) реализуется на базе учебно-исследовательского центра компетенций в области информационных технологий ЯОК (УИЦК ИТ ЯОК), организованного СарФТИ НИЯУ МИФИ совместно с ФГУП «РФЯЦ- ВНИИЭФ». Программа ориентирована на обучение студентов последнего года обучения по следующим востребованным направлениям:

-     адаптация, эксплуатация информационных систем, входящих в пул ТИС ЯОК;

-     разработка (системное администрирование, программирование) модулей ТИС ЯОК;

-     разработка решений для программных продуктов, связанных с решением задач импортозамещения (операционные системы, базы данных и т.п.;

-     применение технологий сквозного проектирования изделий ЯОК.

Область профессиональной деятельности охватывает как технические специальности, так и экономические.

Программа подготовки включает в себя 8 дисциплин, общим объемом учебной нагрузки 396 часов с промежуточной формой контроля в виде зачета по каждой дисциплине. Итоговая аттестация производится в виде защит итоговых выпускных работ. Защита производится коллегиально с последующим обсуждением. Временной континуум зависит от количества слушателей в группе.

Таблица 1

Структура Программы

п/п

Наименование модулей

Всего час.

В том числе

Лекции

Практические занятия (семинары), лабораторные работы

Выездные занятия

1.

Модуль 1.Типовая информационная система отраслевых предприятий ЯОК

108

54

54

 

2.

Модуль 2. Системы автоматизированного проектирования, инженерного анализа и подготовки производства изделий

216

54

162

 

3.

Модуль 3. Системы управления предприятием

72

16

56

 

Итоговая аттестация*

 

 

 

 

 

ИТОГО

396

124

272

 

 

Примечание

* Итоговая аттестация производится в виде защит итоговых выпускных работ. Защита производится коллегиально с последующим обсуждением. Временной континуум зависит от количества слушателей в группе.

3. Минимум содержания Программы

3.1. Учебно-тематический план Программы

Таблица 2

Учебно-тематический план образовательной Программы дополнительного профессионального образования в области информационных технологий ЯОК «Методология цифрового предприятия» (для технических и экономических специальностей)

п/п

Наименование модулей, разделов и тем

Всего часов

Аудиторное обучение, в том числе

Приме-

чание

Лекции

Практич.

занятия

Самост.

работа

Модуль 1. Типовая информационная система отраслевых предприятий ЯОК

1.1

Методология комплексной автоматизации предприятий ЯОК

36

18

18

0

 

1.2

Процессная модель научно-производственного предприятия

36

18

18

0

 

1.3

Единая отраслевая система электронного документооборота (ЕОСДО)

36

18

18

0

 

Модуль 2. Системы автоматизированного проектирования, инженерного анализа и подготовки

производства изделий

2.1

3D-моделирование изделий научно-производственного предприятия (САПР Компас-3D)

72

18

54

0

 

2.2

Сквозное проектирование научно-производственного предприятия (САПР Вертикаль)

72

18

54

0

 

2.3

Сквозное проектирование изделий научно-производственного предприятия (САПР Лоцман)

72

18

54

0

 

Модуль 3. Системы управления предприятием

3.1

ERP ТИС ЯОК: Бухгалтерский и  налоговый учёт

36

8

28

0

 

3.2

ERP ТИС ЯОК: Управление финансами

36

8

28

0

 

ВСЕГО

396

124

272

0

 

Подготовка и защита выпускной  квалификационной работы

 

3.2. Цели реализации модулей по разделам

3.2.1. Модуль 1. Типовая информационная система отраслевых предприятий ЯОК

Методология комплексной автоматизации предприятий ЯОК

В рамках концепции ТИС ЯОК на предприятиях ОПК планируется разработка и внедрение сквозных технологий 3D-проектирования, создание единого информационного пространства предприятий ЯОК, создание эффективной системы управления предприятиями отрасли, модернизация ИТ-инфраструктуры, организация консолидированных ЦОДов внутри контуров предприятий ЯОК.

