Расчёт
показателей технологичности изделий на основе автоматизации процедур анализа
технологического дерева проекта
Н.Ю. Каратаева,
Д.С. Воронцов,
А.Н. Петрина
ФГУП
«НИЧ «МАТИ», г. Москва
Совокупность
свойств изделия, определяющих приспособленность его конструкции к достижению
оптимальных затрат ресурсов при производстве и эксплуатации для заданных
показателей качества, объема выпуска и условия выполнения работ представляет
собой технологичность конструкции изделия (ТКИ) [1]. В руководстве по
технологичности самолетных конструкций [2], а также в ряде других источников
[3,4] определяется, что ТКИ должна закладываться в ходе технологического
проектирования, обеспечивающего органическую связь конструкции с технологией и
организацией производства.Технологичность – важнейшая характеристика
совершенства изделия, в значительной мере определяющая уровень его
технико-экономических показателей. Повышение ТКИ позволяет существенно снизить
материально-трудовые затраты при производстве, эксплуатации и ремонте изделия и
поэтому является одной из важнейших задач, решаемых в процессе его создания
[4].
Различают
качественную и количественную оценку ТКИ. Качественная оценка заключается в
выработке решений «технологично» - «нетехнологично», количественная – в расчете
показателей технологичности и их сравнении с базовыми показателями. Состав
показателей технологичности, формулы и нормативно-справочные данные для их
расчета, полученные по результатам обработки статистических материалов 70-80-х
годов, в настоящее время нуждается в доработке и уточнении.
рис.1. Схема
формирования и оптимизации конструктивно-технологических и
организационно-технических решений производства изделий АТ
Переход
на цифровые технологии проектирования и производства повышает эффективность
качественной оценки ТКИ. 3d макеты моделей конструкции используются для
выполнения качественной оценки технологичности – решаются задачи по анализу
конструкции самого изделия, анализу рабочих зон сборки с точки зрения подхода
оборудования и инструмента, условий труда, возможности автоматизации и
механизации работ. Системы геометрического моделирования позволяют
формализовать описания процедур по выявлению нетехнологичных мест сборочных
единиц, однако реализация такого подхода требует дополнительных исследований и
создания специализированных приложений.
Современный
подход к организации конструкторско-технологического проектирования в условиях
электронного определения изделия заключается в необходимости параллельной
разработки конструкции, технологии и производственной системы[5] (рис.1).
При
этом должны обеспечиваться [6]:
·
организация
процесса технологического проектирования на различных стадиях проекта
(технического предложения, эскизного проектирования, рабочего проектирования);
·
повышение
точности оценки достоверности и объективности выбора КТР по мере накопления и
уточнения информации на каждом последующем этапе проектирования;
·
использование электронной конструкторской модели
изделия в качестве исходных данных для проектирования технологических процессов
и средств технологического оснащения;
·
формирование технологических электронных моделей
изделий и их использование для моделирования и визуализации технологических
процессов;
·
поддержка методологии многоуровневого вариантного
проектирования с учетом конфигурации изделия, технологической системы и схем
организации производства.
В
соответствии со схемой (рис.1) выбор оптимальных конструктивно–технологических
решений осуществляется на основе расчёта и анализа показателей технологичности
на разных этапах реализации проекта:
·
при
разработке концептуальных КТР и ОТР (этап II)
оценка показателей технологичности (себестоимости и трудоёмкости изготовления
изделий, трудоемкости и себестоимости технологической оснастки,
производственных циклов) осуществляется по экономико-математическим моделям,
разработанным отраслевым институтом (НИАТ);
·
при
проектировании и электронном моделировании конструкции, технологии и
производственной системы (этап III) - на основе
нормирования затрат на компоненты КТР;
·
при
построении «кривых освоения» (снижение трудоемкости и себестоимости изделия в
зависимости от серийного номера машины) (этап IV) - на основе расчета ТЭП производственных
конфигураций;
·
при
интегральной отработке процессов производства (этап V)
- на основе методов имитационного моделирования.
В
рыночных условиях при реализации концепции проектирования под заданную
стоимость в качестве основного показателя технологичности принимается
технологическая себестоимость изделия (СТС). Другие показатели
технологичности (например, для сборочных единиц: коэффициенты панелирования,
прессовой клепки, автоматизированной постановки болтов и т.д.) должны
рассматриваться как дополнительные, указывающие на резервы снижения
технологической себестоимости.
Несмотря
на то, что оценка затрат, входящих в технологическую себестоимость, в различных
работах несколько отличается, можно принять, что ее основными составляющими
являются:
· СМ –
расходы на материалы;
· СЗ – расходы на заработную плату основных
производственных рабочих;
· ССТО –
затраты на проектирование, изготовление и монтаж средств технологического
оснащения (оборудование,
· приспособления,
инструмент, средства автоматизации);
· СЭПС –
расходы на эксплуатацию производственной системы.
