Функции автотранспортного цеха
В.А. Денисенко,
сотр.,
В.Д. Костюков,
в. н. с., к.т.н.,
В.А. Кроль,
нач.цеха,
В. А. Петрик,
дир. РКЗ,
А.В. Цырков,
гл. констр. ЕКИТСУП, д.т.н.,
zavod-hrunichev@mail.ru
ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, г.
Москва
Представлены
результаты структурно-функционального моделирования существующих бизнес
процессов автотранспортного цеха федерального государственного унитарного
предприятия: «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР имени
М.В. Хруничева», выполненного с применением лицензионной системы AllFusion Process Modeler
, учитывающей требования международных стандартов IDEF0.
В
настоящее время в ГКНПЦ открыт прием на работу только молодежь - выпускников
профессиональных училищ, колледжей и ВУЗов,
рассчитывая закрепить их на производстве за счет интересной работы и
перспективы карьерного роста. Такой
подход не решает кадровых проблем. Возраст сегодня не имеет решающего значения.
Оценивать людей нужно с учетом их производительности и вклада в общее дело. Возрастные
сотрудники обладают бесценным опытом многих лет работы, порой по разным направлениям,
к тому же они умеют работать в команде. Целесообразно всегда задумываться над
тем, как правильно сформировать культуру отношений, где опыт и возраст всегда в
почете. Для принятия взвешенного решения этой проблемы и проводится
функциональное моделирование бизнес процессов. На рис.1 представлена диаграмма
декомпозиции блока: «Транспортировать».
рис.1. Диаграмма
декомпозиции блока: «Транспортировать»
Бизнес процессы осуществления транспортных операций предназначены для:
-
обеспечения перевозок грузов и пассажиров, а также погрузочно-разгрузочных и
земляных работ при строительстве объектов в соответствии с планом транспортного
обслуживания;
-
качественного выполнения установленной цеху производственной программы и заданий
по технико-экономическим показателям использования транспортных средств;
-
учета, анализа и обобщения объемов транспортных услуг, оказываемых цехом подразделениям
ГКНПЦ имени М.В. Хруничева;
-
разработки и внедрения мероприятий по снижению себестоимости транспортных и погрузочно-разгрузочных
работ;
-
содержания транспортных средств в состоянии,
обеспечивающем требуемые эксплуатационные показатели с минимальными издержками.
Данные бизнес процессы реализуются с применением средств вычислительной
техники, стандартного офисного программного обеспечения и программ собственной
разработки. Ведутся работы по освоению лицензионных систем NX, Teamcenter,
DocsVision, Oracle E-BusinusSuite [1].
Бизнес процессы осуществления транспортных железнодорожных (ж/д) операций предназначены для
комплектации, упаковки и погрузки-выгрузки компонентов и сегментов космической
транспортной системы в транспортные ж/д средства с
целью доставки их на стартовую позицию. Данные бизнес процессы реализуются с
применением средств вычислительной техники [2].
Бизнес процессы оказания транспортных услуг сторонними
предприятиями
предназначены для обеспечения надёжных и качественных транспортных операций,
выполняемых транспортным цехом и цехом комплектовочно-упаковочным и железнодорожного
транспорта. Данные бизнес процессы реализуются с применением современных технологий
ПРТС-работ, использующих последние достижения науки и техники [3].
Предложения по изменению КД - предложения по
оптимизации элементов конструкции с целью повышения технологичности.
При
изготовлении компонентов и сегментов транспортной системы обнаруживаются
ошибки, допущенные при проектировании. Для их исправления должны быть выполнены
работы по корректировке КД.
Оперативные планы - квартальные, месячные планы,
цикловые графики запуска новых изделий, номенклатурные цеховые списки и другая
планово-экономическая документация для управления производством.
Отсутствует
комплекс стандартов предприятия, регламентирующий формирование, хранение и обращение
электронных документов, что существенно снижает эффективность применения
программно-аппаратных средств.
