Условия
эффективного использования педагогических технологий в техническом ВУЗе
Т.С.
Москалева,
зав.
каф., к.т.н., доц., eg@samgtu.ru,
А.
Б. Пузанкова,
доц.,
к.п.н. puzankova.emigo@yandex.ru,
СамГТУ,
г. Самара
Рассмотрены технические
возможности мультимедиа, позволяющие на современном этапе создавать
инновационные обучающие программы профессионального технического образования.
Reviewed the technical capabilities
of multimedia, allowing to create innovative training
programs professional technical education.
Развитие промышленного
производства требует от технических университетов постоянного пополнения его
высококвалифицированными инженерными кадрами. Это возможно при соблюдении двух
непременных условий, обеспечивающих качество образовательного процесса –
наличия компетентных педагогических кадров и современной
материально-технической базы. Только компетентный педагог, способен в полной
мере воспользоваться достижениями научно-технического прогресса и выстроить
учебный процесс таким образом, чтобы добиться наивысших результатов в
подготовке современных специалистов.
Диктуемые временем
изменения в парадигме высшего образования, являющиеся следствием изменений в
миссии массового вуза и развития информационных технологий, предусматривают
поиск эффективных форм коммуникации студентов и преподавателей. В условиях
информатизации и создания единой образовательной среды все большую популярность
находят интерактивные средства обучения, которые функционируют на базе
информационно-коммуникационных технологий (интерактивные доски,
учебно-методические порталы, сетевые электронные учебно-методические комплексы,
интерактивные тесты и др.). Современная деятельность педагогов требует знания
информационных и коммуникационных технологий, способности ориентироваться в
информационном пространстве, адаптироваться к его изменениям, выбирать и
использовать в работе средства, которые оптимально сочетают затраты ресурсов,
сроки выполнения задач и качество получаемого результата.
К
примеру, при изучении студентами СамГТУ курса
инженерной графики, формирование профессиональных инженерно-графических
компетенций и их структурных компонентов [1], обеспечивается
информационно-дидактической базой, представленной в виде комплекса электронных
образовательных средств, применяемых в компьютеризированной обучающей среде (КОС),
см. рис. 1: системы автоматизированного проектирования (САПР); электронные
образовательные ресурсы (ЭОР); интернет.
Рис.1. Структурные компоненты
компьютеризированной обучающей среды
Эффективное
использование электронных образовательных средств, при проведении различного
рода занятий, предполагает анализ процесса обучения с позиций системного
подхода, основанного на детальном рассмотрении состава, структурных
компонентов, задействованных в нем связей и функционального взаимодействия
между ними.
Реализация уникальных
возможностей средств информационно-коммуникационных технологий, которые создают
предпосылки для повышения эффективности образовательного процесса, стимулируют
развитие дидактики, а также создание методик, ориентированных на развитие
личности обучаемого, обеспечивает:
-
стимулирование
учебно-познавательной деятельности и обеспечения рационального сочетания различных ее видов (поисковая, экспериментальная,
исследовательская и др.) с учетом дидактических особенностей каждой из них;
-
формирование
информационно-коммуникационных компетенций (умений сравнивать преимущества и
недостатки различных источников информации, выбирать соответствующие технологии
поиска информации, создавать и использовать должные модели и процедуры изучения
и обработки информации и т.п.);
-
повышение
эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей
электронных образовательных средств;
-
активизацию
побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной
деятельности (например, за счет компьютерной визуализации учебной информации,
выбора режима учебной деятельности и т.п.)
-
углубление
межпредметных связей за счет использования
современных мультимедийных средств обработки
информации, при решении задач из различных предметных областей и т.п.
Интеграционный характер
проблемы внедрения электронных образовательных средств в образовательный
процесс требует детального анализа требований к образовательному процессу с
позиции содержательного наполнения, вариативности его структуры,
композиционного построения и технологической реализации. Более того, очевидна
привязка этой проблемы к аппаратным средствам информационных технологий,
находящихся в распоряжении преподавателя.
Примером реализации
использования средств КОС при традиционном подходе организации образовательного
процесса служит:
·
использование
мультимедийных электронных презентаций для
сопровождения чтения лекций как средства визуализации информации; возможность
представления в мультимедийной форме уникальных
информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и
др.);
·
использование
ресурсов сети Интернет и мультимедийных
образовательных ресурсов на CD
при подготовке к семинарам, коллоквиумам и практическим занятиям;
·
использование
электронных ресурсов в процессе самостоятельной
работы студентов, курсового и дипломного проектирования;
·
обобщение
опыта работы профессионалов, представленного в сети Интернет при подготовке к
производственной практике и т.п.
