Автоматизированные системы управления (на примере
контроля доступа на предприятии)
Е.Е. Недоманова,
магистр 6
курса,
МГТУ
«Станкин», г. Москва
Работа посвящена
обсуждению проблемы автоматизированных систем (АС) на конкретном примере
контроля доступа (СКУД) на предприятии. Целью
данной работы является построение модели функционирования системы контроля и
управления доступа для трех точек прохода охраняемой зоны. Показать, как легко
и просто с помощью автоматизированных систем вести контроль доступа на
предприятии. Главной целью создания АС является не упрощение, а
категоризация и стандартизация автоматизируемого процесса, что позволяет
обеспечить стабильность работы системы, прозрачность ее контроля и анализа
слабых мест и основания для ее развития либо свертывания.
Введение
Автоматизированные
системы (АС) — системы, состоящие из персонала, комплекса средств автоматизации
его деятельности и регламентов работы, реализующие информационную технологию
выполнения установленных функций.
Автоматизированные
системы управления (АСУ) — комплекс аппаратных и программных средств,
предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического
процесса, производства, предприятия. АСУ применяются в различных отраслях
промышленности, энергетике, транспорте и т. п. Термин автоматизированная, в
отличие от термина автоматическая подчеркивает сохранение за
человеком-оператором некоторых функций, либо наиболее общего, целеполагающего
характера, либо не поддающихся автоматизации.
Система контроля и
управления доступом (СКУД) – это современная, удобная и эффективная система
безопасности. Система решает задачи разграничения доступа и контроля ситуации
на объекте, помогает обеспечить порядок и дисциплину.
Цель системы безопасности:
Целью построения систем
безопасности является предотвращение или снижение ущерба из-за потерь
вследствие совершения угроз защищаемым ресурсам, а также обеспечение условия для быстрого
восстановления жизнедеятельности предприятия.
Задачи системы безопасности заключаются:
1. В
своевременном выявлении и устранении
угроз
2. В
создании механизма и условий оперативного реагирования на угрозы безопасности в
различных ситуациях их проявления
3. В
создании условий для максимально возможного восстановления ущерба, полученного
в результате нарушения безопасности.
Возникает вопрос, а зачем нужны автоматизированные
системы?
На фоне роста экономики
в России в последние годы все большее число компаний начинает задумываться об
автоматизации своих производственных и складских процессов, и причина тому –
всевозрастающие обороты, с которыми не справляются существующие схемы работы
предприятий, созданные несколько лет назад и использующие преимущественно
ручной труд. На сотрудников обрушивается огромный поток информации, необходимо
многое держать в памяти. Как следствие, увеличивается число ошибок, а работа
требует постоянно повышенного внимания.
1. Принцип функционирования системы
контроля и управления доступом
Каждый сотрудник,
клиент, посетитель фирмы получает идентификатор (электронный ключ) -
пластиковую карточку или брелок с содержащимся в ней индивидуальным кодом.
Электронные ключи выдаются в результате регистрации перечисленных лиц с помощью
средств системы. Паспортные данные, фото (видеоизображение) и другие сведения о
владельце электронного ключа заносятся в персональную электронную карточку.
Персональная электронная карточка владельца и код его электронного ключа
связываются друг с другом и заносятся в специально организованные компьютерные
базы данных.
У входа в здание или в подлежащее контролю помещение
устанавливаются электро-магнитные замки, турникеты, шлагбаумы. Вместе с ними
инсталлируются считыватели, считывающие с карточек их код и информацию о правах
доступа владельца карты и передающие эту информацию в контроллер системы.
В системе каждому коду
поставлена в соответствие информация о правах владельца карточки. На основе
сопоставления этой информации и ситуации, при которой была предъявлена
карточка, система принимает решение: контроллер открывает или блокирует двери
(замки, турникеты), переводит помещение в режим охраны, включает сигнал тревоги
и т.д.
Все факты предъявления
карточек и связанные с ними действия (проходы, тревоги и т.д.)фиксируются в
контроллере и сохраняются в компьютере. Информация о событиях, вызванных
предъявлением карточек, может быть использована в дальнейшем для получения
отчетов по учету рабочего времени, нарушениям трудовой дисциплины и др.
На предприятиях можно
выделить четыре характерные точки контроля доступа: проходные, офисные помещения,
помещения особой важности, и въезды/выезды автотранспорта. В зависимости от
стоящей перед Вами задачи Вы можете выбрать соответствующую систему контроля и
управления доступом. Небольшая СКУД позволит предотвратить доступ нежелательных
лиц, а сотрудникам точно указать те помещения, в которые они имеют право
доступа. Более сложная система позволит, помимо ограничения доступа, назначить
каждому сотруднику индивидуальный временной график работы, сохранить и затем
просмотреть информацию о событиях за день. Системы могут работать в автономном
режиме и под управлением компьютера. Комплексные СКУД позволяют решить вопросы
безопасности и дисциплины, автоматизировать кадровый и бухгалтерский учет,
создать автоматизированное рабочее место охранника. Набор функций, выполняемых
комплексными системами, дает возможность использовать систему контроля для
выполнения конкретных задач именно на Вашем предприятии или объекте.