ТД - технологическая документация на изготовление
компонентов и сегментов космической транспортной системы. В
состав её входят: маршрутные карты, маршрутно-операционные карты, операционные
карты, карты эскизов, карты наладки инструментов для оборудования с ЧПУ,
ведомости оснащения, карты раскроя материала, комплектовочные карты,
нормировочные карты, карты контроля, конструкторская и технологическая документация
на СТО, производственные инструкции, технологические указания, классификаторы
СТО и их элементов, типовые технологические процессы, методики проведения
испытаний и другие документы.
Состав
и комплектность технологической документации зависит от вида технологического
передела и регламентируется стандартами предприятия. Объем ТД в 50 -70 раз
больше объема КД. В настоящее время более 70% технологической документации
формируется в виде документов электронных - ДЭ, но применяется в виде обычных бумажных
документов, так как в РКЗ отсутствуют СТП, регламентирующие порядок
формирования, хранения и обращения ДЭ.
Испытанные компоненты и сегменты - прошедшие испытания и
контроль, годные к использованию в составе космической транспортной системы
компоненты и сегменты этой системы.
В
отечественном ракетно-космическом машиностроении принята методика изготовления
из одинаковых по свойствам материалов (из одной плавки и из одной партии)
нескольких (4-5) изделий, одно из которых является летным образцом, а остальные
предназначены для различных видов испытаний (включая разрушающие), по результатам
которых дается заключение о годности летного образца.
Транспортный цех осуществляет погрузку, контроль
перевозки и выгрузки транспортируемых автомобильным
транспортом к месту старта компонентов и сегментов космической транспортной
системы, а также обслуживающего персонала. Транспортный цех является
структурным подразделением РКЗ и находится в подчинении руководителя департамента
по снабжению и транспорту. Непосредственное руководство цеха осуществляет начальник,
который назначается и освобождается от должности в установленном в ГКНПЦ
порядке. Руководство производственными участками цеха осуществляется их руководителями.
В своей работе цех руководствуется:
ü действующим законодательством
РФ, методическими материалами по вопросам выполняемой работы;
ü уставом ГКНПЦ имени
М.В. Хруничева и коллективным договором;
ü конструкторской
документацией и производственными инструкциями;
ü установленными
технико-экономическими показателями и утвержденным штатным расписанием;
ü правилами внутреннего
трудового распорядка;
ü приказами и
распоряжениями руководства ГКНПЦ и распоряжениями непосредственного
руководителя;
ü действующими
положениями по охране труда, промышленной и противопожарной безопасности,
гражданской обороне;
ü правилами внутриобъектового режима ГКНПЦ имени М.В. Хруничева;
ü положением о
транспортном цехе.
Руководство
РКЗ обеспечивает цех соответствующими материальными, трудовыми и финансовыми
ресурсами необходимыми для производственной деятельности цеха. Все руководители
цеха обеспечивают безопасные условия труда на закрепленных производственных
участках. Реорганизация и ликвидация цеха осуществляется по решению Генерального
директора с оформлением соответствующего приказа по ГКНПЦ имени М.В. Хруничева.
В
состав транспортного цеха входят:
- служба эксплуатации;
- техническая служба;
- служба подготовки;
- административно-хозяйственная служба.
Цеховые
службы руководствуются в работе своими действующими инструкциями. Средства механизации и автоматизации
погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских (ПРТС) работ проектирует ОМАПП.
Комплекты конструкторской документации - КД формируются
(размножаются с контрольных копий) ОТД в соответствии
с ведомостями расцеховок, выданными ТОРМН. Используются как для выполнения
работ по ТПП, так и при производстве и контроле изделий РКТ.
Транспортные подразделения осуществляют
погрузку, контроль перевозки и выгрузки
транспортируемых к месту старта компонентов и сегментов космической транспортной
системы. К транспортным подразделениям относятся: цех комплектовочно-упаковочный
и железнодорожного транспорта, транспортный цех, сторонние предприятия, осуществляющие
транспортные услуги.
Цех комплектовочно-упаковочный и железнодорожного
транспорта
предназначен для транспортировки к месту старта компонентов и сегментов космической
транспортной системы. Средства механизации и автоматизации
погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских (ПРТС) работ проектирует ОМАПП.
