Инструментарий построения сбалансированной системы показателей
А.
Б. Литвинов,
аспир., alitvinov@gmail.com,
Московский авиационный институт, г. Москва
Аннотация
В докладе
рассматривается подход к разработке сбалансированной системы показателей (ССП)
бизнеса компании с использованием специального программного обеспечения MATRIX,
которое относится к сетевым многопользовательским CASE-системам.
Abstract
The report present
the approach to developing a balanced scorecard (BSC) company's business using
special software MATRIX, which refers to the network multi-user CASE-systems.
Модель бизнеса фирмы
можно представить как систему управления знаниями (СУЗ) фирмы с использованием
“корпоративной базы знаний” (КБЗ), которая представляется в виде семантической
сети [1, 2]. Представим структуру компании как множество функций, требуемых для
организации (координации) бизнес процессов фирмы, распределенных между её
структурными подразделениями. В данной модели информационные связи внутри
фирмы, осуществляются, не между отделами, а между функциями. Информационная
модель отражает не только связи между структурными подразделениями компании, но
и дает возможность оценивать происходящие в них процессы.
При построении информационной модели фирмы необходимо описать основные информационные потоки, поскольку при достижении определенного
уровня автоматизации любое действие, вызывающее изменения параметров объекта
управления адекватно отражаются в
автоматизированной информационной системе (АИС).
В
качестве информационной единицы, циркулирующей в АИС фирмы, выбирается документ
(в широком смысле), как некоторая типизированная информационная единица,
имеющая атрибуты и количественные характеристики. Используя такое представление
информационной единицы, можно перейти к
описанию модели информационных потоков фирмы в соответствии с ‘ГОСТ 34.602-
S=<D, T, P, O, Z, F>, (1)
где – совокупность документов, причем , где –
множества входных, – внутренних и выходных документов соответственно; – множество категорий документов; – множество пользователей: источники и потребители
информации (в том числе бизнес единицы фирмы:
отделы, подразделения и т.д.); O = {o1,o2,…,on} – множество объектов
автоматизации и соответствующих им информационных объектов, которые задают совокупность данных,
подлежащих сбору, переработке и хранению в системе; – перечень задач (функций), выполняемых подразделениями предприятия, пользователями P и информационными объектами O; – множество отношений между указанными элементами D, P, O, Z. Элементы
множества, характеризуются
набором параметров:
di = < pb, pu, t, z >, |
(2) |
где
– структурный элемент, из, которого исходит документ;
– структурный элемент, в который входит
документ ;
t – тип документа;
– функция управления;
Множество можно представить
как совокупность отношений, определяемых как структурой связей, так и
количеством документов, передаваемых с помощью каждой связи:
F=< Ф1<O, O>, Ф2<P, P>, Ф3<Z,P>, Ф4<O,Z>, Ф5<D, P>, Ф6<T,D> >, |
(3) |
Ф1<O,O> - структура объектов автоматизации; Ф2<P,P> - отношение
“пользователи-пользователи” определяет взаимосвязи между пользователями,
например оргструктура фирмы: Ф3<Z,P> - отношение “функции-пользователи” характеризует использование
той или иной функции пользователем; Ф4<O,Z> - отношение “объект-функция ” характеризует использование того
или иного объекта функцией; Ф5<D,P> - отношение “документ - пользователи” определяет распределение
документов по пользователям (документооборот);
Ф6<T,D> - отношение “тип-документ”
описывает распределение информационных единиц (документов) по категориям
(документооборот);
Процесс преобразования
информации в знания выполняется в три этапа:
Этап I. Создание и приобретение знаний:
а) Исследование:
1. Информация →Явные
знания:
EKn = Социализация (I, IKn);
2. Явные Знания →
Система Знаний:
KnS = Комбинация ( EKn );
б) Обучение и познание
Системы Знаний →
Неявные знания:
IKn = Интернализация ( KnS );
в) Создание новых
знаний
Этап II. Организация и хранение знаний
а)
Хранение:
FKn =
Фиксация (Структурирование (Фильтрация (KnS, K )))
Этап
III. Использование
знаний
P = Тестирование
(Адаптация (Извлечение ( FKn )));
где: I - входная информация
и метаданные; IKn - подразумеваемые знания; EKn - явные знания; KnS - система знаний, FKn - фиксированный образ
системы знаний сопоставленный; K - множество критериев выбора; T - постановка задачи;
P – продукция.
