Управление профилактическим
обслуживанием при различном проявлении
отказов технических систем
В.П. Полетаев,
О.И. Микрюкова,
Д.А. Богданов,
danger@mh.vstu.edu.ru,
ВоГТУ, г. Вологда
Аннотация
Предложены аппроксимирующие
математические модели профилактического обслуживания технических систем с
учетом характера проявления отказов. Приведены расчетные уравнения, положенные
в основу программного модуля информационной поддержки.
Abstract
Approximating mathematical
models of preventive maintenance of technical systems taking into account
character of display of refusals are offered. The settlement equations taken
as a principle of the program module of information support are resulted.
Планирование и управление
периодичностью профилактического обслуживания технических систем является одной
из наиболее важных и актуальных проблем, решаемых в рамках создания и
реализации стратегии интегрированной логистической поддержки различных
объектов. Для практической реализации указанной задачи в среде информационной
поддержки необходимы алгоритмы расчета, базирующиеся на адекватных математических
моделях реальных процессов, имеющих место при эксплуатации. При этом расчетная
модель должна отражать характер внешнего проявления отказа системы.
В настоящей работе
рассмотрены две стратегии обслуживания, одна из которых соответствует мгновенной
индикации отказов в момент их возникновения, а другая характерна для скрытых
отказов, обнаруживаемых только при специальной проверке состояния. Например,
погрешность показаний измерительных приборов может быть оценена при проведении периодической
поверки.
В обоих случаях важнейшей
проблемой является определение такой периодичности профилактического обслуживания,
которая позволит минимизировать суммарные потери, учитывающие затраты времени и
средств на обслуживание и потери в результате ухудшения качества функционирования
объекта.
Качество функционирования
многих типов машин, приборов, аппаратуры, особенно работающих в условиях автоматизированного
производства, принято оценивать долей времени, проведенного в работоспособном состоянии.
Тогда критерием длительности интервала между проведением обслуживания может
служить коэффициент технического использования , который определяется из условия оптимальности:
, (1)
где - время нахождения
объекта в работоспособном состоянии за период эксплуатации .
Выражение (1) для объектов со
скрытыми отказами можно представить в виде:
, (2)
где - периодичность обслуживания;
- функция
распределения времени работы без скрытых отказов; - вероятность работы без скрытых отказов (функция надежности);
- среднее время,
затраченное на проверку состояния объекта; - средняя длительность
планово-аварийного обслуживания, включающего проверку состояния и последующее
восстановление работоспособности.
Соответственно при мгновенной
индикации отказов справедливо выражение:
. (3)
Экспериментальные данные о
надежности различных объектов показывают, что зависимость функции надежности от
времени во многих случаях достаточно уверенно можно рассматривать как линейную,
описываемую уравнением
, (4)
где - коэффициент,
характеризующий поведение функции .
Используя выражение (4) и подставляя
его в формулу (3), получаем для :
.
В точке максимума производная
должна равняться 0:
.
Приравнивая 0 числитель и
выполнив дифференцирование, получим уравнение:
.
Раскрывая скобки и сокращая
слагаемые, придем к уравнению:
.
Разделим обе части
полученного уравнения на :
.
Решая полученное квадратное
уравнение, окончательно приходим к выражению для расчёта оптимальной периодичности
профилактики.
. (5)
Поступая аналогичным образом
с уравнением (2) и выполнив необходимые преобразования, получаем зависимость
для оптимальной длительности интервала между процедурами профилактического
обслуживания при скрытых отказах объекта.
. (6)
Таким образом, предложены
аппроксимирующие математические модели профилактического обслуживания технических
систем с учетом характера проявления отказов.