Интегрированные
механизмы организации вагоноремонтного предприятия
Н.Ф.Сирина,
В.В.Цыганов,
в.н.с., д.т.н.,
ИПУ РАН, г. Москва
Интегрированный
механизм функционирования вагоноремонтного предприятия (ВРП) проектируется на
основе теории эволюционных систем [1] и практических результатов ее применения [2,3],
в частности, при организации вагоноремонтного комплекса [4]. Он включает
механизмы интегральной оценки и контроля планов и затрат, в частности,
противозатратный адаптивный механизм оценки и ранжирования себестоимости,
используемый для финансового анализа вагоноремонтного производства. С его
помощью определяется себестоимость выполняемых работ в реальном режиме времени.
Он позволяет вырабатывать варианты решений, анализируя отклонения прямых затрат
в ходе производства. Кроме того, данный механизм дает возможность определять
отклонения, превосходящие допустимые пределы. В случае сбоя, механизм позволяет
оценить его место и величину, выработать варианты решения по его ликвидации.
1. Методика формирования интегральной оценки
Рассмотрим методику
интегральной оценки вагоноремонтного предприятия (ИОВРП) на основе общего
подхода [1,4]. Сначала выбираются первичные показатели, а также их нормативные
значения, определяющие желательное состояние предприятия. Далее эти показатели
группируются по областям деятельности предприятия. В каждой группе формируется
локальная оценка и ранг в данной области. Локальные ранги объединяются в
промежуточные ранги с помощью матрицы свертки (МС), представляющей собой
таблично заданную функцию, с помощью которой попарно сворачиваются ранги. Ранг
интегральной оценки ВРП определяется путем объединения промежуточных рангов с
помощью МС.
С помощью матрицы
свертки (МС) [4] определяется промежуточная оценка
производственно-хозяйственной деятельности, объединяющая оценки в области
производства и кадров. Интегральная оценка формируется путем свертки
промежуточных оценок производственно-хозяйственной и финансовой области. При
этом промежуточные оценки используются при стимулировании руководителей, специалистов
и служащих, ответственных за работу в конкретной
области. Интегральная оценка используется для стимулирования первых
руководителей предприятия, а также при рассмотрении финансирования ВРП в целом.
Принципы формирования
ИОВРП: автоматизируемость и количественный характер оценки, комплексность,
текущая согласованность с существующей практикой, непрерывность развития и
совершенствования, учет перспективы и условий функционирования, гибкость
настройки на цели ВК. Показатели деятельности ВРП объединены в три группы:
производственная, финансовая и кадровая. Локальные оценки и ранги показателей
ВРП в производственной, финансовой и кадровой областях определяются с помощью
адаптивных механизмов оценки и ранжирования (АМОР), проектируемых в соответствии
с общей методологией [1].
АМОР представляет
собой иерархически упорядоченную совокупность адаптивного оценочного механизма
(АОМ) и адаптивного рангового механизма (АРМ). В АОМ оценка рассчитывается по
формуле:
==, , (1)
где – фактический
показатель в периоде t; – норматив оценивания в периоде t, рассчитываемый на основе модели адаптивного прогнозирования временных
рядов – функция
стимулирования за отклонение показателя от норматива; – коэффициент
поощрения за перевыполнение норматива; – коэффициент
наказания за невыполнение норматива, ,.
В АРМ ранжирование осуществляется
с помощью норм, вычисляемых посредством стохастической процедуры распознавания
образов, путем аппроксимации результатов обучения с учителем:
(2)
где i – номер нормы
ранжирования, i=,
– норма отнесения ко
2-му рангу; – величина потерь при
ошибочном отнесении 2-го ранга к 1-му; – величина потерь при
ошибочном отнесении 1-го ранга ко 2-му; – норма ранжирования
3-го ранга; – величина потерь при
ошибочном отнесении 3-го ранга ко 2-му; – величина потерь при
ошибочном отнесении 2-го ранга к 3-му; – норма ранжирования
4-го ранга; – величина потерь при
ошибочном отнесении 4-го ранга к 3-му; – величина потерь при
ошибочном отнесении 3-го ранга к 4-му; – указание учителя о
принадлежности оценки, g – шаг адаптации, t=, T
– число рассматриваемых периодов.