Проектирование
и количественная оценка составляющих себестоимости осуществляется различными
группами специалистов (конструкторов, технологов, плановиков) с использованием
локальных автоматизированных систем. Поскольку для оценки составляющих себестоимости
необходима информация, содержащаяся в различных разделах баз данных проекта, то
расчет СТС должен осуществляться в интегрированной
программно-информационной среде конструкторско-технологического проектирования
и планирования производства по двухуровневой схеме (рис.2):
-
I – Формирование и
оценка электронных моделей проектных решений (изделия, технологических
процессов, производственной системы) в локальных автоматизированных системах;
-
II–Интегральная оценка
технологической себестоимости на основе анализа комплекса электронных моделей
объектов
и процессов производства.
рис.2. Структура
комплекса электронных моделей для расчета технологической себестоимости изделий
АТ
Для
реализации процедур автоматизированного расчета показателей технологичности,
включая технологическую себестоимость, необходимо:
·
использовать
представление единых моделей конструкции изделия, технологии и производственной
среды в виде древовидных наборов (деревьев, структур) связанных элементов:
конструкторских (детали, подсборки), технологических (переходы, операции,
техпроцессы) и производственных (подразделения, средства технологического
оснащения);
·
сформировать
соответствующий атрибутивный составэлементов структур изделия, технологических
процессов, элементов производственных систем и электронных цикловых графиков;
·
разработать
и программно реализовать запросно-ответную систему, позволяющую обработать
информационные массивы модели данных в соответствии с алгоритмами расчета
показателей технологичности;
·
актуализировать
базу данных нормативно-справочной информации для проведения расчетов
показателей технологичности изделий.
При
оценке затрат на материалы СМ массу материала, необходимого для
изготовления изделия, можно представить в виде суммы двух составляющих: mИ+mО, где mИ – масса компонента
изделия, а mО – масса отходов. Тогда:
СМ=mИ×ЦМ+mО×(ЦМ
– ЦО),
(1)
где ЦМ
и ЦО – соответственно цены на
исходные материалы и отходы.
Конструкторские
электронные модели изделия (КЭМ И) содержат информацию о применяемых материалах
в финальном состоянии;технологические электронные модели сборочных единиц,
деталей и заготовок (ТЭМ И)– в исходном
(полуфабрикаты и заготовки) и промежуточных состояниях изделия.Процедура
расчета СМзаключается в автоматизированной обработке
конструкторского и технологического дерева изделий с учетом данных о стоимости
материалов, хранящихся в электронных справочниках.
Затраты
на заработную плату основных производственных рабочих СЗрассчитываются
по каждому технологическому процессу на основании штучно-калькуляционного
времени (ТШК) с учетом тарифных ставок и коэффициентов, учитывающих
отчисления в социальный фонд, метод организации работ (бригадный или
многостаночное обслуживание) и коэффициент переработки норм.
Для
расчета затрат на проектирование, изготовление и монтаж средств
технологического оснащения ССТО необходимо в специализированных
системах выполнить проектирование СТО и сформировать их конструкторские и
технологические макеты, а также спроектировать технологические процессы
изготовления и монтажа СТО. Этот комплекс работ является длительным и
трудоемким и в полном объеме реализуется при технологической подготовке
производства на заводах-изготовителях. На этапах эскизного и рабочего
проектирования при разработке директивных технологических процессов делается
укрупненная оценка затрат на СТО с использованием экономико-математических
моделей. При этом осуществляется:
·
предварительная
оценка затрат на проектирование и изготовление СТО с разбивкой по агрегатам
планера и видам работ;
·
уточненная
оценка трудоемкости изготовления СТО по формулам, учитывающим конструктивные
особенности агрегата, тип и назначение оснастки, геометрические характеристики,
количество конструктивных элементов.
При
расчете затрат на эксплуатацию элементов производственной системы СЭПС
учитываются затраты ресурсов на реализацию производственных процессов, а также
на проведение планово-предупредительных ремонтов оборудования и средств
автоматизации.
Для
снижения трудоемкости расчетов разрабатываются технологические классификаторы
элементов конструкции и средств технологического оснащения (рис. 3), выделяются
типовые представители технологических групп, для которых осуществляется
проектирование и нормирование технологических процессов, разработка и оценка
затрат на изготовление СТО, а далее расчеты ТЭП переносятся на каждый
представитель, входящий в технологическую группу, с учетом поправочных
коэффициентов.
рис. 3 Примеры
классов объектов
Для
реализации расчетных моделей создаетсяспециализированное программное
обеспечение«Формирование и анализ конструктивно-технологических и
организационных решений» (ФАКТОР). ФАКТОР в качестве входных данных использует
хранимые в единой информационной среде структуры. Расчет технологических
показателей осуществляется с использованием модулей, реализующих типовые
формализованные процедуры по обработке моделей технологических процессов и
цикловых графиков. Процесс работы ФАКТОР’а можно разделить на три основных
этапа:
1. Передача данных из PLM среды в приложение. Передачу данных и
одновременную инициализацию работы приложения выполняет PLM-система. В качестве
передаваемых данных выступает дерево технологий (MBOP) с необходимым
атрибутивным составом и связанными элементами других структур. Данные
передаются в формате plm xml с использованием механизмов TC Import Export и
XSLT. На этом же этапе происходит преобразование передаваемых данных в
структуру, используемую внутри приложения.