К нормативно справочной информации - НСИ относятся: Конституция (основной закон) Российской Федерации, свод законов и
подзаконных актов гражданского, уголовного и трудового права, Указы Президента,
Постановления правительства, положения о Центре имени М.В. Хруничева и его
филиалах, распорядительная документация местных органов власти и Федерального
космического агентства, государственные, отраслевые стандарты и стандарты
предприятия, а также другие нормативные и справочные документы и информация,
регламентирующие деятельность Центра, его структурных подразделений и филиалов.
Эта информация представлена как в виде бумажных, так и в виде электронных документов.
Сторонние предприятия, осуществляющие транспортные услуги предназначены для
выполнения транспортных операций по доставке компонентов и сегментов космической
транспортной системы к месту старта. К сторонним предприятиям, осуществляющим
транспортные услуги, относятся предприятия автомобильного, воздушного,
железнодорожного и водного транспорта, выполняющие грузопассажирские перевозки.
Сообщения об отклонениях от планов выполнения бизнес
процессов формируются с целью принятия решений о характере изменения управляющего
воздействия. Вводятся в АСУП с удаленных терминалов.
Отходы производства: стружка после механической обработки
деталей и сборочных единиц, остатки металла после раскроя материалов и полуфабрикатов
на мерные заготовки, шлам после электро-физико-химической обработки и тому подобные
не пригодные к использованию отходы производства. Отходы производства сортируются
по видам материалов, брикетируются и передаются сторонним предприятиям для
утилизации и/или захоронения на специальных полигонах.
Доставленные на стартовый комплекс (СК) компоненты и
сегменты
- составные части космической транспортной системы в состоянии поставки (ракеты-носители
и их комплектующие, космические аппараты, наземные пусковые комплексы, средства
доставки грузов и людей на космодромы, медицинское оборудование для оказания
экстренной помощи, средства спасения и т. п.). Совокупность компонентов и сегментов
образуют при вводе их в эксплуатацию надежную космическую транспортную систему.
Материал - исходный предмет труда, потребляемый для
изготовления изделия. Полуфабрикат - предмет труда, подлежащий
дальнейшей обработке на предприятии-потребителе. Покупное изделие - изделие,
приобретаемое на стороне и применяемое как составная часть продукции, выпускаемой
предприятием-изготовителем. Данные ресурсы должны поступать в строгом
соответствии со стратегическим и годовым планами. Составными частями космической
транспортной системы могут быть детали, сборочные единицы, узлы, агрегаты,
изделия, компоненты и сегменты системы.
Смена
характера работы стимулирует творческую активность человека. Сейчас не
требуется находиться на рабочем месте на территории предприятия в течении всего рабочего времени с обязательным выходом на пенсию по
достижению пенсионного возраста. Работа может быть привязана к конкретным
проектам, осуществляться на условиях частичной занятости или в мобильном режиме
- все это помогает в деле привлечения и удержания опытных возрастных
работников. Функциональное моделирование действующих в ГКНПЦ имени М.В.
Хруничева бизнес процессов помогает выявить возможность реализации этого подхода
в реальных производственных условиях.
На
рис. 2 представлена диаграмма декомпозиции блока: «Осуществлять транспортные
операции».
Бизнес процессы осуществления
административно-хозяйственной деятельности транспортного цеха (АХД ТЦ) предназначены для:
-
управления работами всех подразделений и служб цеха;
-
организации хозяйственной деятельности цеха;
-
осуществления контроля технического состояния транспортных средств;
-
выполнения работ по труду и заработной плате (ТИЗ);
-
выполнения работ по обеспечению безопасности дорожного движения.
Данные
бизнес процессы реализуются с применением средств вычислительной техники,
действующей на предприятии более 30 лет АСУП РКЗ, стандартного офисного
программного обеспечения и программ собственной разработки. Ведутся работы по освоению
лицензионных систем Teamcenter, DocsVision,
Oracle E-Business Suite [4].
Бизнес процессы выполнения подготовки производства - ПП
ТЦ
предназначены для:
рис. 2. Диаграмма
блока: «Осуществлять транспортные операции».
