Методика
и особенности использования PDM системы TeamCenter в учебном процессе подготовки инженерных кадров
М.И. Чижов,
зав.каф.,
д.т.н., профессор,
А.В.
Бредихин,
ст.
препод.,
В.В.
Ветохин,
ассист.
каф., аспир.,
ВГТУ, г. Воронеж
В работе изложена
методика обучения инженеров, магистров и бакалавров на основе PDM-технологи
в учебном процессе.
The following paper introduces the methods of teaching students for Bachelor’s
Degree, Master’s Degree and Engineering Specialties on the basis of PDM
technologies during the teaching process.
В последнее
десятилетие, многие отечественные машиностроительные предприятия внедряют на своём производстве системы управления
инженерными данными PDM. Данные системы позволяют
организовывать коллективную работу над проектом в рамках единого
информационного пространства. Успешные проекты внедрения, доказывают
целесообразность их использования. Для достижения качественных результатов от
применения PDM, обязательным условием является наличие подготовленного
персонала, обладающего навыками работы с современными информационными системами
управления и принципами коллективной работой над проектом.
рис. 1
Воронежский
государственный технический университет тесно сотрудничает с ведущими
машиностроительными предприятиями города. Подготовка инженерных кадров ведется
с учётом современных тенденций развития машиностроения. Именно поэтому при
внедрении на ОАО «Воронежском авиационном самолётостроительном обществе»
системы PDM TeamCenter Engineering
со стороны ВГТУ началась подготовка инженерных кадров владеющих знаниями и
опытом работы с этой системой.
С учётом методологии PDM,
в учебный процесс целесообразно внести принципы коллективной работы. Выполнение
студентами индивидуальных заданий, несомненно, развивает их творческий
потенциал, позволяет глубже изучить тематику предмета, но не подготавливает, в
полной мере, к взаимодействию между участниками в реальном производственном
процессе.
Подготовку
специалистов с учетом современных требований и тенденций возможно
реализовать в рамках коллективного курсового проекта. В проекте принимает
участие 5-6 студентов, из которых выбирается руководитель группы. В обязанности
руководителя входит планирование выполнения работ, распределение задания внутри
коллектива. Ежемесячно план-график работ предоставляется преподавателю на
утверждение. Индивидуальная оценка студента за курсовой проект формируется из суммы
баллов за качество выполнения проекта и индивидуальных премиальных баллов за
выполнение сроков план-графика и объёма выполненных работ.
Курсовая работа
включает в себя совместную разработку рабочего узла металлорежущего
станка, статический и динамический
инженерный анализ конструкции и создание управляющих программ обработки для
станков ЧПУ в CAD/CAM/CAE
системе NХ под управлением PDM
системы TeamCenter Engineering.
Совместное использование в рамках единого информационного пространства
участниками проекта рабочей и справочной документации, классификаторов
стандартных изделий и материалов, а также автоматизация основных
бизнес-процессов проекта в модуле WorkFlow позволяет эффективно
организовывать коллективную работу.
Каждый студент
приобретает практику применения современных систем автоматизированного
проектирования в разработке новых изделий и управления инженерными данными в
информационной системе PDM. Изучает принципы
организации производства, имеет возможность экспериментировать, творчески
подходить к решению поставленных задач. Коллективное выполнение проекта и
система оценок воспитывает в будущих специалистах ответственность за качество
выполнение задания и соблюдение сроков планирования.
рис.2
Качество выполнения
курсового проекта в целом во многом зависит от действий преподавателя, так как
на него возлагается функция менеджера, общего руководства за ходом работ.
Процесс разработки должен быть управляемый с одной стороны, но не носить
директивный характер, оставляя пространство для творчества студентов.
Своевременный контроль выполнения индивидуального и коллективного план -
графика должен сопровождаться техническими рекомендациями по разработке и
работе с информационными системами, так и внутренней организацией работ.
Коллективом кафедры
была разработана и реализована учебная модель данных PDM
системы TeamCenter Engineering.
Разработаны учебные пособия и методические указания к выполнению лабораторных
работ в системе CAD/CAM/CAE/PDM
– TeamCenter/NX. Создан
специализированный учебный класс, в котором на современном оборудовании установлены
и настроены клиентские места учебной базы TeamCenter
и NX для выполнения лабораторных и коллективных курсовых
работ.
Практика совместных
курсовых работ позволит адаптировать студентов к работе в реальном
производственном процессе на современном машиностроительном предприятии,
повысить производственную культуру менеджмента, ответственность к выполняемым
заданиям и дальнейшей работе на производстве в целом.
Литература
1.
Е.И.
Яблочников, В.И. Молочник, Ю.Н. Фомина. Реинжиниринг бизнес-процессов
проектирования и производства / Учебное пособие – СПб:СПбГУИТМО, 2008. – 152 с.
2. Teamcenter Engineering Product Data Management Student Guide October
2006 MT14330 – Version 2005 SR1MT.
3. Н. Дубова. Системы
управления производственной информацией. Открытые системы, # 3, 1996, сс. 63-68
4.
Кузнецов
П.М Управление технологическими
объектами и процессами. М.:
Изд-во МГОУ, 2003