Автоматизированная система планирования технической подготовки производства
В.Г.Елисеев,
доцент, к.т.н.,
Р.Г.Козявкин,
аспир.,
МИФИ, г. Москва
В докладе излагается практический опыт создания
автоматизированной системы планирования технической подготовки производства
(ТПП).
Техническая
подготовка производства является важным объектом внутризаводского планирования
и в определенной мере детализирует и конкретизирует планы технического и
организационного развития производства. Разработка плана ТПП представляет собой
неотъемлемую часть долгосрочного и среднесрочного планирования и предназначена
для ускорения технической подготовки и обеспечения производства технической
документацией и технологическим оснащением к началу запуска изделия.
На рис. 1 приведен
фрагмент функциональной модели процесса планирования ТПП «Как есть - AS-IS» для
конкретного предприятия в формате IDEF0.
рис. 1 Функциональная модель «AS-IS» процесса планирования ТПП
Планирование ТПП
традиционно осуществляется сотрудниками планово-экономического отдела опытного
завода (ПЭО ОЗ).
Начинается оно с
того, что в ПЭО приходит заявка на включение в заказ изделий (в виде бумажного
документа).
Сотрудник ПЭО, ответственный за
формирование плана подготовки производства, запускает программный модуль
планирования «Plan.exe», выбирает из списка заказов тот, в который необходимо включить
изделия, указанные в заявке, и производит анализ графиков этого заказа с целью
возможности включения в один из них изделий из заявки.
По результатам анализа текущего
состояния графиков заказа – их состава, сроков, состояния – сотрудник ПЭО может
принять одно из двух решений: создать новый график и включить изделия из заявки
в его состав, либо включить данные изделия в состав уже существующего графика.
В первом случае для нового графика также создается перечень этапов.
Каждый узел состава графика вводится
в базу изделий интегрированной автоматизированной системы управления
предприятием (ИАСУП) сотрудником ПЭО вручную без возможности загрузки из
каких-либо внешних источников.
После того, как для определенного
временного периода будут сформированы графики и полностью определены их составы
и заданы сроки подэтапов графиков – сотрудник ПЭО может принять решение о
выводе на печать плана ТПП – как текущей структуры работ в заданный период.
На этом планирование ТПП
завершается.
Далее
руководителем ПЭО осуществляется контроль выполнения плана ТПП, заключающийся в
сравнении распечатанного на бумажном носителе плана работ с текущим состоянием
дерева работ и, при необходимости, выдаче соответствующих указаний и
распоряжений.
Недостатки существующего процесса
планирования ТПП, на которые было обращено внимание:
-
информация о заявках не сохраняется в электронном виде, что затрудняет
формирование составов графиков;
-
шаблоны, по которым создаются подэтапы подготовки производства -
устарели, и требуется их модификация;
-
при вводе состава графика нельзя привязывать изделия, находящиеся во
внешних источниках (в частности – в БД PSS), и приходится вводить изделия
вручную;
-
при вводе состава графика необходимо привязывать каждое изделие из
состава к каждому из подэтапов графика;
-
состав графика хранится в БД ИАСУП в виде линейного списка, по виду
которого невозможно определить, какие из узлов являются дочерними для других;
-
планы ТПП не сохраняются в электронном виде, что затрудняет контроль
выполнения ТПП.
В результате анализа и с целью
устранения существующих недостатков схемы «AS-IS», была построена
функциональная модель процесса ТПП «Как должно быть - AS TO BE», представленная
на рис.2.
рис. 2 Функциональная модель «AS TO BE»
процесса планирования ТПП
Рассмотрим процесс планирования ТПП
в том виде, как он выглядит после реинжиниринга.
Начинается он с того, что в ПЭО
приходит заявка на включение в заказ изделий в электронном формате. Обработка
заявок на бумажных носителях и заведение их в БД ИАСУП в электронном виде
осуществляется в отдельном программном модуле, который также является частью
ИАСУП.
Выбрав опцию работы с заявками,
сотрудник ПЭО увидит новую ждущую обработки пришедшую заявку, поставит отметку
о её принятии и перейдет к анализу графиков заказа.
Как и в модели «AS-IS», по результатам анализа текущего
состояния графиков заказа сотрудник ПЭО может принять одно из двух решений:
создать новый график и включить изделия из заявки в его состав, либо включить
данные изделия в состав уже существующего графика. Отличие от предыдущей
описанной модели (см. Рис. 1) заключается в том, что в обоих случаях в состав
графика включаются только головные изделия из заявки. Полностью состав графика
загружается из внешнего источника – в случае нашего предприятия – из БД PSS (то есть отпадает необходимость
вручную вводить каждый узел состава графика).
И вновь, как и в предыдущей модели
(см. Рис. 1), после того, как для определенного временного периода будут
сформированы графики и полностью определены их составы и заданы сроки подэтапов
графиков – сотрудник ПЭО может принять решение о сохранении плана ТПП – как
текущей структуре работ в заданный период. Но в данном случае план ТПП
сохраняется в электронном формате.
На этом можно считать, что план ТПП
сформирован. Сформированный план заносится в список планов, откуда его всегда
можно будет загрузить, посмотреть и сравнить с текущим деревом работ.
Замечания относительно устранения
недостатков существующего процесса планирования ТПП в процессах планирования
подготовки производства, которые были устранены:
-
заявки приходят и обрабатываются в ПЭО в электронном формате, что
облегчает работу по заполнению состава графиков;
-
была произведена модификация устаревших шаблонов;
-
большая часть узлов из состава графика загружается из БД PSS.;
-
реализована такая структура хранения графика, которая позволяет избежать
необходимости привязки каждого изделия из состава к каждому из подэтапов графика;
-
реализована такая структура хранения узлов состава графика, которая
позволяет определять иерархию между узлами;
-
планы ТПП сохраняются в электронном формате, что упрощает контроль
выполнения плана ТПП.
Разработанная система является
составной частью ИАСУП и была реализована на основе клиент-серверной
архитектуры на базе СУБД Oracle v.8.1.7. Разработка системы была
проведена в среде Delphi 7.0
Литература
1.
Колчин
А.Ф., Овсянников М.В., Стрекалов А.Ф., Сумароков С.В. Управление жизненным циклом
продукции. М., «Анахарсис», 2002 – 304 с.
2.
Репин
В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование
бизнес-процессов. – 3 изд., испр. - М.,
РИА «Стандарты и качество», 2005 – 408 с.
3.
Джеймс Р. Грофф, Пол Н. Вайнберг SQL: полное руководство: пер. с англ. – К.: Издательская группа BHV, 2000 – 608 c.