Реализация Программы дает возможность студентам ознакомиться с концепцией ТИС ЯОК, в рамках которой работает РФЯЦ-ВНИИЭФ, являющийся основным предприятием-работодателем для выпускников СарФТИ НИЯУ МИФИ. В программе предполагается рассмотрение общих сведений о функционировании предприятия ОПК в рамках концепции ТИС ЯОК.

Цель: прошедший подготовку и итоговую аттестацию должен быть готов к профессиональной деятельности по работе в структуре предприятия ОПК, на котором реализуется концепция ТИС ЯОК.

 

Процессная модель научно-производственного предприятия

Для всех типов организаций самой актуальной задачей является построение эффективной системы управления. Система управления должна обеспечивать выполнение задач организации и достижение успеха во внешней среде. В число наиболее передовых методов построения такого пространства входит процессный подход к управлению. В основе процессного подхода к управлению организацией лежит выделение в организации системы бизнес-процессов. Модель системы бизнес-процессов является эффективным инструментом управление этими процессами.

Реализация Программы даст возможность подготовить студентов к выходу в реальную жизнь с учетом современных реалий. В программе предполагается рассмотрение основ процессного подхода к управлению предприятием, а также изучение основных методик построения процессной модели предприятия и возможностей ее использования.

Цель: прошедший подготовку и итоговую аттестацию должен быть готов к профессиональной деятельности: по исследованию в области проектирования и совершенствования структур и бизнес-процессов предприятия; по применению процессного подхода к организации деятельности в структурных подразделениях предприятия; по использованию интегрированных систем проектирования и управления для реализации процессного подхода к управлению предприятием в качестве специалиста, обеспечивающего реализацию и управление проектом по применению процессного подхода к управлению предприятием с использованием современных информационных систем.

 

Единая отраслевая система электронного документооборота (ЕОСДО)

Единая отраслевая система электронного документооборота (ЕОСДО) – это проект Госкорпорации «Росатом», в рамках которого в единое информационное пространство объединены десятки предприятий ЯОК. Внедрение единого отраслевого электронного документооборота – это не только и не столько переход на новый программный продукт. Это огромные изменения в сознании и культуре работы сотрудников, как рядовых, так и руководящих.

Реализация Программы даст возможность студентам подготовиться к работе в системах электронного документооборота, освоить основные принципы функционирования ЕОСДО. В программе предполагается рассмотрение общих сведений о системах электронного документооборота, в частности ЕОСДО, ознакомление с основными приемами и принципами работы в системе ЕОСДО.

 Цель: прошедший подготовку и итоговую аттестацию должен быть готов к профессиональной деятельности:

-     по выбору методов и средств проектирования систем электронного документооборота;

-     по переходу к безбумажной технологии управления путем использования средств автоматизации процессов составления и ввода электронных документов;

-     по работе с процессами обработки, хранения, поиска и передачи электронных документов;

-     по выполнению мероприятий по планированию документооборота и бизнес-процессов, контроля их исполнения, анализа и совершенствования.

Основные темы:

1.  Импортонезависимая информационная технологическая платформа ТИС ЯОК.

2.  Методология моделирования бизнес-процессов в ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ. Процессная модель. Фабрика процессов.

3.  Аппаратная программная платформа на базе импортонезависимой операционной системы.

4.  Система управления ресурсами предприятия.

5.  Технология сквозного 3D-проектирования, моделирования, расчётов, испытаний.

6.  Информационная безопасность.

7.  Система управления производством.

3.2.2. Модуль 2. Системы автоматизированного проектирования, инженерного анализа и подготовки производства изделий

Региональная составляющая модуля обусловлена тем, что институт расположен в закрытом административно-территориальном образовании, основой которого является крупнейшее предприятие оборонного значения - РФЯЦ-ВНИИЭФ. Поэтому направленность учебной подготовки студентов в рамках предлагаемых модулей в качестве дидактических единиц в большей мере определяется программным обеспечением компании АСКОН, применяемым на данном предприятии.