Например,
локальная оценка производственной деятельности базируется на выполнении
плановых заданий по ремонту инвентарных и частных вагонов, а также объемов
выпуска приведенной продукции (с учетом количества и типов отремонтированных
вагонов и запасных частей). Кроме того, используется коэффициент качества,
показывающий эффективность использования НТП и передового опыта, наличия брака
в работе. Локальные оценки и ранги объемов выпуска получают с помощью АМОР
приведенной продукции, а качества – АМОР качества ремонта.
Аналогичным
образом проектируются и другие АМОР, используемые в методике формирования
ИОВРП. В области кадровой политики, оценка определяется соответствием
контингента номенклатуре специальностей, необходимых для ведения работ, и
должностным ставкам, а также коэффициентом безопасности и трудовой дисциплины
(количеством увольнений, взысканий, награждений, поощрений). Локальную оценку
ВРП по кадрам получают с помощью АМОР безопасности и АМОР контингента.
Локальная
оценка в области финансов определяется прибылью ВРП, а также рентабельностью. Локальную оценку по прибыли
получают с помощью адаптивного противозатратного механизма оценки и
ранжирования прибыли (АПАМП), а рентабельности – АМОР рентабельности
вагоноремонтного производства. Рентабельность вагоноремонтного производства –
это отношение балансовой прибыли к сумме затрат по произведенной продукции. Рентабельность
рассчитывается в целом по предприятию, по отдельным участкам и видам ремонта. В
оценочном механизме, входящем в состав АПАМП, фактические затраты
сопоставляются с выручкой от ремонта вагонов. В ранговом механизме, входящем в
состав АПАМП, прибыльность ранжируется в зависимости от объема и затрат ремонта
по четырем категориям. Категории определяются в зависимости от установленной
нормы прибыли , необходимой для успешного функционирования и развития ВРП.
Четвертый ранг ВРП получает при получении сверхнормативной прибыли (то есть в
случае превышения нормы ). Третий ранг присваивается, если ВРП прибыльно. Второй ранг
соответствует убыточному функционированию ВРП, при условии компенсации
постоянных затрат. Штрафной ранг присваивается убыточному ВРП, на котором не
компенсируются даже постоянные затраты.
С помощью МС
формируются промежуточные ранги производственной и финансовой деятельности, а
также промежуточный ранг кадров. Промежуточную оценку финансовой деятельности
ВРП определяют объединением оценок прибыли и рентабельности. Промежуточную
оценку в области кадров ВРП определяют путем свертки локальных оценок
безопасности и соответствия контингента номенклатуре необходимых специальностей
и должностным ставкам. Промежуточную оценку производственной деятельности ВРП
определяют объединением локальных оценок объема выпуска и прогрессивности.
Определяется
также оценка производственно-хозяйственной деятельности, объединяющая локальные
ранги в производственной и кадровой областях. Значения МС определяется
следующим образом. Базовой считается оценка производственной деятельности,
которая корректируется (по усмотрению руководства) в зависимости от ранга
оценки кадров. Например, четвертый ранг оценки кадров улучшает базовые уровни
на одну позицию, третий оставляет их без
изменения, второй ухудшает на одну позицию, а первый ухудшает на две позиции.
Формирование интегральной оценки осуществляется с помощью МС, объединяющей
промежуточную оценку производственно-хозяйственной деятельности с оценкой финансов.
Процедуры ИОВРП
иерархически упорядочены так, чтобы лицо, принимающее решение (ЛПР), могло
анализировать как окончательный, так и промежуточные результаты производственно-хозяйственной
и финансово-экономической деятельности, вплоть до исходных данных. ЛПР может определить
оценку ВРП, участка, работника в той или иной области, выявить слабое звено.
Исходя из достигнутых в предшествующие периоды показателей, а также экспертной
оценки перспективы, ЛПР намечает стратегические и тактические цели, в том числе
финансовые планы, нормативы рентабельности и т.п.
Промежуточная оценка
финансовой деятельности ВРП используется для стимулирования начальника
экономического отдела, главного бухгалтера, начальника отдела труда и
заработной платы. Промежуточную оценку производственной деятельности используют
для стимулирования главного инженера, начальника производственно-технического
отдела. Промежуточную оценку в области кадров используют для стимулирования
заместителя директора по кадрам и социальным вопросам. Промежуточная оценка
производственно-хозяйственной деятельности ВРП используется для стимулирования
заместителя начальника по ремонту.