- организации заказа и получения необходимых материалов и
сырья через отдел снабжения завода;
-
осуществления хранения, учета и выдачи инструмента, материалов, инвентаря и
топлива в строгом соответствии с нормами и действующим порядком на заводе и в
транспортном цехе;
-
обеспечения изготовления и восстановления элементов крепежа, оснастки и других
изделий для нужд цеха;
-
разработки и осуществления мероприятий согласно плану технического перевооружения
в части подготовки производства и реконструкции транспортного цеха.
Данные
бизнес процессы реализуются с применением средств вычислительной техники,
действующей на предприятии более 30 лет АСУП РКЗ, стандартных офисных пакетов и
программ собственной разработки. Ведутся работы по освоению лицензионных систем
NX, Teamcenter, Oracle E-BusinusSuite [5].
Бизнес процессы выполнения технического обслуживания (ТО)
и ремонта
автомобилей
(а/м) предназначены для:
ü составления графиков
на планово-предупредительное ТО и текущей ремонт
транспортных средств;
ü организации учета и
анализа работ по ТО и ремонту транспортных средств в целях
установления причин возникновения ремонта и разработки мероприятий по дальнейшему
совершенствованию организации производства ТО и ремонта, сокращению затрат на
ТО и ремонт и увеличению технической готовности транспорта;
ü организации заказа и
получения необходимых запасных частей для ремонта а/м;
ü осуществления хранения,
учета и выдачи запасных частей оборотных агрегатов;
ü обеспечения
изготовления и восстановления запасных частей;
ü разработки и
внедрения передовых технологических процессов на ТО и ремонт;
ü ведения планируемых
работ по повышению уровня механизации тяжелых и ручных работ при ТО и ремонте,
а также по созданию наиболее благоприятных условий работы
ремонтно-обслуживающего персонала;
ü организации труда
рабочих производственных участков и контроля качества производства ТО и ремонта;
ü осуществления ремонта
и технического обслуживания а/м сотрудников предприятия
согласно установленному порядку.
Данные
бизнес процессы реализуются с применением средств вычислительной техники,
действующей на предприятии более 30 лет АСУП РКЗ, стандартных офисных пакетов и
программ собственной разработки. Ведутся работы по освоению лицензионной
системы Oracle E-BusinusSuite [6].
Бизнес процессы выполнения транспортных
и погрузочно-разгрузочных ТПР-работ предназначены для:
§ приёма заявок от
подразделений ГКНПЦ на транспортное обслуживание;
§ осуществления
оперативного руководства выполнением сменно-суточного задания по транспортным и
погрузочно-разгрузочным работам;
§ организации и
контроля выпуска транспорта на линию, согласно утвержденной начальником цеха
разнарядке и установленным часовым графикам, а также выяснения причин срыва
указанных графиков и суточных заданий;
§ контроля работы
транспорта;
§ замены, при
необходимости, маршрутов движения;
§ уменьшения или
увеличения количества транспорта на отдельных объектах;
§ организации оказания
технической помощи автомобилям на линии;
§ поддержании оперативной связи с
заказчиками транспортных средств, погрузочно-разгрузочными пунктами и принятия
мер к ликвидации возникающих в процессе работы вопросов;
§ обеспечения доставки
груза к месту назначения, также участия в погрузке и разгрузке его в
соответствии с действующими нормативами;
§ обеспечения выполнения всех технико-экономических показателей работы службы
эксплуатации;
§ способствования
содержания транспортных средств в надлежащей технической готовности и
осуществления мероприятий по увеличению межремонтного пробега транспорта за
счет улучшения качества эксплуатации автомобилей.
Данные
бизнес процессы реализуются с применением средств вычислительной техники,
стандартных офисных пакетов и программ собственной разработки. Ведутся работы
по применению систем DocsVision, Oracle E-BusinusSuite [7].
Административно-хозяйственная служба ТЦ предназначена для
выполнения комплекса работ по обеспечению административно-хозяйственной деятельности
транспортного цеха.
