Формирование
и реализация инвестиционных программ и проектов, с использованием средств
федерального бюджета, направляемых на капитальное строительство в авиационной
промышленности
В.И. Бабарыкин,
советн.
ген. дир. по капит. строит.,
ЦИАМ им. П.И. Баранова, г. Москва
Авиационное двигателестроение на
протяжении многих десятилетий является одним из технологических лидеров в нашей
стране. Это стало возможным в результате создания и развития уникальной
отечественной экспериментально-испытательной и технологической базы, которая и
сейчас является национальным достоянием России. Капитальное строительство в
обеспечение создания и развития инструментов научного узнавания было и остается
основой успеха технологического лидерства авиационного двигателестроения.
В статье приводится опыт организации
структур технических и программных средств проектирования и управления на
основе нормативных актов государственного регулирования капитального
строительства.
The aviation
engine-building for many decades is one of technological leaders in our
country. It became possible as a result of creation and development of unique
domestic experimental and test and technological base which and now is national
property of Russia. Capital construction in ensuring creation and development
of institutes of base, was and remains a basis of success of technological
leadership of aviation engine-building.
Experience of the organisation of structures is
given in article technical and design and management software on the basis of
regulations of state regulation of capital construction.
1. Информация О ФГУП «ЦИАМ им. П.И. БАРАНОВА»
По Государственному реестру объектов
уникальной испытательной базы,
организацией авиационной промышленности классифицирован «Исследовательский испытательный Центр
национальной значимости по авиационным моторам». (Центр категории А)
Институт основан в 1930 году, работает
83-й год.
1. Целевое назначение.
Проведение комплексных
научно-исследовательских и экспериментальных работ, опытно-доводочных и
сертификационных испытаний полноразмерных авиационных двигателей их агрегатов и
узлов, в условиях полной имитации полетных условий.
2. Развитие науки и
технологий на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период до 2030 года
выполняется по приоритетам ее развития: Термодинамика и теплообмен,
газодинамика, горение, прочность, надежность безотказность и диагностика,
системы автоматического управления силовыми установками, экология, экономика,
интегрированная логистическая поддержка и химмотология в объёмах с детализацией
по каждому приоритетному направлению в соответствии с «Техническим отчетом» УДК
621.45.018.2 № У01773, инв.№400-6142 выполненному по Государственному контракту
№ 1411.1003800.18.013 от
24.04.2011г. Шифр: «Эксперимент 2015 этап 3.
3. Состав Центра:
Комплекс №1 г. Москва
имеет 7 научно-исследовательских и экспериментальных стендов (С-100, С-200,
С-300, С-500, С-700, С-005, С-018 в составе 32 действующих установок и 23
законсервированных установок в связи с недофинансированием фундаментальных
исследований по программам НТЗ и Гособоронзаказу.
Комплекс №2 филиал НИЦ г. Лыткарино Московской области
имеет 16 основных испытательных стендов для натурных, доводочных и
сертификационных испытаний полноразмерных двигателей, установок и агрегатов
(Ц-1А, Ц-2, Ц-3, Ц-4, Ц-5, Ц-7, Ц-9, Ц-12, Ц-16, Ц-17, Ц-23, ТС-2, Ц-01, БМГ,
Т-14-08, Т-15-10) а с их модификацией под конкретные испытания модернизируемых
двигателей 27 стендов с коэффициентом использования:
- по Гособоронзаказу - 12-18%;
- по Федеральным целевым программам
- 51-54%.
4. Выполняемые виды и подвиды
испытаний:
Таблица
1
Вид |
Подвид |
Название испытаний |
1 |
|
Исследовательские
|
1.1 |
Модельные
испытания камер сгорания, входных и выходных устройств, компрессоров и
турбин, моделей ПВРД и ГПВРД |
|
1.2 |
Натурные
испытания камер сгорания, входных и выходных устройств, компрессоров и турбин
ТРД, ТРДФ, ТРДД, ТРДДФ |
|
2 |
|
Стендовые
опытно-доводочные |
2.1 |
Испытания
полноразмерных камер сгорания, входных и выходных устройств, компрессоров и турбин |
|
2.2 |
Испытания
полноразмерных ТРД и ТРДФ в наземных условиях с лемнискатным входом |
|
2.3 |
Испытания
с самолетным входом |
|
|
Испытания
с имитатором |
|
|
Прочностные
испытания |
|
|
Испытания
с полной имитацией высотно-скоростных условий |
|
|
Климатические
испытания |
|
3 |
|
Сертификационные
испытания ТРД, ТРДФ, ТРДД |
5. Основные параметры комплекса.
