CAD/CAM/CAE - технологии в
учебном процессе
и научных
исследованиях
Т.С. Москалёва,
зав.
каф. «Инженерная графика», к.т.н., доц.,
И.В.
Емельянова,
каф.
«Инженерная графика», к.т.н., доц.,
Н.В.
Емельянов,
аспир.
каф. «Автомобили и станочные комплексы»,
Самарский государственный технический
университет, eg@samgtu.ruг.Самара
Аннотация
В работе изложена методика обучения
инженеров, магистров и бакалавров на основе CAD/CAM/CAE-технологий
в учебном процессе и научных исследованиях
Abstract
The
following paper introduces the methods of
teaching students for Bachelor’s Degree, Master’s Degree and Engineering
Specialties on the basis of CAD/ CAM/CAE/ technologies during the teaching
process and scientific research
Современные
машиностроительные и станкостроительные предприятия, производящие сложную
наукоемкую продукцию применяют информационные технологии - один из инструментов
повышения эффективности процесса проектирования и производства продукции.
Жизненный
цикл изделия — совокупность взаимосвязанных процессов (стадий) создания и
последовательного изменения состояния от обработки сырья для его изготовления
до эксплуатации и утилизации продукта, предполагает применение программных
продуктов CAD/CAM/CAE/GIS/PDM/PLM - технологий.
В
процессе конструкторской и технологической подготовки производства используют
системы автоматизированного проектирования (САПР). В зарубежной технической
литературе они известны как CAD/САМ/САЕ – технологии [1].
Новые
технологии конструирования реализованы в универсальных графических системах
проектирования типа Компас, ACAD и их приложениях.
Как
известно, комплексы CAD делятся на легкие (CADAM, VersaCAD), средние (Solid
Designer, Inventor, Mechanical Desktop) и тяжелые (интегрированные системы
Pro/ENGINEER, Unigraphics, CATIA, I-DEAS, I/EMS, EUCLID).
Самыми
известными из них в ВУЗе (на начальных курсах обучения) являются AutoCAD и его
приложения; КОМПАС – 3D, ArchiCAD, Solid Edge, CADdy и др. [1,2,3].
Персональный
компьютер ПК является современным (прогрессивным) техническим средством
обучения, позволяющим в наиболее полной мере использовать преимущества активных методов обучения:
развитие
творческого мышления, выработка практических навыков при изучении того или
иного предмета и др.
Традиционные
методы формируют, как правило, лишь информационную базу (в случае преобладания
пассивной позиции студента в ходе учебного процесса).
Современные
задачи высшей школы могут быть достигнуты посредством программированного
обучения при организации непрерывной
компьютерной подготовки инженеров, бакалавров и магистров, начиная с
общеобразовательных и технических дисциплин I-го курса и заканчивая дипломным
проектом по специальности на специализированных кафедрах.
При
подготовке инженеров технических специальностей, магистров и бакалавров
изучаются в первую очередь «Машиностроительное черчение, Компьютерная графика,
Начертательная геометрия», а в дальнейшем на базе полученных знаний -
специальные дисциплины проектирования, технологии, эксплуатации и ремонта с
широким использованием вычислительной техники.
Для
успешного проведения обучения
необходимо:
Создать
нужное количество рабочих мест, провести подготовку компьютеров, настройку
аппаратного, программного обеспечения и иметь в наличии достаточный объем
учебно-методического материала.
Непременным
условием при этом является наличие отдельного рабочего места для каждого
учащегося. Если студент оказывается в роли простого зрителя, то он просто
теряет время, не приобретая необходимых практических навыков.
Как
показывает практика, для освоения программного продукта в объеме курса,
необходимо предоставление ПК и времени для самостоятельной работы.
