Мультимедийный компьютерный алгоритм
проектно-конструкторских разработок концептуальных интеллектуальных подводных
аппаратов с особыми
гидродинамической формой и движителем
В. А. Носарев,
МНС-441 лаб., лейтенант,
4 ЦНИИ МО РФ, nosarev_vladimir@bk.ru, г. Юбилейный МО
Океанотехника, связанная с созданием и
использованием подводных аппаратов-роботов – сравнительно молодая и интенсивно
развивающаяся область, в основе которой
существуют определенные технические традиции, общие тенденции и нерешенные
проблемы. Достаточно сказать, что в
создании и использовании автономных, телеуправляемых и буксируемых аппаратов,
несмотря на некоторые сложившиеся общие подходы и технологии, нет пока
законченной обоснованной теории, а также и общей практики решения различных
задач. Мировой опыт в этом отношении
довольно разнообразен, и в настоящее время в распоряжении специалистов имеется
немало возможностей для обмена информацией по различным вопросам
проектирования, разработки и эксплуатации аппаратов.
В настоящее время встает проблема увеличения автономности
аппаратов для выполнения той или иной поставленной задачи, реализуемая на
основе разработок ИПА (интеллектуальных подводных аппаратов), в основном за
счет развития и внедрения в автономные подводные аппараты искусственного
интеллекта.
Опыт США, Канады, Японии,
Европейских стран свидетельствует о том, что в настоящее время автономные
аппараты способны кроме «традиционных» задач решать и совершенно новые задачи
по океанографии, обслуживанию сооружений и коммуникаций, освещению подводной
обстановки, морской геологоразведке, экологии и мониторингу и ряду других
применений, включая и работы подо льдом.
Применяя АНПА (автономные
необитаемые подводные аппараты) и ИПА
можно добиться значительной экономии средств, для решения поставленных задач. (“Автономные
подводные роботы” М.Д. Агеев: издательство «Наука»,
Широко известны проекты
под названием «Нептун» - осуществляют
университет Вашингтона (University of Washington), университет
Виктории (University of Victoria), океанографическое общество Вудс-Хол
(Woods Hole Oceanographic Institution), NASA,
а также — ряд других организаций США и Канады. Это роботизированная
исследовательская сеть, покрывающая участок дна размером 500 на 1 тысячу
километров, развертывается на тектонической плите Хуан-де-Фука
(Juan de Fuca) в Тихом океане, лежащей близ побережья США и Канады.
И проект «Арго» - Международный проект по сбору
данных со всей площади мирового океана. Роботы Argo
находятся во всех земных океанах и почти на всех широтах. Они постоянно
передают через спутники данные о погоде над океаном и различных параметрах воды как на поверхности, так и на глубине. Эти данные
поступают в 12 наземных центров и используются климатологами и океанографами
десятков стран. Периодически Argo ныряют на глубину
до
Специалисты проекта отмечают, что с развертыванием столь широкой сети датчиков
им стала доступна картина процессов, которые не удавалось улавливать ранее
никакими иными способами. В частности, теперь возможно отслеживать динамику
таких событий, как кратковременные ураганы, и рассчитывать - сколько энергии
ураган "выкачал" из поверхностных вод в том месте, где
зародился. Полное проектное число
роботов Argo - 3 тыс. штук.
Цель обоих проектов мониторинг океанологической
обстановки и в первом случае проведение ряда работ.
В
рамках работы рассматриваются два концептуальных интеллектуальных подводных аппарата (ИПА) с нетрадиционной
гидродинамической формой (формой акул) с плавниковым движителем, различающиеся
формой подобных акул: белая акула (рис. 1) и (рис. 2) и рыба - молот (рис. 3). Аппараты
и проектные подмодели спроектированы в среде Solid Works 2006. рассчитаны прочностные и гидродинамические
характеристики при помощи встроенных
подпрограмм (Cosmos Express
и FloWorks).
рис. 1 Интеллектуальный
подводный аппарат («белая акула»)
рис. 2
Компоновка интеллектуального подводного аппарата («белая акула»)
рис.3 Интеллектуальный подводный аппарат («рыба - молот»)
Основные ТТХ:
Рабочая глубина до
Скорость до 5 м/с
Длина до
Ширина до
Масса до
Круг задач и выполняемых функций сводится к
обследованию морского дна, окружающей водной среды, на выявление объектов и
передачи данных о них (фото, видео, параметры с датчиков) посредством связи
пользователю. Связь подразумевается как по гидроакустическому каналу, так и
радиосвязь с поверхности воды.
Круг задач можно расширять
посредством расширения возможностей искусственного интеллекта и внедрения в
структурную схему аппарата различных технических модулей. Возможно наделение
ИПА управленческими функциями для других аппаратов, с последующим выполнением
последними робототехнических работ. Так же снабжение ИПА средствами для
уничтожения мин (химические, механические, взрывные и т.д.), обозначения
опасных или представляющих интерес затонувших объектов маркерами, снабжение
малогабаритными торпедами для военных целей, контейнерами для транспортировки
грузов, взятия проб и т.д.
Основной особенностью
проектируемых аппаратов в рамках этой работы, является нетрадиционный
плавниковый движитель и нетрадиционная гидродинамическая форма, благодаря этому
аппарат имеет свои преимущества.
К преимуществам такого
рода аппаратов относятся главным образом:
1. Уменьшенная шумность при
передвижении по сравнению с аппаратами с винтовыми движителями (обеспечивается
безотрывным некавитационным обтеканием аппарата,
отсутствием сильных вихревых потоков);
2. Имеет маскировочный
фактор (похож на акулу конструктивно и его динамика движения повторяет динамику
движения акул);
3. Имеет модульную
структуру (аппарат разбит по функциональным отсекам, и они могут дополняться
и/или модифицироваться в зависимости от выполняемых задач);
4. Имеет обтекаемую
гидродинамическую форму, и как следствие, малое гидродинамическое сопротивление
и меньшее энергопотребление на передвижение, что ведет к увеличению времени
автономной работы;
5. Состоит из немагнитных материалов, что уменьшает
заметность и в случае работ по обезвреживанию мин не вызывает срабатывание их
неконтактного магнитного взрывателя.
Все это позволяет
аппаратам более незаметно (эффективно) производить свою разведывательную,
поисковую деятельность по сравнению с аппаратами с другими классическими
движителями и формами и возможно более эффективное применение в военных целях. А
так же простота изготовления плавникового движителя в совокупности с
вышеперечисленными преимуществами оставляет за собой право быть такого рода
аппаратов в жизни.
1.
“Автономные подводные роботы” М.Д. Агеев: издательство «Наука»,