Задачи,
инструментарий и индикаторы НИР по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России» на 2009-2013 гг.
Л.С. Точилов,
уч. секрет. НТС, к.ф.-м.н., tls@msm.ru,
Л.А. Шаповалов,
аспир., инж. – констр. 3 кат.,
А.В. Фетисов,
инж. – констр. 3 кат.,
ОАО «ВПК «НПО машиностроения», г.
Реутов
Рассматривается подход к проектированию беспилотного
летательного аппарата (БЛА) молодыми учёными. Инструментарий - SolidWorks. Заказчик
– Министерство науки и образования. Исполнитель – ОАО «ВПК «НПО машиностроения».
The Article studies
the approach to design unmanned aerial
vehicle (UAV) by young scientists. Tool kit - SolidWorks. Customer –
Ministry of science and education. Contractor – public corporation “VPK “NPO
mashinostroenia”.
Представляется результат НИР
в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной
России» на 2009 – 2013 годы, относящийся к организации и выполнению работы в CAD-системе
SolidWorks.
В рамках НИР, выполняемой ОАО
«ВПК «НПО машиностроения» решаются задачи, связанные с созданием многоуровневой
авиационно-космической системы (МАКС), включающей малые космические аппараты
(МКА) и беспилотные летательные аппараты (БЛА) разных классов [1].
Одна из задач, которую мы рассмотрим,
состояла в разработке силами студентов, аспирантов, молодых ученых и
специалистов ОАО «ВПК «НПО машиностроения» конструкции раскрытия крыла БЛА. Впервые
в мире такая конструкция крыла была предложена и успешно реализована
основателем ОАО «ВПК «НПО машиностроения» академиком В.Н.Челомеем.
Глубокие знания в области
проектирования летательных аппаратов (ЛА), включая научное наследие академика
В.Н. Челомея, а также современного инструментария для построения и
аэродинамических расчетов 3D-моделей студенты
получают на аэрокосмическом факультете (АКФ) МГТУ им. Н.Э. Баумана при ОАО «ВПК
«НПО машиностроения».
Практика приглашения лучших
студентов АКФ к работе по совместительству в ОАО «ВПК «НПО машиностроения»
способствует знакомству студентов непосредственно на рабочих местах с
современными технологиями разработки ЛА,
привлечению выпускников АКФ на предприятие и закреплению молодых ученых
и специалистов на предприятии.
На решение этих задач
направлены также деятельность научно-образовательного центра (НОЦ) ОАО «ВПК
«НПО машиностроения», выполнение НИОКР.
Комплекс индикаторов
выполнения НИР в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной
России» на 2009 – 2013 годы включает не только оценку новых проектных и конструкторских
решений, но и используемый инструментарий, а также научные результаты,
полученные участниками НИР наряду с показателями научной активности работников
предприятия.
ОАО «ВПК «НПО машиностроения»
имеет большой опыт разработки БЛА [2]. Использование современного инструментария
– SolidWorks – позволило не только выполнить проектирование нового БЛА, но и произвести
аэродинамические расчеты.
Пакет SolidWorks 2009 был
использован в ОАО «ВПК «НПО Машиностроения» при проведении НИР по направлению «Космические
системы» по теме «Определение научно и технически обоснованного облика, состава
и характеристик эффективной системы дистанционного зондирования Земли,
объединяющей и использующей преимущества космических и беспилотных летательных
аппаратов». Он позволил производить полный цикл работ по разработке конкретных
агрегатов и узлов, используя принципы «проектирование сверху» и «проектирование
снизу». С помощью данного пакета была создана объёмная модель БЛА (рис.1).
рис. 1 Объёмная модель БЛА
На рисунке 2 представлены его
проекции.
рис. 2 Проекции БЛА
Исследованы особенности
аэродинамической компоновки и тенденции развития БЛА [3]. Произведена компоновка
внутренних узлов БЛА, осуществлен массовый анализ. На рис.3 представлен автомат
раскрытия крыла.
рис. 3 Автомат раскрытия крыла
Этот элемент компоновки был
выбран для доклада не случайно, а с тем, чтобы ещё раз подтвердить, что инженерная
школа академика В.Н.Челомея жива, продолжает использовать и совершенствовать
его инженерные решения. Приведём цитату из работы [4]: «Проектирование
комплекса П-5 базировалось на оригинальных решениях лично В.Н. Челомея,
связанных с размещением ракеты со сложенными крыльями в герметическом контейнере
и стартом ее из контейнера с нулевых направляющих с автоматическим раскрытием
крыльев в воздухе, что, в свою очередь, дало возможность разместить на носителе
достаточное количество контейнеров».
рис. 4 Представление крыла конечно-элементной объёмной
сеткой
При проектировании БЛА на
начальном этапе представляется целесообразным периодически оценивать проведенные
теоретические расчёты с помощью конечно-элементных пакетов. Был выбран определённый
профиль крыла, обеспечивающий необходимую подъёмную силу для достижения
требуемого аэродинамического качества, далее этот профиль был просчитан
методами теоретической аэродинамики, после чего было произведено
конечно-элементное моделирование с целью подтверждения полученных результатов.
Твердотельная модель недеформированного обособленного крыла была представлена
его конечно-элементной объёмной сеткой (рис. 4).
Модель была помещена внутрь
замкнутой области, аналогичной каналу аэродинамической трубы, на входном и
выходном срезе канала были заданы требуемые граничные условия – скорость
набегающего потока, его давление, плотность, температура и.т.д. Внутренний
объём исследуемой области был, в свою очередь, разделен на конечные элементы,
после чего была запущена решающая программа. После того, как течение в
рассматриваемом канале вышло на режим, близкий к стационарному, расчёт был
остановлен и необходимые результаты были визуализированы (рис.5).
рис. 5 Результаты
аэродинамического моделирования
Данные, полученные в
результате конечно-элементного моделирования обтекания обособленного крыла, с
хорошей точностью совпали с результатами численных расчётов. Также, были
произведены конечно-элементные продувки БЛА в целом, с целью визуализации линий
тока (рис.6).
рис. 6 Линии
тока при продувке БЛА
1.
Натаров Б.Н.,
Афонин С.В., Точилов Л.С. Беспилотные летательные аппараты в многоуровневой авиационно-космической
системе мониторинга http://www.ispl.ru/Bespilotnye_letatelnye_apparaty_v_mnogourovnevoy_aviatsionno-kosmicheskoy_sisteme_monitoringa.html
2.
«Оружие и
технологии России. Энциклопедия. XXI век», Авиационное вооружение и авионика,
Том X, Издательский дом «Оружие и технологии», Москва, С. 420-421, 721, 2005
3.
Натаров Б.Н.,
Афонин С.В., Точилов Л.С., Зайцев Е.А., Заиграев В.В., Колобов А.И., Копылов
А.Ю., Шаповалов Л.А., Фетисов А.В. Беспилотные летательные аппараты в многоуровневой
авиационно-космической системе мониторинга. Особенности аэродинамической компоновки
и тенденции развития http://www.ispl.ru/Modeli_i_metody_aerodinamiki.html
4.
Ефремов Г.А.
Крылатые ракеты – национальное оружие России. http://submarine.id.ru/history/b62.shtml