2. Прогрессивные адаптивные механизмы контроля вагоноремонтного
производства
Разработан механизм,
позволяющий руководству ВРП контролировать выполнение плановых заданий.
Проектирование его из АМОР вагоноремонтного производства позволяет учитывать
выполнение плановых заданий деповского и капитального видов ремонта всех типов
вагонов, их узлов и запасных частей. Такая структура механизма позволяет
оценивать и ранжировать исполнителя, бригаду, участок и ВРП в целом. Это
проектирование базируется на полученных в работе [1] решениях задач оптимального
синтеза АМОР и общей методологии построения адаптивных механизмов.
Для контроля выполнения плановых заданий спроектирован
АМОР объема производства (АМОР-О). Он состоит из блоков локальной оценки и
ранжирования (БЛОР) ремонта вагонов и запасных частей, а также МС. БЛОР ремонта
вагонов состоит из АМО и АРМ выполнения плановых заданий по видам ремонта и
типам вагонов. БЛОР ремонта запасных частей вагонов состоит из АМО и АРМ
выполнения планов ремонта запасных частей. Общий ранг выполнения ремонта
определяется с помощью МС.
Для финансового контроля вагоноремонтного производства
необходимо знать не только объем выполненных работ, но и затраты на них.
Затраты контролируются с помощью противозатратного адаптивного механизма оценки
и ранжирования себестоимости (АМОР-С), состоящего из БЛОР затрат и цен i-го ресурса. Противозатратный механизм
побуждает каждого исполнителя максимально использовать производственный потенциал
с наименьшими затратами. На основе АМОР-О и АМОР-С спроектирован АПАМП. В АОМ,
входящем в состав АПАМП, фактические затраты сопоставляются с выручкой от ремонта
вагонов. В АРМ, входящем в состав АПАМП, ранжируется прибыльность, в
зависимости от объема и затрат на ремонт, по четырем категориям, в зависимости
от установленной нормы прибыли , необходимой для успешного функционирования и развития ВРП.
Для оперативной ликвидации перерасхода (отнесения сверхнормативных
затрат на виновников и оценки работы подразделения) разработан механизм оценки
и ранжирования отклонений затрат (МРЗ). Норматив устанавливается исходя из известных
затрат материалов, рабочего и машинного времени, накладных и других расходов.
Структура МРЗ аналогична структуре АМОР-С, и включает определение рангов отклонений
затрат в натуральном выражении. В пакет выходных данных МРЗ входят фактические
и нормативные затраты, разница между ними (отклонение ), а также оценка, норматив ранжирования и ранг отклонения.
Кроме того, этот пакет дополнительно содержит отклонение текущего норматива
затрат от норматива затрат в предшествующем периоде. Контроль отклонений
рассмотрен на примере себестоимости деповского ремонта крытого вагона собственности
ОАО «РЖД». В качестве оценки себестоимости используется величина отклонения
фактической себестоимости от нормативной, выраженная в процентах. Наряду с
учетом «нормальных» отклонений показателя от норматива, контролируются
отклонения, превосходящие допустимые пределы. Для этого используется механизм
ранжирования сбоев (МРС), оперирующий с рангами, получаемыми с выхода МРЗ. В
МРС качестве входного показателя используется комбинация количества штрафных и
вторых рангов. МРС применяется, в частности, для контроля отклонений
себестоимости деповского ремонта крытых вагонов [4].
Литература
1.
Цыганов
В.В., Бородин В.А., Шишкин Г.Б. Интеллектуальное предприятие: механизмы
овладения капиталом и властью (теория и практика управления эволюцией
организации). - М.: Университетская книга, 2004. 768с.
2. Аржаков М.В., Цыганов
В.В. Адаптивные механизмы функционирования интегрированных производственных систем
/ Труды междунар. конф. «Системы проектирования,
технологической подготовки производства и управления этапами жизненного цикла
промышленного продукта».– М.: ИПУ РАН, 2005. С. 127-131.
3.
Цыганов
В.В., Шишкин Г.Б. Адаптивное планирование на предприятии с интегрированными
производственными системами / Труды междунар. конф. «Системы
проектирования, технологической подготовки производства и управления этапами
жизненного цикла промышленного продукта. М.: ИПУ РАН, 2008. С.96-97.
4.
Сирина
Н.Ф., Цыганов В.В. Адаптивная организация вагоноремонтного комплекса. –
Екатеринбург: УрГУПС, 2008. – 12с.