Средством
решения проблемы большого объема изучаемого материала является методика его
изложения, заключающаяся в том, что пользователь начинает работать с
компьютером, а необходимый минимум теоретической информации приводится
непосредственно в ходе занятий. Это обеспечивается заранее подготовленными
методическими материалами, комплект которых выдается каждому учащемуся на
лабораторной работе или практическом занятии. В комплект входят рисунки с
описанием элементов интерфейса, систем координат, списки наиболее часто
используемых клавиатурных команд, основные термины и определения, таблицы
параметров объектов чертежа и так далее.
Лабораторные
и практические занятия построены таким образом, что пользователь учится не
просто построению абстрактных отрезков, окружностей, прямоугольников и так
далее, а именно решению конкретных задач, которые встречаются на практике.
Графическая
часть задания обычно состоит из двух частей. Одна из них приведена как Образец,
на котором изображено то, что пользователь должен получить в результате
выполнения задания. На второй - студент
выполняет все построения.
Порядок
выполнения задания дается в виде последовательных шагов (алгоритма решения).
Следуя указаниям преподавателя, учащийся выполняет предлагаемое задание.
Поскольку при выполнении чертежей одно и то же построение можно выполнить
несколькими способами и предлагаемый порядок действий является далеко не
единственным, то в разных заданиях по возможности используются различные приемы
выполнения типовых действий. При этом пользователь постепенно учится
самостоятельно определять наиболее оптимальный из них. Такой порядок изложения
материала упрощает и ускоряет его усвоение.
Из-за
большого объема изучаемого материала невозможно полностью познакомить студента
со всеми возможностями изучаемой системы. Поэтому важно привить навыки самостоятельной работы, чтобы он смог
в дальнейшем самостоятельно продолжить изучение и позднее постепенно
разобраться с материалом, не вошедшим в учебный курс; научиться использованию
системы для решения конкретных задач на последующих курсах.
На
заключительном этапе обучения студентами 1-го курса выполняются типовые
(машиностроительные) чертежи деталей, сборочные чертежи, спецификации, схемы и
др., с выполнением требований ЕСКД.
В
процессе обучения студенты при выполнении самостоятельной работы, курсовых
проектов, УИРС и др., сталкиваются с рядом задач, решение которых существенно
упрощается с использованием компьютерных технологий.
В
этом большую помощь могут оказать учебно-методические пособия кафедр,
ориентированные на выполнение конкретных прикладных задач.
Особенностью
технических специальностей является необходимость работы с большим объемом
графического материала в виде сложных машиностроительных чертежей,
необходимостью оценки многовариантности предлагаемых проектных и
конструкторских решений, широкого использования расчетных численных и
оптимизационных методов.
В
связи с этим реализация процесса обучения по этим специальностям требует не
эпизодического использования компьютерной техники, а планомерной работы в
рамках непрерывной компьютерной подготовки.
С
этой целью на общеинженерных и специализированных кафедрах разработаны
программы практического использования ПК при проведении лабораторных работ,
курсовых проектов, самостоятельной работы по изучаемым дисциплинам и дипломном
проектировании.
Занятия
на ПК проводятся согласно учебного плана с использованием такого программного
обеспечения как: «Компас», ANSYS, Word, Exel, ACAD, MathCAD, и др., обеспечивая
преемственность обучения (работы с данными пакетами) на первом и последующих
курсах на кафедрах родственных специальностей.
При
этом для углубленного изучения указанных программных продуктов широко
используются мультимедийные средства обучения в частности, в виде CD-ROM дисков
типа «32 урока по изучению КОМПАС» и др.
Эффективность
непрерывной компьютерной подготовки может быть существенно усилена при
организации использования компьютеров в учебном процессе в разнообразных формах
в зависимости от конкретных решаемых задач:
·
демонстрационная.
Компьютер используется как средство для сопровождения объяснения педагога. В
этом случае незаменим мультимедийный проектор, позволяющий передать информацию
с дисплея на большой экран.
·
синхронная.
Студенты одновременно выполняют за компьютером одни и те же действия (набирают
одни и те же команды, наблюдают одинаковые результаты). Целью такой работы
является либо освоение программных пакетов, либо демонстрация решения
какой-либо задачи;
·
индивидуальная.