2. Проходная /бюро пропусков для трех точек прохода
2.1
Описание
Система
"Проходная/Бюро пропусков" предназначена для автоматического и автоматизированного
регулирования входа и выхода сотрудников и посетителей организации через три
пункта прохода, оборудованных турникетами, а также автоматизированной выдачи
"электронных пропусков". Система позволяет вести протоколирование
событий доступа, действий операторов и данных о работе оборудования в
"системном журнале", а также вести учет рабочего времени, формировать
отчеты на основе выбранных критериев с возможностью просмотра на экране и печати
на принтере.
Система для контроля и управления доступом
"Проходная/Бюро пропусков" выполнена на базе программного комплекса
TSS-2000Profi.
рис. Структурная схема
2.2
Принцип работы
Каждый сотрудник или посетитель предприятия получает
идентификатор ("электронный ключ") - пластиковую карточку или брелок
с содержащимся в ней индивидуальным кодом. Перед выдачей "электронного
ключа" его код и данные о его будущем владельце заносятся в базу данных
системы.
Регистрация осуществляется уполномоченным сотрудником
Бюро пропусков и напоминает заполнение полей в стандартной "учетной
карточке". Для занесения кода "ключа" оператору достаточно
коснуться им контрольного считывателя, установленного на рабочем месте рядом с
компьютером.
Необходимые текстовые
данные (Ф.И.О., должность, подразделение, паспортные данные и т.д.) вводятся в
поля с помощью клавиатуры компьютера. В специальное окно "карточки" с
помощью электронного фотоаппарата, видеокамеры или ручного сканера заносится
изображение владельца "электронного ключа". При использовании
последнего, оператору достаточно просканировать фотографию в паспорте. В
процессе задания ограничений доступа можно указать начальную и конечную дату
периода действия "ключа", а также доступные пункты прохода
(турникеты) и интервалы времени по дням недели, в течение которых можно пройти
через указанные турникеты с помощью данного "электронного ключа".
Причем, ограничения доступа, заданные для какого-либо из сотрудников или
посетителей, можно с помощью нажатия двух клавиш автоматически распространить
на всех или на выбранных по какому-либо критерию владельцев "ключей"
(например, на работников определенного отдела).
Полная процедура регистрации занимает не более 2-3 минут.
2.2.1
Работа с посетителями
В специальный раздел базы данных системы заносится
информация о посетителях организации, включая задание ограничений доступа и
ввод изображения.
После регистрации в Бюро
пропусков посетитель получает один из ключей, предназначенных для выдачи гостям
и может пройти через проходную.
При выходе посетителя, в момент считывания кода, система
автоматически переводит выданный ему "ключ" в разряд свободных, а
компьютер поста охраны на проходной выдает речевое сообщение типа:
"Внимание! Гость организации, просьба забрать ключ!".
После возвращения гостевого ключа в Бюро пропусков он
вновь может быть выдан очередному посетителю, а вся информация об ушедшем госте
сохраняется в базе данных.
2.2.2
Контроль прохода через проходную
У входа на предприятие
на панели турникета или рядом с ним устанавливаются считыватели, считывающие с
карточек их код и передающие эту информацию в контроллер системы.
Работник организации или посетитель, имеющий
"электронный ключ", подходит к турникету и предъявляет его
считывателю.
Одновременно с этим на
экране компьютера, установленного на проходной, появляется изображение и
основная информация о владельце "ключа", занесенная в базу данных
системы.
В системе каждому коду поставлена в соответствии
информация о правах доступа владельца карточки. На основе сопоставления этой
информации и ситуации, при которой была предъявлена карточка, система принимает
решение: контроллер открывает или блокирует проход через турникет.
Если в данное время для
владельца предъявленного "электронного ключа", разрешен проход через
данный турникет, система автоматически разблокирует его. Если же действует
запрет на проход или предъявлен не зарегистрированный "ключ", то
турникет останется в заблокированном состоянии, а на экране компьютера поста
охраны появится надпись о запрете с указанием причины отказа в доступе. Одновременно
с этим компьютер воспроизводит соответствующее речевое сообщение. Например:
"Вход заблокирован. Истек срок действия ключа!" или "Запрет по
времени!","Внимание! Предъявлен неизвестный ключ!" и т.п.
