CAD/CAE/PDM - технологии в процессе двухуровнего обучения и научных исследованиях

Т.С. Москалева,

зав. каф. «Инж. графика», к.т.н., доц., eg@samgtu.ru,

И.В. Емельянова,

каф. «Инж. графика», к.т.н., доц.,

В.Л. Зубенко,

каф. «Автомоб. и станоч. комплексы», к.т.н., доц.,

Н.В. Емельянов,

аспир. каф. «Автомоб. и станоч. комплексы»,

СамГТУ, г. Самара

Приведена методика применения CAD/CAE/PDM-систем в учебном процессе и научных исследованиях. На примере теоретических и экспериментальных исследований токарного станка с ЧПУ показана эффективность использования инновационных технологий

 

Bringing metchod CAD/CAE/PDM-system in teaching process and scientific investigation. On example turning etools with program-driven shown efficaciousness computer technology

 

Повышение качества подготовки специалистов в ВУЗ-е неразрывно связано с вопросами научно – инновационной деятельности в образовании, внедрением современных технологий в образовательный процесс и решением проблем автоматизации образования, базирующимися на международных стандартах серии ISO 9000 и CAD/CAM/CAE-технологий. Их дополняют стандарты серии ISO 14000. Хотя эти стандарты непосредственно не связаны с CALS-стандартами, их цели - усовершенствование процесса (образовательного, промышленного производства и др.), повышение его эффективности - совпадают.

Очевидно, что управление качеством тесно связано с его контролем. Подход к управлению качеством, основанный на контроле качественных показателей проектных процедур и технологических процессов, используемых при создании продукта во многих случаях более эффективен.

Именно этот подход положен в основу стандартов ISO 9000, принятых ISO в 1987 г. и проходящих корректировку приблизительно каждые пять лет.

Таким образом, методической основой для управления качеством образовательного процесса являются международные стандарты серии ISO 9000.

В соответствии с новыми учебными планами 2-х уровневой системы образования для ряда специальностей факультетов СамГТУ дневной и заочной формы обучения на кафедре «Инженерная графика» и «Автоматизированные станочные комплексы» ведутся разработки и внедрение в учебный процесс компьютерных технологий обучения.

При решении практических и научных задач, связанных с обеспечением надежности станков с ЧПУ и повышением точности обработки, на этапах анализа и синтеза конструкции, технологической подготовки производства и научных исследованиях используют CAD/САМ/САЕ/CAPP/PDM–технологии [1,2].

Как известно, комплексы CAD делятся на легкие (CADAM, VersaCAD), средние (Solid Designer, Inventor, Mechanical Desktop) и тяжелые (интегрированные системы Pro/ENGINEER, Unigraphics, CATIA, I-DEAS, I/EMS, EUCLID). Так, например, Velocity Series(Siemens PLM Software) – это интегрированный набор программных решений (Solid Edge, Femap, САМ Express, Teamcenter Express), охватывающий этапы: 2D и 3D - проектирование; Дизайн; Компьютерные технологии расчета деталей и узлов методом МКЭ; Управление данными; Подготовка управляющих программ для станков с ЧПУ (САМ - технологии), поддерживает новейшие технологии, в том числе, механической обработки, повышая эффективность использования современных станков с ЧПУ и отдачу от инвестиций в технологическое оборудование.

Самыми распространенными CAD системами в ВУЗе (на начальных курсах обучения) являются AutoCAD и его приложения; КОМПАС – 3D, ArchiCAD, Solid Edge, CADdy и другие.

Обучение компьютерным технологиям, с целью подготовки квалифицированных специалистов (бакалавров и магистров) для работы с системами автоматизированного проектирования САПР, требует применения принципа непрерывной подготовки в ВУЗе, начиная с первого курса на кафедре «Инженерная графика» и заканчивая выпускной квалификационной работой по данной специальности на специализированных кафедрах.

Их более глубокое изучение проводится на инженерных и профилирующих кафедрах, а также при обучении в магистратуре или в аспирантуре. В рамках УНИРС студентами, бакалаврами, а также магистрами и аспирантами используются программные продукты: SolidWorks, DesignWorks, WinMachine, ADAMS и системы конечно-элементного анализа МКЭ - Nastran, Cosmos, ANSYS и т.д.

Применение в ВУЗе инновационных технологий в учебном процессе и научной деятельности студентов и аспирантов позволяют подготовить высококвалифицированных специалистов и молодых ученых.

При создании и в процессе эксплуатации различных видов технологического оборудования решение задач, связанных с обеспечением надежности и повышением точности обработки осуществляется по трем основным направлениям [3]. Первое - обеспечивается конструктивными методами. Второе направления связано с изготовлением и сборкой изделия (технологическое). Третье - с обеспечением эксплуатационной надежности, которая зависит от стабилизации условий эксплуатации и технического обслуживания (ремонт, профилактика, диагностика и т.д.).

В процессе решения задачи синтеза нового изделия отдельные детали, механизмы, объединяются в сборочный узел (см. рис.1 в САД системе) через соединения того или иного вида [4].

Элементами станочной системы являются ее функциональные элементы: электромеханической системы станка; системы ЧПУ и АСУ электроприводов, проектирование которых можно условно разбить на взаимосвязанные части: проектирование цепей (электрических, механических и т.д. или их совокупности) и проектирование конструкций, которые могут быть представлены алгебраическими, топологическими, теоретико-множественными математическими и 2D, 3D графическими моделями.

рис. 1  Модель 3D шпиндельного узла станка с ЧПУ в  КОМПАС 3D

Создание модели 3D при ее последующем расчете средствами САЕ технологий (ANSYS; WinMachine и др.) является более трудоемкой операцией, чем создание данной модели средствами CAD (КОМПАС, ACAD) с последующей передачей в расчетную программу [1].

Математическая модель АСУЭП в векторах пространства состояний имеет вид:

[A] {x} = [B] {u}  + [H1] {f},

[R] {u} = [Kрег] {x} + [H2] {f};

где [A], [B], [R], [Kрег], [H1], [H2] - соответственно взвешенные вершины - матрицы коэффициентов системы привода с координатами переменных - {x},  вектора управления - {u}, собственных операторов регуляторов, законов регулирования и коэффициентов вектора внешних воздействий - {f} на исполнительный орган - [H1] и регуляторы - [H2].

Структура механической части привода, включающая ротор электродвигателя, автоматическую коробку скоростей (редуктор) и шпиндельный узел, может быть приведена к 3-х массовой расчетной модели (рис.2), параметрами которой являются приведенные моменты инерции - i , движущие и нагрузочные моменты - Mi, углы поворота упругих звеньев - i - (или угловые скорости - i) , приведенные податливости - 1/ Cij и демпфирование - bij .

рис. 2  Структурная блок-схема механической части привода

Методика теоретических и экспериментальных исследований включают многовариантный анализ, выполняемый путем многократного моделирования исследуемой системы при различных значениях варьируемых параметров [4]. Что позволяет выявить влияние значимых факторов на получаемый расчетный результат и дать практические рекомендации (с учетом экспериментальных исследований (рис.3,4,5,6)) для получения оптимального (рационального) варианта конструкции.

рис.3 График относительных колебаний станка модели 1716ПФ3 с оправкой, закрепленной в патроне:                                      1 - при размыкании кинематической цепи между редуктором и шпинделем; 2 - при размыкании цепи между электродвигателем и редуктором

рис.4  График относительных колебаний станка модели 1716ПФЗ: 1 - АЧХ с оправкой, закрепленной в конусе шпинделя; 2 - АЧХ с оправкой, закрепленной в патроне

Комплексной динамической характеристикой привода станка является траектория геометрической оси шпинделя в поперечном направлении.

Знание (аналитическое или экспериментальное) характерной траектории перемещения оси вращения шпинделя (токарно-винторезного станка модели 1716ПФ3, 1716ПФ4) и круглограммы и спектрограммы обработанной на нем поверхности детали позволяет установить связь параметров траектории оси шпинделя с показателями качества детали.

Одним из методов анализа профилей обработанных поверхностей является их гармоническое разложение с помощью тригонометрических рядов Фурье. Аналитическое выражение отклонений текущего размера профиля поперечного сечения реальной цилиндрической поверхности может быть представлено в виде ряда Фурье как совокупность гармоник, образующих спектр фазовых углов и спектр амплитуд:

,    

где k — порядковый номер гармоники; С0/2 - нулевой член разложения; Сk— амплитуда kгармоники; φ— текущая координата; — начальная фаза kгармоники.

Гармонический анализ позволяет получить спектр (разложение на гармонические составляющие) профиля (и относительных колебаний) и определить наличие в нем тех или иных гармоник (рис. 5), влияющих на точность обработки.

 

рис. 5  Частотный спектр относительных колебаний станка при резании

Проведенные исследования влияния динамических явлений системы «инструмент-заготовка» при устойчивом резании на показатели качества детали позволили разработать и внедрить ряд практических рекомендаций, направленных на повышение динамического качества токарных и токарно-револьверных модулей средних типоразмеров, заключающихся, в частности, в повышении жесткости стыка "станина-шпиндельная бабка", в конструктивном изменении и доработке зубчатого редуктора, а также в повышении требований к вращающимся узлам и деталям по статической и динамической балансировке.

рис. 6  Влияние уровня относительных колебаний системы «инструмент- деталь» станка с ЧПУ модели 1716ПФ4 на точность обработки

 

Это позволило существенно снизить уровень амплитуд относительных колебаний, исключить ряд резонансных зон в диапазоне частот вращения шпинделя 0...6000 мин-1 и повысить виброустойчивость системы и точность обработки (рис.6),

Использование подобной методики позволяет значительно сократить время на освоение компьютерной техники и информационных технологий, способствует совершенствованию форм и методов обучения, интенсификации учебного процесса.

В конечном итоге это является основой лучшего усвоения учебного материала, приобретения практических навыков применения вычислительной техники в решении инженерных задач и выполнения проектных работ, выработке и принятию обоснованных решений, мотивации и активизации самостоятельной работы студентов (УНИРС) и выполнения научных исследований.

Литература

1.   Басов К.А. ANSYS и Virtual Lab. Геометрическое моделирование. – М.:ДМК Пресс, 2006. – 240 с.

2.   Ли К. Основы САПР (CAD/CAM/CAE). – СПб.: Питер, 2004. -560 с.

3.   Емельянов Н.В. Повышение параметрической надежности станков с ЧПУ //Сб. трудов второй Всерос. конфер. молодых ученых и специалистов «Будущее машиностроения России». Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009.- С. 6-7.

4.   Емельянов Н.В., Зубенко В.Л. Информационные технологии при анализе и синтезе приводов станков с ЧПУ/ Научные труды Межд н-пр конф «Фундаментальные проблемы и современные технологии в машиностроении». М.: МАШИНОСТРОЕНИЕ, ИМАШ РАН, МГПУИ, 2010. – 571 с. (С. 164-169).

5.   Москалёва Т.С., Емельянова И.В., ЗубенкоВ.Л., Емельянов Н.В. Геометрическое моделирование в CAD/CAE системах автоматизированного проектирования /Сб-к научных трудов «Информационные технологии и технический дизайн в профессиональном образовании и промышленности». Новосибирск, НГТУ. – 2010. С. 9 – 14с.