Стратегия трансфера технологий быстрого прототипирования
А.В. Лушников,
аспир., andrew_vl@mail.ru,
МАРТИТ, г. Москва,
В.С. Скородумов
аспир., hayride@mail.ru,
О.И. Смирнов
аспир., olsmir@bk.ru,
МАИ, г. Москва,
М.В. Федчин,
аспир. mfedchin@mail.ru,
ЦЭМИ РАН, г. Москва
Аннотация
В докладе представлены результаты исследования в области трансфера
высоких технологий на малых и средних предприятиях московского региона. Работа проводилась в рамках ФЦНТП Министерства образования и науки
РФ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники
на 2003-2008 годы».
Перспективным
направлением развития инновационного производства в машино-и приборостроении
является трансфер и коммерциализация новых технологий (Rapid Prototyping and Manufacturing, RPM) и активное их использование в
составе компактных интеллектуальных
производств (КИПр) на малых и средних инновационных предприятиях.
Основу стратегии
развития бизнеса таких предприятий, по мнению авторов,
должны составлять методы трансфера и коммерциализации новых технологий, при условии
ограниченных ресурсов, с учетом пошагового их развития:
1-й шаг - заключается в поддержке
разработанных и уже готовых к производству
изделий, которые предприятие стремится вывести на рынок, делая упор на повышение их качества до уровня международных стандартов;
2-й шаг – опережающая разработка новых
изделий с использованием партнерских связей
за счет производственно-технологического аутсорсинга на базе имеющихся в регионе RPM -технологий (в инновационно-промышленном
кластере), и формирование новых сегментов
рынка;
3-й шаг - развитие принципиально новой
технологической платформы на базе
новых RPM -технологий, основанной на знаниях; ведущее к созданию систем компактного интеллектуального производства (КИПр);
4-й шаг - координация на
государственном и региональном уровнях, в условиях инновационно-промышленных
кластеров, организационо-производственной,
образовательной и научно-методической деятельности множества инновационно-производственных
предприятий, между которыми устанавливается тесное сотрудничесво с использованием
инфокоммуникационных технологий (ИКТ).
В «информационной
экономике» отчетливо проявляются тенденции к созданию
коалиционных структур на принципах взаимовыгодного сотрудничества, что особенно характерно для малых и средних предприятий
в наукоемких отраслях машиностроения. Изменения на рынках высокотехнологичной
продукции отражают повышение степени открытости и территориальной распределенности бизнеса. Развитие коалиционных структур
требует поиска новых резервов повышения эффективности производства и создания
единой инфокоммуникационной среды.
В тоже время
существуют объективные трудности достижения отечественными разработчиками
уровня фирм, являющихся промышленными лидерами (в своей
отрасли), поскольку последние также не стоят на месте и,
главное, в инвестициях в наукоемкие (и более затратные) технологии. В настоящее
время ни одна фирма в мире самостоятельно не может
разработать и воплотить новое поколение сложной техники.
Современных
уникальных технологий и оборудования для быстрого прототипирования
и производства - (Rapid Prototyping and Manufacturing, RPM) сегодня в стране еще недостаточно, поэтому для
инновационных предприятий важно получить к доступ
к таким технологиям, иметь возможность изготавливать прототипы изделий, проводить различного вида эксперименты в режиме
удаленного доступа, и также быстро изготавливать изделия и
технологическую оснастку (Rapid Tooling) для серийного
производства. Задача создания межотраслевой
системы технологического трансфера в
регионе состоит в том, чтобы новое
технологическое оборудование работало
с полной загрузкой, а новые технологические знания быстрее распространялись и сразу использовались при производстве
продукции.
Предприятия, разрабатывающие новую технику, а к ним
нередко сегодня можно отнести также предприятия малого и среднего бизнеса
научно-технической и производственной сферы, при трансфере технологий они
одновременно могут выступать и как заказчики товаров и/или услуг, и как
аутсорсеры (т.е. могут предоставлять свои услуги другим предприятиям), и как
потребители высокотехнологичных услуг, когда сами в них нуждаются.
Рассмотрим,
каким образом должен быть организован трансфер RPM-технологий на примере
концептуальной модели взаимодействия
участников этого рынка (рис. 1) с учетом опыта зарубежных компаний. Структура рынка RPM-технологий типична
для коммерциализации и других высоких технологий, поэтому может представлять
интерес для руководителей и ведущих специалистов отечественных предприятий,
которые на практике решают задачи трансфера новых технологий и высокотехнологичных
услуг. В данном случае, как показано на диаграмме, на рынке присутствуют несколько
рыночных контрагентов: во-первых, это
производители RPM-оборудования и расходных
материалов (вендоры типа А и B);
во-вторых, дистрибуторы (С и D);
в-третьих, производственные компании (E); в-четвертых, специализированные аутсорсинговые компании, которые
занимаются разработкой и изготовлением прототипов на заказ (F).