Программа предусматривает обучение студентов технологиям сквозного проектирования, знакомит студентов с наиболее общими инвариантными относительно приложений методами и средствами современного проектирования, которые иллюстрируются примерами из конкретных предметных областей. Сквозное проектирование – это проектирование, смысл которого состоит в эффективности передачи данных и результатов конкретного текущего этапа проектирования сразу на все последующие этапы. Оно базируется на модульном построении САПР, на использовании общих базовых данных и базовых знаний, и характеризуется широкими возможностями моделирования и контроля на всех этапах проектирования.

Программа состоит из трех взаимосвязанных разделов, осваиваемых студентами в параллельно-последовательном режиме.

1. КОМПАС-3D – система автоматизированного проектирования, инженерного анализа и подготовки производства изделий любой сложности и назначения, которая является составляющей программного обеспечения конструкторско-технологической подготовки АСКОН. Она представляет собой инструментальную среду, предназначенную для автоматизации проектирования сложных изделий в машиностроении и в других областях промышленности. Компас-3D является системой гибридного (твердотельного и поверхностного) параметрического моделирования, она предназначена для проектирования деталей и сборок в трёхмерном пространстве (3D-проектирования), а также для оформления конструкторской документации.

2. ВЕРТИКАЛЬ - система автоматизированного проектирования технологических процессов и разработка технологической документации (ТД) и предлагает к изучению основы технологической подготовки производства (ТПП) применительно к сквозным 3D-технологиям; применение программ-верификаторов при отработке управляющих программ (УП) для оборудования с ЧПУ. ВЕРТИКАЛЬ является составляющей частью сквозного цикла в решении задач конструкторско-технологического проектирования на основе твердотельного 3D-моделирования.

3. ЛОЦМАН - Система управления инженерными данными и жизненным циклом изделия  Это программное обеспечение предназначено для автоматизации управления производственным процессом На основе этой системы строится планирование работ, управление заданиями, электронный документооборот и архив

Целями освоения данного модуля являются:

·      фундаментальная подготовка специалиста в получении теоретических знаний и практических навыков по выполнению конструкторско-технологических документов по технологической подготовке производства (ТПП) с помощью программ АСКОН: КОМПАС-3D, ВЕРТИКАЛЬ, ЛОЦМАН;

·      формирование умений в использовании современных информационных технологий при проектировании и изготовлении машиностроительных изделий;

·      формирование навыков работы на компьютерной технике с графическими пакетами для получения конструкторских, технологических и других документов в области ТПП;

·      формирование у студентов умений применять полученные знания в области сквозного проектирования при ТПП.

Основные темы:

3D-моделирование изделий научно-производственного предприятия (САПР Компас-3D)

1.  Общие сведения.

2.  Создание детали.

3.  Создание сборок.

4.  Создание сборочного чертежа.

Сквозное проектирование научно-производственного предприятия (САПР Вертикаль)

1.  Применение средств автоматизации при проведении инженерных расчетов и ТПП.

2.  Руководство технолога.

3.  Методы работы технолога с составом изделий ЛОЦМАН:PLM.

4.  Настройка управляющих программ.

Сквозное проектирование изделий научно-производственного предприятия (САПР Лоцман)

1.  Введение в технологию сквозного проектирования.

2.  Общие сведения о PDM-системе.

3.  Методы и средства управления данными об изделии.

4.  Методы и средства управления процессом сквозного проектирования.

5.  Организация типового процесса сквозного проектирования.

Необходимо отметить, что 3D-моделирование включено в ряд дисциплин для подготовки бакалавров и магистров технических инженерных специальностей. Такие слушатели сдают зачет и, в случае выявления необходимого уровня владения ими программным обеспечением, переходят на уровень «Вертикаль» и «Лоцман». Раздел модуля в области «Компас» дает возможность начальной подготовки слушателей, не владеющих навыками в области инженерной графики. Однако на защите выпускной квалификационной работы слушатели высоко оценивали нужность таких знаний для общего понимания логики работы цифрового предприятия. Справедливости ради отмечаем, что ведется доработка модуля для включения всех слушателей в образовательный процесс – введение двухуровневой подготовки: проектирование снизу (начальный уровень); проектирование сверху (продвинутый уровень).

