Анализ
практики проведения реинжиниринга
К.Н.
Болдырева,
инженер-программист ВЦ ИПИ, аспирантка НИИ КС,
ФГУП «ГКНПЦ имени М.В. Хруничева», zavod-hrunichev@mail.ru, г. Москва
Современные предприятия имеют сложную структуру, определяемую
широким спектром деятельности, территориальной распределенностью подразделений,
многообразием деловых связей. Для совершенствования и развития предприятия
можно использовать разнообразные методы. Развитие и широкое применение
вычислительной техники помогает решить проблему эффективного использования
мощных концептуальных, математических и технических средств, одно из которых –
реинжиниринг бизнес-процессов. Целью реинжиниринга бизнес-процессов является системная
реорганизация материальных, финансовых и информационных потоков, направленная
на упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования
различных ресурсов,
Процесс реинжиниринга – это не изолированное чисто
технологическое решение, проводимое в компании, а составная часть комплексной
системы преобразования организации, включающей в себя такие составляющие как:
Игнорирование хотя бы
одной из подсистем всей программы изменений приводит к упущенной выгоде или
прямым потерям при проведении работ по реинжинирингу. (1)
Подавляющее число проектов
по оптимизации бизнес-процессов ограничивается лишь небольшими улучшениями,
крайне редко применяются кардинальные меры. Здесь очень важно грамотно
поставить задачу.
Прежде чем приступить к
перепроектированию бизнес-процессов, необходимо выбрать из них приоритетные,
ключевые. Реинжиниринг должен предшествовать работе по автоматизации, в
противном случае мы автоматизируем существующий в компании «хаос».
Ответственность за реинжиниринг может лежать на организационных подразделениях,
группах внедрения проектов по инжинирингу бизнес-процессов или даже на самих
владельцах бизнес-процессов. Рекомендуется поручать реинжиниринг тем
организационным структурам, которые отвечают непосредственно за
бизнес-процессы.
Реинжиниринг
бизнес-процессов – это прежде всего инновация процесса. Единственным конкурентным
преимуществом компании будущего является способность быстро обучить сотрудников
новым знаниям и навыкам. Ноу-хау важнейших бизнес-процессов в настоящее время
является одним из важнейших элементов управления знаниями в компании. Они
включают в себя не только разработки новых продуктов, но и рабочих правил, и
процедур управления, индивидуальные знания и навыки каждого сотрудника.
Реинжиниринг
бизнес-процессов не гарантирует обеспечения постоянной конкурентоспособности,
потому что меняется среда и сами конкуренты усиливают свое присутствие (в том
числе за счет своих проектов по реинжинирингу).
Первоочередные шаги по
совершенствованию процессов на предприятии:
1. уточнить
модели с руководителями подразделений;
2. провести семинар для руководителей подразделений и
руководства предприятия, утверждение модели бизнес-процессов верхнего уровня;
3. детально описать процессы «как есть»;
4. разработать и документировать процессы «как должно
быть»;
5. документировать проект КИС;
6. тестировать КИС, обеспечить работоспособность системы,
исходя из моделей процессов «как должно быть»;
7. сформировать базу знаний о предприятии и проекте КИС
(существует).
Описать процессы «как есть» и
«как должно быть» можно с помощью инструментальных средств моделирования. На
рис.1 представлен пример в виде диаграммы одного уровня декомпозиции
подразделения предприятия.
Препятствия при реализации
проекта:
1. проблемы на стыках;
2. недостаточная информированность персонала, не
участвовавшего в семинаре, о целях и эффекте от реализации данного проекта;
3. перегруженность работников;
4. система мотивации не нацелена на поощрение работников,
которые будут участвовать во внедрении;
5. устоявшиеся стереотипы работы и нежелание что-либо
менять.
рис. 1 Диаграмма блока A1.1 «Выполнять ПЭР»
Основные усилия члены
проектных групп затрачивают на выявление операций, которые не нужны
организации. После их ликвидации переходят к обсуждению операций, не создающих
ценностей для потребителей, но без которых компания не может обойтись. На
третьем этапе уже анализируются операции для потребителя на предмет их ценности
и эффективности. Такая работа позволяет глубже понять собственные процессы,
степень их стыковки и разработать конкретные меры по эффективности работы
предприятия.
1.
Бизнес-процессы:
Регламентация и управление: Учебник.
В.Г. Елиферов, В.В. Репин М.:ИНФРА-М,2008. – 319с.
2.
Реинжиниринг
бизнес-процессов. Н.М. Абдикеев, Т.П. Данько, С.В. Ильдеменов, А.Д. Киселев ,
2-е изд.,испр. - М.:Эксмо, 2007.-592с.