Кроме того,
информационно-коммуникационные технологии позволяют решать ряд специфических
дидактических задач, обеспечивая:
§
архивное
хранение достаточно больших объемов информации с возможностью её визуализации и
передачи, а также многократного доступа и обращения к ней неограниченного числа
пользователей;
§
более
глубокую индивидуализацию обучения и обеспечение условий для его вариативности
с использованием электронных образовательных ресурсов;
§
возможность
представления и взаимодействия с виртуальными трехмерными образами изучаемых
объектов, с компьютерными моделями изучаемых объектов и процессов (прежде всего
тех, с которыми сложно познакомится на практике);
§
возможность
автоматизированного контроля и более объективное оценивание знаний и умений;
§
обеспечение
виртуальных семинаров, дискуссий, деловых игр и других видов занятий на основе
информационно-коммуникационных технологий и т.п.
Указанные дидактические
возможности КОС требуют:
o глубокого содержательного анализа
дисциплин учебного плана;
o оценки эффективности используемых
форм, методов и приемов и прогнозирования возможностей повышения качества
обучения за счет внедрения ЭОР;
o проектирования и организации
образовательного процесса на качественно новом уровне, используя инновационный
потенциал информационной образовательной среды вуза.
Поэтапное
целенаправленное внедрение средств КОС создает объективные условия для
внедрения инновационных педагогических технологий.
Эффективная и устойчивая
реализация ЭОР осуществляется за счет инновационной педагогической технологии
формирования профессиональных
инженерно-графических компетенций, представляющей собой интегративную
совокупность информационно-развивающих, деятельностных,
личностно-ориентированных методов обучения .
При этом базовыми
являются:
1. Кейс-технология, основанная
на предоставлении обучающимся электронных образовательных ресурсов в виде
специализированных наборов учебно-методических комплексов (кейсов),
предназначенных для самостоятельного изучения с использованием различных видов
носителей информации. Доставка материалов обучающимся
по данной технологии осуществляется любыми приемлемыми для организации учебного
процесса способами: тиражирование на электронных носителях, рассылка по
электронной почте, размещение учебно-методических материалов на сайте и т.п.
2. Модульное обучение, которое широко
применяется в различных формах обучения. Основным средством реализации
модульной программы в учебном процессе является учебный элемент – автономный
учебный материал, предназначенный для усвоения некоторой учебной единицы и
используемый для самообучения или обучения под руководством преподавателя.
Учебный элемент становится основным документом, регламентирующим и направляющим
работу обучаемого. Информационно-коммуникационные
технологии значительно расширяют возможности представления, тиражирования и
трансляции учебных элементов обучаемым.
3. Проектно-исследовательская методика
организации деятельности на основе КОС в процессе самостоятельной работы
студентов, предполагающей комплексный характер учебной деятельности всех ее
участников по достижению конкретного образовательного результата в заданный
промежуток времени. Проектная деятельность с использованием
КОС ориентирует студентов на создание внешнего образовательного продукта (мультимедийного проекта, сайта, электронной презентации и
т.п.), которому соответствуют внутренние приращения исполнителей – личностные
качества, умения и навыки, которые развились у студентов в результате создания
этого продукта;
Нами
установлено, что «Кейс-технологии»
эффективно использовать на первоначальном этапе обучения, при формировании
способности решать профессиональные задачи репродуктивного характера. При этом
предполагается линейное структурирование учебного материала, где его части
представлены последовательно и непрерывно как звенья единой целостной учебной
темы, которые в совокупности раскрывают раздел, а все разделы – учебный курс.
На этапе обучения, где
задания носят продуктивный характер, будет эффективным использование модульного
способа структурирования учебного материала. Интерактивность обучающих программ
позволяет незамедлительно использовать усвоенные знания на практике при
выполнении заданий приближенных к производственным задачам. Переход от модели
специалиста к построению модели его подготовки осуществляется через выделение и
описание профессиональных задач и построении на их основе учебных модулей. При
таком способе содержание каждой учебной темы, как целостной единицы содержания
образования, перераспределяется по следующим направлениям: ориентационное,
методологическое, содержательно-описательное, операционально-деятельностное,
контрольно-проверочное.
В процессе реализации
личностно-ориентированной методики, когда задания носят креативный
(творческий) характер, рациональным нам представляется, использование
спиралеобразного и концентрического способов представления учебного материала.
Преподавателем (или самими студентами) ставится проблема, к решению которой
студенты возвращаются постоянно, расширяя и обогащая круг связанных с ней
знаний и способов деятельности. Для этого способа характерно многократное
возвращение к проработке и обогащению исследуемых тем и апробация новых идей.
Литература
1.
Пузанкова А.Б. Формирование
профессиональных инженерно-графических компетенций студентов в процессе их
обучения компьютерной графике [Текст] дисс. к.п.н.
-13.00.08 Самара, 2012.