3.2.3. Модуль3. Системы управления предприятием

В настоящее время совершенствование корпоративного управления, охватывающего все бизнес-процессы, становится ключевой стратегической задачей развития и жизнедеятельности любого предприятия. В силу того, что практически все экстенсивные способы совершенствования управления исчерпаны, единственным способом выживания в конкурентной борьбе остаются интенсивные способы улучшения управления. Одним из способов организации эффективного управления предприятием, опирающегося на стратегию его развития, является информатизация корпоративного управления за счет внедрения новейших управленческих и информационных технологий. Ядром таких технологий являются ERP-системы.

Обучение по данной программе даст возможность приобрести слушателем практические навыки эксплуатации модулей ERP типовой информационной системы предприятий отрасли (ТИС ЯОК), ознакомиться с уникальным опытом реализации программы по созданию ТИС ЯОК в пилотной зоне РФЯЦ-ВНИИЭФ.

В программе предполагается рассмотрение общих сведений о функционировании предприятия ОПК в рамках концепции "Цифровое предприятие».

Цель: прошедший подготовку и итоговую аттестацию должен быть готов к профессиональной деятельности по использованию модулей ERP типовой информационной системы для выполнения профессиональных задач.

Основные темы:

1.  Введение в ERP-системы.

2.  Элементы информационной системы управления предприятием.

3.  Концепция систем планирования ресурсов в масштабе предприятия.

4.  Функциональная структура ERP-системы.

5.  Характеристики ERP-систем.

6.  Архитектура построения ERP-систем.

7.  Рынок ERP-систем.

8.  Проект по внедрению ERP-системы: основные этапы.

9.  Обзор ERP ТИС ЯОК: Бухгалтерский и налоговый учет.

10.          Обзор ERP ТИС ЯОК: Управление финансами.

Более подробно с программой дополнительного профессионального образования в области информационных технологий ЯОК «Методология цифрового предприятия», а также с ее методическим обеспечением можно ознакомиться на сайте sarfti.ru.

Литература

1.  Макаренко С.И. Информационная безопасность. Ставрополь, СФ МГГУ им. М.А. Шолохова. – 2009

2.  Ярочкин В.Ę. Информационная безопасность: Учебник для вузов. Академический Проект, «Мир». – 2008

3.  Дэниел О'Лири. ERP системы. Современное планирование и управление ресурсами предприятия. Выбор, внедрение, эксплуатация. М.: ООО «Вершина». – 2004

4.  Жуков Б.М., Ткачева Е.Н. Исследование систем управления: Учебное пособие. Дашков и Ко. - 2014 

5.  Бьерн А. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. М.:РИА «Стандарты и качество». – 2003

6.  Репин В.В. Бизнес-процессы: моделирование, внедрение, управление. М.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер». – 2013

7.  Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М.: Издательство «Маннванов и Фербер». – 2013

8.  Загидуллин Р.Р. Управление машиностроительным производством с помощью систем MES, APS, ERP. – 2011

9.  Руководство пользователя КОМПАС-3D V-12. Компания АСКОН, 2010

10.  ЛОЦМАН: PLM. Первичная настройка системы. Компания АСКОН, 2013

11.  Центр управления Комплексом АСКОН . Компания АСКОН, 2013

12.  Библиотека интеграции с ЛОЦМАН:PLM. Руководство пользователя. Компания АСКОН, 2013

13.  КОМПЛЕКС РЕШЕНИЙ АСКОН 2-14. Установка и первичная настройка. Компания АСКОН, 2014

14.  ВЕРТИКАЛЬ. Руководство администратора. – ООО «АСКОН, Бизнес-решения». – 2014

15.  ВЕРТИКАЛЬ. Руководство пользователя. – ООО «АСКОН, Бизнес-решения».  – 2014

16.  Справочник технолога. – ООО «АСКОН, Бизнес-решения». – 2014