В
состав административно-хозяйственной службы входят: административная группа ТЦ,
контрольно-технический пункт с группой перегона автомобилей,
группа механика-энергетика цеха, бюро труда и заработной платы, планово-экономическое
бюро.
Служба подготовки производства ТЦ предназначена для
выполнения комплекса работ по обеспечению производственной деятельности транспортного
цеха.
В
службу подготовки производства входят: технологическое бюро, склад инструмента,
склад имущества, склад горюче-смазочных, лакокрасочных и других материалов.
Техническая служба ТЦ предназначена для
выполнения комплекса работ по ТО и ремонту а/м.
В
состав технической службы входят: сектор снабжения, склады запчастей и участок
механической обработки.
Служба эксплуатации ТЦ предназначена для
выполнения комплекса ТПР-работ по доставке грузов потребителям.
В
состав службы эксплуатации ТЦ входят:
-
автоколонна пассажирских перевозок (№ I);
-
автоколонна грузовых перевозок (№ 2);
-
автоколонна строительно-дорожной и специальной техники (№ 3);
-
участок электротранспорта;
-
группа планирования транспортного обслуживания;
-
группа диспетчерского руководства.
Средства технологического оснащения - СТО для
транспортных и погрузочно-разгрузочных работ состоят из универсального,
специализированного и специального оборудования, монтажного (универсального, специализированного
и специального) инструмента, технологической оснастки и приспособлений (строп,
траверс, талей, домкратов, ложементов крепежа и прочего).
СТО
для ТПР-работ проектируются ОМАПП, изготавливаются цехами инструментального
производства и/или силами механического участка ТЦ.
ГСМ для а/м - горюче-смазочные
материалы для автомобилей - бензин разных марок, дизельное топливо, мазут,
машинное масло различных сортов, солидол, тавот и прочее.
ГСМ
предназначены для обеспечения надёжной и безопасной работы всех видов
эксплуатирующихся на предприятии транспортных средств.
КД и ТД для ТЦ с резолюциями - конструкторская и
технологическая документация для транспортного цеха с резолюциями об исполнителях
и сроках выполнения работ, внесёнными начальником цеха и/или его заместителем
после анализа сопроводительной планово-экономической и /или распорядительной
документации.
Как
правило, КД и ТД для ТЦ с сопроводительной документацией представляется в виде
твердых (бумажных) копий документов электронных, что снижает эффективность
применения информационных технологий.
ТС не прошедшие контроль представляют собой
транспортные средства не допущенные контрольно-техническим
пунктом ТЦ к выходу на линию.
Данные
ТС подлежат ТО и ремонту в соответствии с системой ППР либо списанию с
последующей утилизацией.
ТС прошедшие контроль представляют собой
транспортные средства допущенные
контрольно-техническим пунктом ТЦ к выходу на линию.
Эксплуатация
данных ТС осуществляется в соответствии со сменно-суточным заданием.
ТС, прошедшие ТО и ремонт представляют собой
транспортные средства, подвергнутые техническому обслуживанию и ремонту в
соответствии с графиком планово-предупредительного ремонта - ППР.
В
состав транспортных средств входят легковые, грузовые
автомобили, строительно-дорожная и специальная техника, электротранспорт и
прочие ТС.
Механическое оборудование и энергетические системы ТЦ,
прошедшие ТО и ремонт, предназначены для обеспечения безаварийной, надежной и
безопасной деятельности транспортного цеха.
Данное
оборудование и системы входят в состав инфраструктуры транспортного цеха.
Управление
корпоративными данными (ECM) является недавним изобретением, которое позволяет
с помощью электронных устройств интегрировать неструктурированную информацию в
бизнес-процессы ГКНПЦ. Приложение ECM позволяет работать с множеством
неструктурированных бумажных и электронных документов, таких как Web-страницы,
сообщения электронной почты, предложения и контракты, и включать их в основные
корпоративные приложения ЕКИТСУП. Приложения ECM позволяют создавать сервис-центры по совместной работе для решения задач
управления информацией, которые были созданы в распределенных подразделениях
ГКНПЦ. Система ECM исключает практически все задачи по обработке бумажных
материалов вручную. Для определения целесообразности её внедрения в конкретных
подразделениях и проводится структурно-функциональное моделирование существующих
бизнес процессов.