Процесс
формирования знаний можно представить в виде диаграммы (рис 1).
рис.
1. Процесс формирования знаний
Для
анализа и информационной модели (1) представим систему S в виде
коммуникативной матрицы порядка L(число разнородных
элементов).
A(l) = ||Aik(l)||n(l)i,k=1 - матрица размера n(l); (5)
Элементы матрицы Аik(l), i≠k, являются числами или операторами (дифференциально-разностными); а диагональные элементы Аik(l),i=k, имеют одну
особенность: к ним может быть применен оператор D – (Depth operator – раскрывающий матрицу вглубь на каждом уровне).
Представление
ССП на основе теории, предложенной Капланом Р. и Нортоном Д. [3], можно
выполнить в виде гиперкомплексной динамической системы (ГДС) или с
помощью структурных или коммуникативных матриц [4], что является более общим и
системопригодным, например, по сравнению с другими известными формализованными
подходами, хотя и не единственно возможным.
Представление ССП организации в виде
коммуникативной матрицы потребовало
разработки специализированного ПО, получившего название MATRIX.
рис 2. Экранная форма рис 3. Экранная форма
На рис. 2 и 3 показаны
экранные формы (скриншоты моделей), разработанные с помощью системы MATRIX,
которая предлагает пользователю графическую среду разработки для создания
моделей на основе простых и ясных визуальных средств. Основой программного
продукта служит инструментальное средство Eclipse, позволяющее легко
модифицировать и расширять потребительские свойства разрабатываемой системы. MATRIX
относится к сетевым многопользовательским CASE-системам, предназначенным для
поддержки процесса создания ССП от этапов анализа до создания законченных
моделей. Реализована поддержка следующих этапов жизненного цикла ССП:
1.
анализ;
2.
проектирование;
3.
разработка.
ССП фирмы
разрабатывается как система управления знаниями (если же на предприятии уже
имеется СУЗ, то на ее основе). В этом случае, построение ССП компании будет
более простой задачей, так как упрощаются многие шаги построения и внедрения
ССП т.е:
1.
сбор
и распространение справочных материалов осуществляется через средства СУЗ;
2.
формулировка
миссии, ценностей, видения и стратегии бизнеса компании создается участниками
проекта и аналитиками на основании знаний из СУЗ, отпадает необходимость
получать информацию от сотрудников фирмы;
3.
разработка
целей и показателей для каждой из составляющих ССП / определение
причинно-следственных цепочек;
4.
внедрение
“процессных” методов работы в организации;
5.
нет
необходимости в интеграции с КИС;
Этим MATRIX отличается
от других систем моделирования. Сложность создания и внедрение ССП диктует
необходимость применения интеллектуальных технологий, таких как экспертные
системы или систмы основанные на знаниях, которые могут использоваться при
построении ССП, накапливая и классифицируя
опыт разработки концептуальных моделей баз знаний, что позволит: формализовать,
уменьшить затраты, ускорить и упростить
процесс разработки и внедрения CCП.
1.
Гаврилова
Т.А, Хорошевский В.Ф. “Базы знаний интеллектуальных систем”, - СПБ:Питер, 2000
2.
Гершун
А., Нефедьева Ю."Разработка сбалансированной системы показателей.
Практическое руководство” ООО "МАГ
Консалтинг, Олимп-Бизнес, 2004
3.
Каплан
Р., Нортон Д. “Сбалансированная Система Показателей”. – М.: Олимп Бизнес, 2003.
4.
Шатихин
Л.Г. Структурные матрицы и их применение для исследования систем. - М.:
Машиностроение, 1974.