За каждым компьютером работает один студент. Это форма используется при
проведении тестового контроля по различным дисциплинам. Индивидуально студенты
работают при выполнении разделов курсового и дипломного проектирования. В
индивидуальном режиме проходят практические (лабораторные) занятия по
информатике, численным методам, компьютерной графике, расчету и конструированию
станков, основам автоматизированного проектирования станочного оборудования,
конструированию и моделированию технологических систем и др.;
·
совместная,
коллективная. Когда каждая группа выполняет свою часть задачи с последующим
анализом полученных конкретных результатов и разработкой мероприятий,
направленных на повышение технических показателей решаемой задачи.
В
рамках УНИРС осуществляется расширенное изучение «КОМПАС» и ряда программных
продуктов типа Pspise, Design Lab, MicroCAP, VisSim - комплекс программного
обеспечения, применяемого в электронике и электротехнике.
В
сочетании с другими приложениями типа ACAD, T-Flex, системами
конечно-элементного анализа САЕ (Nastran, Cosmos, ANSYS, MathCAD и др.)
выполняются инженерные расчеты и аналитические исследования проектируемых
объектов.
Их
более глубокое изучение проводится на инженерных и профилирующих кафедрах, а
также при обучении в аспирантуре.
В
ряде случаев создание модели 3D при ее последующем расчете методом конечных
элементов МКЭ средствами САЕ технологий (ANSYS; WinMachine и др.) является, как
правило, более трудоемкой операцией, чем создание данной модели средствами CAD
(КОМПАС, ACAD, LMC Virtual Lab и т.д.) с последующей передачей в расчетную
программу [3].
Например, система трехмерного твердотельного моделирования
КОМПАС-3D, предназначенная для создания трехмерных параметрических моделей
деталей и сборочных единиц, содержащих как типичные, так и нестандартные
конструктивные элементы, позволяет решить данную задачу применительно к ПО
WinMachine следующим образом.
Возможными путями передачи модели 3D в WinMachine являются:
1) передача из КОМПАС-3D, используя стандартный метод
подключения библиотек;
2) непосредственно в модуль АРМ Studio (если модель открыта
в КОМПАС-3D);
3) из АРМ Studio в результате импорта (если модель была
ранее сохранена в формате КОМПАС-3D).
В первом случае импорт STEP модели для последующего
расчета производится в
последовательности согласно рис.1.
рис. 1. Импорт Step модели
Дальнейшими этапами расчета являются: задание силовых
нагрузок, начальных и граничных условий; разбиение на объемные КЭ твердотельной
модели с последующим получением результатов расчета упругих деформаций.
По данной методике, в частности, были проведены расчеты
корпусных деталей привода подачи токарного станка с ЧПУ (рис.2), с целью
выявления степени влияния пространственных деформаций на величину зоны
нечувствительности при реверсе ЗНПР, являющейся одной из важнейших эксплуатационных
характеристик при обработке деталей сложного контура [4].
рис.2.
Пространственная деформация корпуса опоры
шарикового винта привода
продольной
подачи токарного станка с ЧПУ
рис.3.
Жёсткость привода продольной подачи станка мод. 1716ПФ3
Литература
1.
Ли
К. Основы САПР (CAD/CAM/CAE). – СПб.: Питер, 2004. -560 с.
2.
Кидрук
М.И. КОМПАС-3D V9. – СПб.: Питер, 2007. –496с.
3.
Басов
К.А. ANSYS и Virtual Lab. Геометрическое моделирование.- М.: ДМК Пресс, 2006. –
240 с.
4.
Емельянова
И.В., Емельянов Н.В. CAD-CAE технологии при проектировании автоматизированных
станочных систем /Компьютерные технологии в науке, практике и образовании.
Труды Всерос. межвуз. научн.-практ. конф. Самара,
СамГТУ. 2005. – 139-143 с.