Анализ и синтез структуры Workflow-систем
А.В.
Габалин,
н. с., Gabalinat@bki.ru,
В.П. Разбегин,
с.н.с., Valent@ipu.rssi.ru,
ИПУ РАН, г. Москва
1. Описание WORKFLOW-систем
Имитационное моделирование
становится одним из наиболее эффективных средств исследования сложных систем и
процессов. Имитационные модели применяются для анализа, синтеза, прогнозирования
и планирования будущего развития систем
на стадии решения вопроса инвестирования проекта. В докладе рассказывается о
применении имитационных моделей для решения задачи анализа и синтеза структуры WORKFLOW-систем.
Workflow - это полная или
частичная автоматизация бизнес-процесса, при которой документы, информация или
задания передаются от одного участника (бизнес-процесса) к другому для
выполнения действий согласно набору руководящих правил.
Workflow, ориентированная на
информацию и автоматизацию, имеет свою специфическую терминологию. Одним из
специфических понятий является информационный, материальный или финансовый объект,
используемый в бизнес-процессе (например: письмо, оборудование, счет). Объектом
может быть любой ресурс, используемый в процессе.
В рассматриваемых ниже
имитационных и оптимизационных задачах участвуют характеристики информационных
объектов WORKFLOW-систем.
Бизнес-процесс представляет
собой набор взаимосвязанных бизнес-процедур (функций или действий, формирующих
результат, имеющий ценность для потребителя), в результате которых производится
определенная группа продуктов и услуг. Все бизнес-процессы существуют для
выполнения функций предприятия и должны соответствовать установленной на нем
иерархии целей. Технология Workflow представляет собой перспективную технологию управления бизнес-процессами.
В основе
технологии Workflow лежат следующие понятия:
· объект - информационный, материальный или финансовый
объект, используемый в бизнес-процессе (например письмо, оборудование, счет);
· событие - внешнее (не контролируемое в рамках
процесса) действие, произошедшее с объектом (скажем получение письма, поломка
оборудования, изменение ставки налога);
· операция - элементарное действие, выполняемое в рамках
рассматриваемого бизнес-процесса (допустим подготовка письма, замена оборудования,
оплата счета);
· исполнитель - должностное лицо, ответственное за
выполнение одной или нескольких операций бизнес-процесса (к примеру менеджер,
сотрудник архива, директор).
Взаимоотношения между
базовыми понятиями технологии Workflow отображены на понятийной информационной
модели, представленной на рисунке 1.
рис.1. Понятийная информационная модель технологии
Workflow
В методологии описания
бизнес-процессов IDEF0 функциональная
модель бизнес-процесса представляет собой набор иерархических диаграмм, аналогичных
представленной на рисунке 2, с метками для каждой IDEF-дуги, раскрывающими ее
содержание.
Процесс Workflow отличается
от обычного бизнес-процесса наличием формальных правил выполнения процесса.
Этими правилами описывается
порядок выполнения операций, относящийся к категории распределенных асинхронных и с заданной периодичностью
выполнения. Асинхронные локальные
операции выполняются членами группы исполнителей в одном, определенном месте,
но в различное время. Асинхронные распределенные операции выполняются членами
группы исполнителей в различных местах и в различное время.
Правила допускают
последовательное или параллельное выполнение операций, могут иметь сложную
логику, включать условия согласования по времени, данным и исполнителям.
Последовательность
выполнения операций и условия их перехода от одной к другой составляют алгоритм
выполнения процесса. Помимо уже рассмотренных операций в описании алгоритма,
как правило, используются:
· логические условия;
· внешние по отношению к процессу события;
· средства создания параллельных ветвей;
· точки встречи, позволяющие согласовать результаты
параллельно выполняемых операций;
· автоматические операции - операции, выполняющиеся без
участия пользователя и запускающие на сервере внешнюю процедуру обработки
циркулирующих в процессе данных;
· сценарии - специальные экранные формы, содержащие
вызов функций, операторов системы и внешних программ, используемых пользователем
при выполнении различных операций.
Основное количество внедрений систем класса Workflow в
России сосредоточено сегодня только вокруг задачи управления документооборотом,
хотя возможности технологии Workflow существенно шире: она позволяет сделать
бизнес более эффективным и, соответственно, эффект от внедрения может быть
существенно более значимым.
рис. 2. Пример декомпозиции бизнес-процесса в
методологии IDEF0
WORKFLOW-система представляет собой сложную
многофункциональную, систему, осуществляющую сбор, передачу и обработку
информации, поступающей от различных источников. Она включает в себя “источники”
информации, пункты приема информации, узлы и каналы связи, “центры” обработки информации
и управления.
Совокупность
источников и пунктов приема информации образует подсистему обеспечения информацией.
Сеть узлов связи и центров обработки информации и управления - подсистему сбора
и обработки информации. В центрах поступающая информация анализируется специалистами,
заносится в банки данных и принимается решение о тех или иных управляющих
воздействиях.
2. Постановка задачи
Постановка задачи синтеза и анализа
функционирования структуры WORKFLOW-систем в общем виде формализуется следующим образом. Необходимо определить оптимальную
структуру сети
Sopt (t) = {E*(t), A*(t) , X*(t), Y*(t)}, tÎT, где
E*(t)Ì E~(t) –
допустимое множество элементов системы в период t;
A*(t)Ì A~(t) –
допустимое множество взаимосвязей элементов системы в период t;
X*(t)ÌX~(t) –
допустимое множество собственных функциональных характеристик элементов системы
в период t;
Y*(t)ÌY~(t) –
допустимое множество системных функциональных характеристик в период t
При выполнении ограничений ресурсного,
технологического, директивного, тактического и др. типов, в рамках которых
осуществляется развитие и функционирование системы
R[E(t), A(t), X(t), Y(t),
t].
3. Комплексы моделей
Для
решения этой задачи использовался подход [1], базирующийся на построении
комплекса взаимосвязанных оптимизационных (ОМ), имитационных (ИМ) и
расчетно-анализирующих (КОР) моделей.
На
рис.3 дана соответствующая данному подходу общая схема построения комплексов
оптимизационно-имитационных моделей, отображающих различные методы оптимизации
функционирования сложных систем. В ней множество возможных моделей разбито на
шесть классов в соответствии с
особенностями целевой функции и области ограничений.
рис. 3.
Оптимизационно-имитационный подход к решению задачи оптимизации функционирования сложных систем
Целевая функция и область ограничений заданы
аналитически.
Целевая функция задана аналитически, область
ограничения задана алгоритмически.
Целевая функция задана аналитически, область
ограничения задана алгоритмически и аналитически.
Целевая функция задана алгоритмически, область
ограничения задана аналитически.
Целевая функция и область ограничений заданы алгоритмически.
Целевая функция задана алгоритмически, область
ограничения задана алгоритмически и аналитически.
Для
решения задач первого класса используются комплексы моделей 1, второго класса –
комплексы 3, третьего
класса
– комплексы 3, 4, четвертого класса – комплексы 2, 5, 6, пятого класса –
комплексы 2, 5, 6, шестого класса – комплексы 2, 5, 6.
Задача
оптимизация структуры Workflow-систем с помощью имитационных моделей состоит в
определении оптимальной, в смысле заданных критериев качества функционирования,
структуры Workflow-сети при заданных характеристиках информационных потоков,
параметрах автоматизированных и неавтоматизированных узлов обработки и зависимостях их стоимостных
показателей и показателей качества функционирования от производительности.
Критерии
качества функционирования могут быть трех видов: временные (обеспечение минимальной
задержки передачи информации при заданных показателях стоимости и надежности);
стоимостные (обеспечение минимальной стоимости сети при заданных средних
задержках передачи сообщений, показателях надежности сети и объёмах информации);
критерии надежности (обеспечение максимальной надежности сети при заданных
показателях стоимости сети и средней задержки сообщений).