рис. 1. Концептуальная модель трансфера
RPM-технологий.
Более полно
раскрыть содержание трансфера RPM-технологий позволяет коммуникативная
матрица, описывающая верхний уровень детализации
модели трансфера RPM-технологий (рис. 2):
рис. 2. Коммуникативная матрица
описывает систему трансфера RPM-технологий.
Здесь:
A - производители RPM технологического
оборудования.
, , - технологическое RPM-оборудование,
передаваемое по каналам трансфера технологий (ТТ).
B - производители расходных
материалов для RPM.
, , - расходные материалы
для RPM-оборудования, передаваемые по каналам трансфера технологий - ТТ.
C - дистрибуторы оборудования
для RPM.
, , - образцы RPM-оборудования, передаваемые
по каналам ТТ.
D - дистрибуторы расходных
материалов для оборудования RPM.
, , - расходные материалы для RPM, передаваемые по каналам
ТТ.
E - Сервис-бюро.
, - модели и прототипы
изделий, передаваемые по каналам ТТ.
F - «Гибкое» сервис-бюро.
- технические задания
(ТЗ) в виде заказов на изготовление моделей и/или прототипов изделий.
- модели изделий и
прототипы изделий, передаваемые по каналам ТТ.
G - производители товаров и услуг для конечных потребителей,
которые не пользуются услугами сервис-бюро и/или других компаний при разработке
и производстве изделий.
- товары и услуги для
конечных потребителей.
H - производители товаров и
услуг для конечных потребителей, которые пользуются услугами сервис-бюро и других
компаний при разработке и производстве изделий.
, - заказы на поставку продукции и её обслуживание.
- товары и услуги.
I - конечные потребители,
получающие - товары и услуги.
Конкурентоспособность
изделий новой техники на практике прямо зависит от начальных этапов жизненного цикла изделий,
когда производится выбор конкретной RPM-технологии с учетом характеристик и
параметроа изделий (на этапе технической подготовки производства), который
исключительно важен для инновационных предприятий. В качестве примера в табл.1
приведены самые общие актуальные данные для выбора RPM-обрудования, когда возникает необходимости
изготавливать сложные 3D – детали из металлических
и/или керамических порошков.
Таблица 1
Общие данные для выбора RPM-обрудования
Компания |
Процесс |
Размеры зоны построения, мм |
Модельные материалы |
Цена, тыс. $/€ |
3D Systems |
SLS |
200x250x125 |
Нерж. ст, сталь А6, инфильтр.
бр. |
239…750 $ |
EOS GmbH |
DLMS (SLS) |
250x250x185 |
Нерж. ст, CoCr, Ti, TiAl,
Бр. |
441…560 $ |
|
EBM |
200x200x200 |
Ti, Ti6A14V, CoCr, Inconel |
494 € |
Concept Laser
GmbH |
Laser Curing |
250x250x250 350x300x280
120x120x200 |
Инструм. ст., нерж. ст., Ti, Al |
340…550 $ |
Optomec Inc. |
LENS |
300x300x300 460x460x1065
1500x900x900 |
Инструм. ст., нерж. ст.,
Ti, Al и др. |
440…1400 $ |
Phenix |
SLS |
Ø100x100
Ø250x300 |
Стали, керамика |
263…475 $ |
POM Inc., (то же Trumpf) |
DMD |
1060x2000x610 |
Стали, сплавы никеля,
меди, кобальта и др |
1400 $ |
ProMetal |
InkJet |
200х200х150 1000x500x250 |
Нерж. ст., Бр.,Inconel,
Al, Au |
200…740 $ |
MCP |
LSM |
250х250х240 |
Нерж. ст, Au
Co-Cr, Ti6A14V |
400 € |
Solidica |
Layered Metal Tape |
600x900x250 |
Al-фольга |
399 $ |
Проблему выбора, создания, развития
методологии и инструментария в наукоемких
областях наиболее эффективно можно решать на путях интеграции и трансфера RPM-технологий, на основе механизмов производственно-технологического
аутсорсинга.
Если сегодня
высокотехнологичной считается продукция, в которой доля НИОКР
составляет приблизительно 15-20 %, то доля интеллектуальной
части в стоимости продукции, получаемой в условиях системы КИПр на базе RPM-технологий может составлять не менее 40-50%. Следовательно,
стратегия трансфера RPM-технологий при подготовке производства и выпуске новых изделий
дает инновационным промышленным предприятиям
неоспоримые конкурентные преимущества.
Очевидно,
что сетевая форма межфирменной кооперации в промышленности является
естественной составляющей экономического развития предприятий, и представляет
активно развивающуюся форму их рыночного взаимодействия. Разрабатываемый
авторами портал знаний и инноваций должен широко применяться, и в результате
эффективного использования позволит этим организациям получить ощутимые
конкурентные преимущества.