·
Расход
воздуха – до 1200 кг\сек.
·
Давление
воздуха – до 25 ата.
·
Температура
воздуха - -60°С - 950°С;
·
Высотная
(имитируемая) – до 30 км.
·
Число
М до 7.
·
Расход
жидкого реактивного топлива (3-и вида) – до 60 т\час.
·
Давление
жидкого топлива до 85 ата.
·
Температура
жидкого топлива - -50°С
- 200°С.
·
Расход
газообразного топлива (природный газ) – до 15 кг\сек.
·
Давление
газообразного топлива 30 Мпа.
·
Установленная
электрическая мощность – 600 МВт.
6. Основная номенклатура двигателей и
их применение на самолетах приведена в таблице 3.
Таблица
2
Двигатели, прошедшие доводочные,
государственные и сертификационные испытания |
Самолеты, на которых установлены
двигатели |
НК-144, РД-51А, ПС-90А, Д-36,
Д-436Т1, Д-36К, Р-79, АЛ-31ФП, АЛ-21Ф, SaM-146, CF 34-10, РД-33, АЛ-31Ф, АИ-222-25,
Д-20П, Д-30Ф6, ГГ НК-93,РД-51В, НК-32, Д30КУ, НК-86, НК-8-2У, НК-25,
Р-15БФ2-300, Р-11Ф-300, Р-11Ф2С-300, НК-8-4,Д-30КП, изд.117С, WP-X(SAERI), ГГ Kabini (GTRE), KAVERI5, KAVERI8(GTRE), АЛ-41Ф, АЛ-55И,АИ-25ТЛ,
ТВЗ-117ВМА, ТВЗ-117ВМА-СБМ1,ТВЗ-117ВМА-СБМ1В, ТВД-1500, РД-600В,ТВ7-117СТ,
ТВ7-117В, ВК-1500В, ВК-800В, АИ-450С, АИ-450В, МС-500В, Изд.95М, Изд.95ТМ,
Изд.37, Изд.З6М, Изд.З6МТ, Изд.64М, МС-400/450, МС-500В, ТА14, ТА14-130, ТА
14-031, ТА14-130-52, ТА18-100, ТА18-200, МС-400 |
Ту-144, Ил-96-300, Ту-204, Ил-76МФ, Як-40, Як-42, Ан-72,
Бе-200, Ту-334, Ил-62, Ту-154, Су-27, SuperJet, МиГ-29, Су-30, Су-34, Ту-124,
Ту-134, МиГ-31, М-17, Ту-160, Ил-86, Ту-22МЗ, МиГ-25, МиГ-21-93, Ту-204П,
Ил-96М, Ан-70, Ил-62М, Ил-76, Ил-78М, Як-130, ПАКФА, БЛА. |
7. Кадровое обеспечение.
За период с 1989 г. по
2005 г. то есть за 17 лет сокращение численности работников составило 55% с
5500 до 2500 работников.
Сведения о численности, составе и
движении работников за последние 5 лет с 2007 по 2011 годы приведены в таблице
2
Таблица
3
№ |
Москва +Тураево |
Чел. |
Процент по структуре |
Принято |
Уволено |
||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
||||
1 |
Средняя
численность |
2509 |
100% |
1853 |
73% |
1780 |
71% |
2 |
ИТР,
в том числе исследователи |
1645 1134 |
45% 34% |
962 431 |
38% 18% |
901 422 |
35.5% 17% |
3 |
Рабочие
|
864 |
34% |
891 |
35% |
869 |
34.5% |
4 |
Работники
по возрастным группам -
до 30 лет -
от 30 до 59 лет -
от 60 и старше пенсионеры |
2509 431 1026 1052 |
100% 17% 41% 42% |
1853 719 1134 - |
73% 28% 45% - |
1780 452 972 356 |
71% 18% 39% 14% |
8. Этапы создания и развития Центра.
1.
I
этап 1930-1945 г. только
Комплекс №1 г. Москва созданы и освоены 5 научно-исследовательских и
экспериментальных стендов (С-100, С -200, С-300, С-005 и С-018 в составе 15
установок).
2.
IIэтап 1946-1970 г. Комплекс №2 г. Лыткарино созданы
и освоены 12 испытательных стендов для натурных наземных испытаний с имитацией
полетных условий и инфраструктурой с электропотреблением мощностью равной
Днепрогрессу.
3.
III
этап 1970-1988 г. поддержание и частичная модернизация на уровне 10-15 % от
требуемых нормативных объёмов.
4.
IV
этап с 1988 по 2003 г. то есть 18 лет финансирование капитальных вложений было
полностью прекращено и возобновилось с 2003 г. по 2015 г. включительно после
принятия Правительством Российской Федерации Федеральных целевых программ по
постановлениям №779 от 08.11.2001 №713 от 11.10.2001, №728 от 15.10.2001 и последующих постановлений №790-48 от
30.12.2003, №519 от 24.08.2006, №54 от 29.01.2007 с общим объёмом капитальных
вложений в размере 11% от нормативных расчетных объёмов модернизации,
технического перевооружения и реконструкции.
5.
V
этап с 2013 г. по 2020 год с
утверждением программы развития ОПК 5 марта 2012 г. запланированный объём
позволяет:
- Провести реконструкцию и техническое
перевооружение энергетической базы Комплексов №1 и №2 в объёме 50% от расчетной
потребности;
- Выполнить частично модернизацию
двигательных стендов , их агрегатов и узлов в объёме 50% от расчетной потребности;
- Создать 6 стендов на базе
модернизации действующих для испытаний:
Вентиляторов сверхбольшой степени двухконтурности
в том числе «Открытый ротор», Высотный гиперзвуковой стенд и стенды для
испытаний биротативных турбин, камер сгорания, редукторов и прямой отработки
методов и средств измерений сверхвысоких температур (2000-3000К) и 3
лаборатории:
Конструкционной прочности, разработки
и внедрения новых технологий опытно-промышленного производства
многофункциональных наноструктурных метало-керамоматричных композиционных
материалов, изделий и агрегатов из них широкого спектра применения и
Лаборатории исследования перспективных топлив и масел в полном обоснованном
ЦИАМ объёме.
2. Анализ основополагающих нормативных актов
государственного регулирования в капитальном строительстве
2.1 Авиационное двигателестроение на
протяжении многих десятилетий является одним из технологических лидеров в нашей
стране.
Это стало возможным в результате
создания и развития отечественной экспериментально-испытательной и
технологической базы, которая и сейчас является национальным достижением
России. Модернизация, техническое перевооружение, реконструкция и новое
строительство в обеспечение создания и развития инструментов научного узнавания
было и остается основой успеха технологического лидерства авиационного
моторостроения.
В условиях обоснования и использования
средств федерального бюджета, направляемых на капитальное строительство в
авиационной промышленности по Федеральным адресным инвестиционным программам
(далее ФАИП), конечный результат реализации инвестиционных проектов , может
быть достигнут на основе обязательного выполнения 834 требований по нормативным
актам государственного регулирования №1,2,3,4 по сложной комплексной схеме
взаимодействия и взаимосвязей как на этапах формирования, так и на этапах
реализации инвестиционных проектов, невыполнение которых влечет за собой не
только дезорганизацию и невыполнение инвестиционных проектов, но и реализацию
федеральной адресной инвестиционной программы развития науки, создание научных
заделов и критических технологий для разработки и создания авиационной техники
с перспективными конкурентоспособными характеристиками и как следствие
вынужденный переход на кооперацию с зарубежными фирмами на дискриминационных
условиях и утрату Российской Федерации научного потенциала в области продукции
авиационной промышленности.