Для
случая временного критерия качества функционирования потоковой системы
рассмотрим подход к оптимизации по времени получения необходимого результата
обработки. Оценка временных характеристик
может быть получена в процессе имитационных экспериментов, реализующих
алгоритмы и ограничения функционирования системы, включая приоритетность и
стратегии обработки заданий. Условие выполнения требований к временным показателям
может быть представлено в виде:
T(S,X,V)
£
T*, X={xi}, V={vi}, i Î I , (1)
где T(S,X,V) - время получения результирующей
информации, достигаемое на данной топологической структуре S с заданными уровнями
мощностей ее элементов X (объемы обработки информации, пропускные способности каналов
связи) и их характеристиками V (время обработки, скорость и режимы передачи
обрабатываемых объектов); i-индекс структурного элемента системы;
T*-максимально допустимое значение временного показателя. Таким образом,
оцениваем, что по введенной нами классификации возможны классы моделей с
номерами 1-4, и, соответственно, особенности целевой функции и области
ограничений с номерами 1-3.
В
процессе моделирования условие (1) может быть нарушено по двум причинам:
· величина T* на данной топологической структуре S при
любых комбинациях значений X и V не достижима;
· полученное решение можно
улучшить (в смысле временного показателя) за счет маневренных свойств системы.
В
первом случае необходимо пересмотреть требования, предъявляемые к системе
(смягчить правые части ограничений на качество функционирования, расширить
множество допустимых наборов средств обработки и т.п.).
Во
втором случае необходимо идентифицировать “узкие места” в системе, т.е. определить элементы, которые
из-за недостаточной мощности и/или нарушения режимов функционирования
сдерживают поток обработки и тем самым негативно влияют на значение T(S,X,V).
Для этого по каждому узлу обработки собирается полная статистика о его
функциональных параметрах и в первую очередь о его загрузке, размере очереди и времени ожидания в очереди.
Из этих устройств составляется специализированная ранжированная таблица “узких мест”. Сбор статистики для нескольких
последних транзактов в имитационной модели позволяет значительно ускорить поиск
устройства, пропускные способности которого в наибольшей степени влияют на T(S,
X, V). Далее необходимо осуществлять
«развязку» «узких мест» до тех пор, пока не будет выполнено ограничение (1).
4. Универсальная система моделирования
Для
реализации указанных алгоритмов, в частности, задачи развязки узких мест
сложных потоковых систем, в ИПУ РАН создана универсальная система моделирования
(УСМ), которая опробовалась для анализа и синтеза систем различного назначения.
Ядро УСМ реализовано в среде GPSS World.
На рис.4.
и
рис.5. представлены примеры результатов модельных экспериментов по
идентификации узких мест сети, полученных с помощью УСМ.
рис. 4. Пример результатов
модельного эксперимента по загрузке линий передачи заданий для идентификации узких мест Workflow – сети
рис.
5. Пример результатов модельного эксперимента по идентификации узких мест Workflow –
сети.
Обозначения:
Лп1,.., Лп16 – линии передачи заданий
Процедуры,
реализованные в УСМ, отличаются сложностью формализации и алгоритмизации, предполагают
использование дополнительной информации, имеющейся у ЛПР. Проведенные
эксперименты подтверждают сходимость к согласованному решению за приемлемое
число итераций. Разработанный комплекс моделей был успешно внедрен при
оптимизации функционирования и развития структуры ряда
систем [2].
1.
Цвиркун А.Д.,
Акинфиев В.К., Филиппов В.А. Имитационное моделирование в задачах синтеза структуры
сложных систем. М.: Наука, 1985.
2.
Габалин А.В.
Оптимизационно-имитационный подход в задачах анализа и синтеза структуры
распределенных систем обработки информации. Труды института. Том XXVI. М.: Институт проблем управления, 2005.