Программный эмулятор управления БЛА
А.И. Разумовский,
с.н.с., к.т.н.,
ИПУ РАН, г. Москва
Беспилотные
летательные аппараты (БЛА) – это летательные аппараты, пилотируемые
дистанционно. Их использование позволяет снизить себестоимость удаленного наблюдения
и контроля окружающей среды. Не только в военном секторе, в котором БЛА уже
достаточно активно используются, но и в гражданском секторе широкое
распространение невозможно без решения ряда технических и научных задач.
Быстрое
развитие БЛА от образцов для демонстрации перспективных концепций до систем,
разрабатываемых в рамках крупных официальных программ, заставило столкнуться с
целым рядом проблем, связанных с моделированием их движения, взаимодействия и
оперативного управления.
Система
моделирования управлением БЛА должна включать операции по изменению положения в
пространстве и трех углов полета: угла тангажа,
рыскания и крена, - а также визуализацию результата управления. Кроме того,
система моделирования позволяет отображать получаемые данные положения БЛА.
Основные структурные элементы системы представлены на рисунке 1.
Рис. 1 Структура
системы моделирования управлением БЛА
Блок
хранения организован в виде двухкомпонентной структуры, в одной части которой
содержится цифровая модель рельефа, загружаемая из DXF-файла,
подготовленный в 3D Studio
Max. Вторая компонента включает массив координат траектории
полета БЛА. Сама траектория полета может быть произвольной, то есть
управляемой, но присутствует в системе, как своего рода исходный элемент, первоначально
БЛА располагается в точке, задаваемой 1-ой точкой массива траектории.
Блок
управления включает панель контроля БЛА с кнопками операций перемещения и
вращения аппарата. Кроме того, операции дублируются клавиатурой. Также в блоке
управления предусмотрена возможность изменения наблюдения БЛА, осуществляемая
посредством смены режима управления. Имеется три режима наблюдения:
- режим стационарной неподвижной камеры,
обеспечивающий наблюдение над полетом БЛА со стороны;
- режим подвижной камеры, непосредственно
позволяющий видеть полет по траектории из кабины БЛА;
- режим
«сверху-вниз», дающий взгляд камеры, опущенной
вертикально вниз.
На
рисунке 2 последовательно визуализированы все три режима:
а)
б)
в)
Рис. 2 Режимы визуализации управлением БЛА
Рисунок
2-а отображает динамическую камеру, когда в поле зрения оператора оказывается
рельеф; 2-б показывает наблюдение за движением БЛА (в виде красной сферы) по
траектории со стороны; на рисунке 2-в
камера «смотрит» из точки нахождения БЛА вниз.
Для
осуществления гладкой интерполяции между положениями БЛА были построен класс
кватерниона, в котором кроме основных функций задания и операций над
кватернионами есть процедуры преобразования кватерниона в матрицу и наоборот.
Основными
элементами алгоритма эмулятора являются следующие шаги:
§
загрузка
программы, одновременная инициализация структур блока хранения и заполнения их
данными;
§
настройка
модельно-видовой матрицы соответствующего режима визуализации;
§
подключение
таймера, по которому может двигаться подвижная камера;
§
позиция
камеры определяется текущей точкой траектории,
направление взгляда - следующей точкой траектории, а также вектором вверх (UP) – по умолчанию это направление
совпадает с осью Z;
§
также
рассчитывается коррекция направления взгляда камеры в сторону вниз и в центр
модели рельефа.
Кроме
того, на панели управления имеются кнопки сохранения – загрузки состояния
камеры. Они служат для записи и восстановления данных
камеры в формате - кватернион + позиция, – одного текущего значения.
В
дальнейшем программный эмулятор БЛА может быть снабжен дополнительными модулями
спутникового слежения и телеметрии, реализующими возможности автоматического
поведения БЛА при возникновении предусмотренных и нештатных ситуаций. Кроме
того, в сочетании с методами распознавания образов он может использоваться для
управления поиском заданных объектов на местности.
Разработка
программного эмулятора встретила определённые трудности, связанны с
необходимостью согласовывать отладочные данные с получающимися изображениями, а
также соорганизовывать между собой разнородную отладочную
информацию. Эта проблема успешно решена посредством использованием средства
неформального проектирования программных систем «Калейдоскоп-Эврика» [1,2].
Литература
1.
Разумовский
А.И. Неформальное проектирование алгоритмов // Труды международной конференции
«Системы проектирования, технологической подготовки производства и управления
этапами жизненного цикла промышленного продукта (CAD/CAM/PDM - 2015)». Под ред.
А.В. Толока. - М.: «Аналитик», 2015. с. 109-112.
2.
Разумовский
А.И. Разработка алгоритмов посредством программного комплекса «Эврика», //
Труды международной конференции «Системы проектирования, технологической
подготовки производства и управления этапами жизненного цикла промышленного
продукта (CAD/CAM/PDM - 2015)». Под ред. А.В. Толока. - М.: «Аналитик», 2015.
с. 113-115.