2. Обработка данных. Непосредственный расчет выбранных
количественных показателей технологичности или группы таких показателей
производится отдельными подключаемыми модулями приложения (плагинами). Модуль
представляет собой алгоритм, реализующий параметрическую модель запроса, и
написанный на кроссплатформенном языке программирования. Алгоритм и результат
его работы соответствуют требованиям отраслевой НТД и могут отражать специфику
конкретного предприятия. Ввод данных, необходимых для выполнения модулем
вычислений, но отсутствующих в обрабатываемой модели, осуществляется оператором
с использованием диалоговых окон.
Набор
модулей определяется областью применения приложения (машиностроение,
судостроение, авиа- и ракетостроение и т.п.), при этом объектами анализа могут
быть структуры, описывающие как изделия основного производства, так и
вспомогательного. Например, при наличии в среде PLM системы структур,
описывающих изготовление и сборку средств технологического оснащения
(оборудования, приспособлений), может быть посчитана трудоемкость изготовления
СТО, уровень оснащенности производственной среды основного производства и
другие количественные показатели, являющиеся частью оценки общей
технологичности изделия. При отсутствии же таких структур, путем анализа
конструкции основного изделия может быть получена необходимая номенклатура
заготовительной и сборочной оснастки, выявлены типовые представители агрегатов,
узлов, деталей, изготавливаемые и собираемые по типовым технологическим
маршрутам, что позволит применить типовые параметризованные схемы СТО.Данная
методика укрупнённого расчёта трудоёмкости изготовления средств
технологического оснащения (СТО) на ранних стадиях проектабыла разработана и
апробирована специалистами УлГУ и МАТИ в рамках проекта развития
интегрированной автоматизированной системы информационной поддержки жизненного
цикла воздушных судов гражданской и транспортной авиации, реализуемого на ЗАО
«Авиастар-СП».
3. Вывод результатов. Результаты работы модулей (рис. 6) могут
быть использованы для последующих вычислений или сохранены в среде PLM системы.
Для их визуализации в контексте исходных данных так же могут применяться
специализированные модули, позволяющие выводить информацию в графическом виде (в
форме диаграмм, графиков, таблиц).
ФАКТОР
представляет собой гибкий механизм обработки структур данных, создаваемых в
единой информационной среде на различных этапах проектирования изделия
авиационной промышленности. Использование единой информационной среды для
хранения модели данных и в качестве источника информации решает проблему
отсутствия, неполноты или неактуальности исходных данных, а возможность
сохранения и повторного использования результатов расчетов всеми пользователями
PLMсистемы увеличит интеграцию рабочих процессов между
подразделениями.Разработанная структура приложения в совокупности с
используемыми технологиями и механизмами делает процессы передачи, обработки и
вывода данных предельно прозрачными и легко настраиваемыми под нужды конкретного
предприятия. Благодаря использованию кроссплатформенного языка и модульной
структуры (на этапах взаимодействия с пользователем и выполнения
алгоритмической обработки данных) упрощены разработка информационной части и
расширение функционала ФАКТОР’а.
В базовом
варианте с несколькими основными расчетными модулями приложение войдет в состав
интегрированного автоматизированного комплекса конструкторско-технологического
проектирования, созданного на основе интеграции программных продуктов компании
Siemens PLM Software и системы технологического проектирования «ТеМП» и
позволит сократить сроки проведения технологической подготовки производства к
выпуску новых изделий авиационной техники.
1. Технологичность
конструкции изделия: Справочник / Под общ. ред. Ю.Д. Амирова. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1990. – 768 с.
2. Руководство по
технологичности самолетных конструкций / Под общ. ред. П.Н. Белянина. – М.:
НИАТ, 1983. – 720 с.
3. Горбунов М.Н. Основы технологии
производства самолетов. М., «Машиностроение», 1976, 250 с.
4. Кривов Г.А.
Эффективно организованная электронная технологическая среда—основа
компьютерного проекта самолета. Информационные технологии в наукоёмком
машиностроении. Киiв: «Технiка»,
2001, с. 327-398., ил.
5. Самсонов О.С.,
Саутенков М.Е., Шенаев М.О. Имитационное моделирование производственных
процессов сборки в мультисистемной программно-информационной среде. Известия
Самарского научного центра Российской академии наук, т.14, №4 (2), 2012, с.348.
6. Самсонов О.С.
Оптимизация сборки изделий авиационной техники на основе моделирования
процессов производства. Технология машиностроения, №8. – М.: Издательский центр
«Технология машиностроения» 2012, с.24.