2.2
Перечень основополагающих актов
государственного регулирования в обеспечение формирования и реализации
инвестиционных программ и проектов за
счет эффективного использования средств федерального бюджета, направляемых на
капитальные вложения
Государственный
Акт №1 (во исполнение части 11 статьи 49 ГКРФ)
«Положение об
организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и
результатов инженерных изысканий» утвержденное Постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 марта 2007 г. №145.
Государственный
Акт №2 (во исполнение статьи 48 ГКРФ)
«Положение о составе
разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» утвержденное
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008г. №87.
Государственный
Акт №3( в соответствии со статьей 14 ФЗ об инвестиционной деятельности)
«Правила проведения
проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств
федерального бюджета направляемых на капитальные вложения» утвержденные Постановлением
Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008г. №590.
Государственный
Акт №4 (во исполнение статьи 179.1 ГКРФ)
«Правила формирования и
реализации федеральной адресной инвестиционной программы» утвержденные
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008г. №619.
Вышеуказанными
нормативными Актами установлен общий регламент нормативных требований в
количестве 834 документов в том числе:
по актам №1-115, №2-572,
№3-85, №4-62.
На основе вышеуказанных нормативных актов
нами разработаны и внедрены:
·
Типовая
укрупненная Дорожно-технологическая карта (ДТК) на этапах разработки проектной
документации.
·
Типовая
укрупненная рабочая Дорожно-технологическая карта (РДТК) по этапам реализации
ФАИП после экспертизы и утверждения проектной документации и на основе
разрабатываемой рабочей документации.
·
Эталон
обоснования научно-технического раздела инвестиционного проекта в обеспечение
разработки и внедрения прорывных и критических технологий в авиационном
двигателестроении с широким спектром их применения и использования в других
отраслях Российской Федерации.
Литература
1. Скибин В.А., Солонин В.И., Палкин В.А.
и др. Работы ведущих двигателестроительных компаний по созданию перспективных авиационных
двигателей.(аналитический обзор) –ЦИАМ, 2010г.
2. Солонин В.И., Ножницкий Ю.А., Милешин
В.И. и др. Прогнозные и аналитические исследования проблем развития базовых
технологий по направлению «Технологии перспективных двигательных
установок».Технический отчет ЦИАМ №13771-2009г.
3. Скибин В.А., Солонин В.И., Ножницкий
Ю.А., Милешин В.И., Ланшин А.И., Петров С.Б., Крашенинников С.Ю, и др. Прогноз
развития науки и технологий в авиационном двигателестроении. Технический отчет
ЦИАМ ;400-6065, 2011г.
4. Бабарыкин В.И., Алексеев И.В.,
Ножницкий Ю.А., Милешин В.И., Ланшин А.И., Петров С.Б и др.
Технико-экономическое обоснование модернизации, технического перевооружения и
реконструкции ФГУП «ЦИАМ им.П.И. Баранова» на период до 2025 г. по ФЦП: РГАТ,
РОПК, ОПК, НТБ и Д(ВВТ) на основе актов государственного регулирования
капитального строительства финансируемое за счет средств федерального бюджета.
ЦИАМ, УДК65.016.7.00.1.
5. Марков В.Г., Павлюков Е.В., Бегашев
Д.Г., Бабарыкин В.И. Разработка проекта комплексной программы перспективного
развития экспериментальной базы ЦИАМ на период 2013-2020 годы и на период
2012-2025 годы. Технический отчет ЦИАМ. УДК 621.45.018.2;У91773.
6. Бабарыкин В.И., Старик А.М., Смирнов
В.В., Ножницкий Ю.А., Каримбаев Т.Д., Низовцев В.Е., Климов Д.А.. Научно-технический
раздел инвестиционного проекта «Техническое перевооружение ФГУП «ЦИАМ им. П.И.
Баранова» (в целях внедрения технологий №1, 3, 2.14) Приложение №1 к
техническому отчету №У91773 УДК 621.45.018.2 по Госконтракту с Минпромторгом.