Литература
1.
Функции
службы технического обеспечения. В.Д. Костюков, А.П. Петухов, В.А. Петрик, А.В. Цырков. 737.3.85104-11 90 65-6. ПРОЕКТ:
Наукоёмкие технологии. Подпроект: Организационно-методическое обеспечение.
Раздел: Международная конференция-выставка. Подраздел: CAD/CAM/PDM - 2013.
Федеральное космическое агентство. Федеральное государственное унитарное
предприятие: "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР
имени М. В. ХРУНИЧЕВА". -М. 2013 г. Носитель
данных - компакт диск. Листов - 10.
2.
Функции
службы эксплуатации. И.А. Гурина,
В.Д. Костюков, А.П. Петухов, А.А. Селиверстов,
А.В. Цырков. 737.3.85104-11 90 65-7. ПРОЕКТ:
Наукоёмкие технологии. Подпроект: Организационно-методическое обеспечение.
Раздел: Международная конференция-выставка. Подраздел: CAD/CAM/PDM - 2013.
Федеральное космическое агентство. Федеральное государственное унитарное
предприятие: "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР
имени М. В. ХРУНИЧЕВА". -М. 2013 г. Носитель
данных - компакт диск. Листов - 10.
3.
Проектирование технологических процессов обработки деталей на
станках с ЧПУ. В.Д. Костюков. Системы проектирования технологической подготовки
производства и управления этапами жизненного цикла промышленного продукта (CAD/CAM/PDM – 2013). Тезисы 13-й международной конференции.
Под ред. А.В. Толок. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки.
Институт проблем управления имени В.А. Трапезникова РАН. М. ООО «Аналитик». –
2013. Стр. 21.
4.
Концепция создания базы знаний. К.Н. Болдырева, В.Д. Костюков,
А.И. Островерх, А.П. Петухов, А.В. Цырков. Системы проектирования технологической
подготовки производства и управления этапами жизненного цикла промышленного
продукта (CAD/CAM/PDM – 2013).
Тезисы 13-й международной конференции. Под ред. А.В. Толок. Федеральное
государственное бюджетное учреждение науки. Институт проблем управления имени
В.А. Трапезникова РАН. М. ООО «Аналитик». – 2013. Стр. 83.
5.
Требования к базе знаний. Т.Н. Александрова, К.Н. Болдырева, В.Д.
Костюков, А.П. Петухов, А.В. Цырков. Системы проектирования технологической
подготовки производства и управления этапами жизненного цикла промышленного
продукта (CAD/CAM/PDM – 2013).
Тезисы 13-й международной конференции. Под ред. А.В. Толок. Федеральное
государственное бюджетное учреждение науки. Институт проблем управления имени
В.А. Трапезникова РАН. М. ООО «Аналитик». – 2013. Стр. 84.
6.
Прототип базы знаний. Т.Н. Александрова, К.Н. Болдырева, В.Д.
Костюков, В.Н. Сычев, А.В. Цырков. Системы проектирования технологической подготовки
производства и управления этапами жизненного цикла промышленного продукта (CAD/CAM/PDM – 2013). Тезисы 13-й международной конференции.
Под ред. А.В. Толок. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки.
Институт проблем управления имени В.А. Трапезникова РАН. М. ООО «Аналитик». –
2013. Стр. 85.
7.
Анализ групп бизнес процессов: «Формирование главного календарного
плана» блока «Планирование и контроль». В.Д. Костюков, А.И. Островерх, В.А.
Петрик, А.П. Петухов, А.В. Цырков. Системы проектирования технологической
подготовки производства и управления этапами жизненного цикла промышленного продукта
(CAD/CAM/PDM – 2013).
Тезисы 13-й международной конференции. Под ред. А.В. Толок. Федеральное
государственное бюджетное учреждение науки. Институт проблем управления имени
В.А. Трапезникова РАН. М. ООО «Аналитик». – 2013. Стр. 97.