Сотрудник службы безопасности, дежурящий на проходной, в
любой момент времени может вмешаться в работу системы - сравнить фотографию на
экране и ходящего человека, а затем заблокировать или разблокировать турникет,
нажав кнопку клавиатуры компьютера или выносного пульта управления турникетом.
Все факты предъявления
"ключей" и связанные с ними действия (проходы, факты срабатывания
датчика и нажатия кнопки турникета и т.д.) фиксируются в контроллере,
автоматически заносятся в журнал событий, связанных с проходом через турникет
проходной и сохраняются в компьютере. Подобным же
образом регулируется и выход с предприятия.
2.2.3
Получение отчётов
Информация о событиях, вызванных предъявлением карточек,
может быть использована в дальнейшем для получения отчетов по учету рабочего
времени, нарушениям трудовой дисциплины и др.
Момент первого входа
через проходную, интерпретируется системой в процессе учета рабочего времени
как начало, а момент последнего выхода - как конец рабочего дня владельца
предъявленного электронного ключа.
Если в течение рабочего
дня какому-либо сотруднику необходимо неоднократно входить и выходить через
проходную, то при формировании отчетов о рабочем времени, система суммирует
отдельные промежутки времени пребывания его на территории организации.
2.2.4
Компьютеры
Компьютер проходной является компьютером
мониторинга системы и непосредственно компьютером проходной. Компьютер выводит
данные из электронной базы непосредственно охраннику на пункт прохода при
прохождении через турникет владельца пропуска, а также разнообразные отчеты о
событиях в системе за выбранные промежутки времени.
Компьютер бюро пропусков работает под
управлением компьютера мониторинга, хранит базу данных пользователей, вносит в
нее изменения, управляет вводом фотоизображений в базу данных, управляет
печатью карточек-пропусков, автоматически формирует журналы событий и учета
рабочего времени, формирует временные режимы доступа на объект для каждого
пользователя.
Электронный
фотоаппарат обеспечивает ввод фотографии в компьютер,
Служебный
считыватель считывает коды ключей-карточек пользователей при внесении их в базу
данных и заполнении личных карточек.
Заключение
Автоматизированные
системы управления обладают множеством достоинств. Однако при их внедрении не
стоит забывать и про недостатки. Чтобы АСУ принесли максимум плюсов и минимум
минусов, необходимо:
Перед тем, как осуществлять проект внедрения нужно
максимально формализовать его цели;
1. Никогда не стоит жертвовать стадией предпроектного
анализа. Необходимо привлекать профессиональных консультантов для обследования
предприятия и постановки задач менеджмента. Затраты непременно окупятся. Но
стараться иметь дело при этом с солидными компаниями, так как, к сожалению,
кроме консультантов, существуют еще и псевдо-консультанты;
2. Нужно старательно подходить к выбору программного
обеспечения для построения КИС, так как ошибки дорого обходятся; стараться
посмотреть как можно больше систем, и посмотреть их "живьем", а не по
маркетинговым материалам разработчиков. Не стоит пытаться разрабатывать систему
силами своих программистов. Готовые системы разрабатываются специализированными
коллективами на протяжении многих лет и имеют реальную себестоимость гораздо
выше продажной цены – известный парадокс характерный для программных и
интеллектуальных продуктов;
3. Необходимо установить высокий приоритет процессу
внедрения системы, среди остальных организационных и коммерческих процессов,
наделить высокими полномочиями руководителя проекта;
4. Нужно создать среди всех сотрудников предприятия
атмосферу неотвратимости внедрения и стараться организационными мерами повысить
темп освоения новых технологий;
5. Необходимо
помнить, что внедрение системы как ремонт – его невозможно закончить, можно
лишь прекратить. Так что внедрение, по сути, никогда не закончится, система
должна все время совершенствоваться в процессе своей промышленной
эксплуатациями вместе с прогрессом информационных технологий и методологий
управления деятельностью вашего предприятия.
Литература
1. Бесекерский
В.А., Попов Е.П. «Теория систем автоматического управления. – 4-е изд.,
перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2003. – 747 с.
2. Гудвин
Г.К., С.Ф. Гребе, М.Э. Сальдаго «Проектирование систем управления»;пер. с англ.
– М.:БИНОМ, Лаборатория знаний,2004. – 911 с.
3. «Теория
автоматического управления»: Учеб. для машиностроит. спец. вузов/В.Н. Брюханов,
М.Г. Косов, С.П. Протопопов и др.; Под ред. Ю.М. Соломенцева. – 3-е изд., стер.
– М.: Высш. шк.; 2000. – 268 с.: ил.
4. Анхимюк В.Л., Олейко О.Ф., Михеев Н.Н. «Теория
автоматического управления». – М.: Дизайн ПРО, 2002. – 352 с.: