Проектирование волнового реечного механизма с кулачковым приводом
Г.Н.Лимаренко,
доцент, к.т.н.,
докторант,
М.В.Шевчугов,
ассистент
Сибирский Федеральный университет,
Lim-Gerold@yandex.ru,
г.Красноярск
Волновой реечный механизм
(ВРМ), называемой также кулачково-реечной
передачей [1, АС СССР №1043392], предназначен для преобразования вращательного
в поступательное движение (рис.1).
С рейкой в зацеплении одновременно
находятся несколько толкателей, сдвинутых по фазе друг относительно друга на
угол пропорциональный числу толкателей . Каждый из толкателей перемещается ортогонально к рейке в
соответствии с диаграммой, представленной на рис.2, на которой можно выделить по три участка на фазе
подъема и опускания. Шаг зубьев рейки – ; шаг установки толкателей – ; угол профиля зуба – ; высота полного и активного
ходов толкателя – и .
рис.1 Схема
одновременного взаимодействия толкателей с рейкой
В ВРМ может быть легко реализовано разделительное уплотнение
толкателей мембранного типа, в результате чего можно сообщать неограниченное
поступательное движение в герметичное пространство. Вследствие одинакового сдвига по фазе и линейности рабочего участка
диаграммы, толкатели внедряются в рейку по закону волны, имеющей фронт по
прямой линии, наклоненной по направлению движения рейки под некоторым углом
[2]. Коэффициент перекрытия в зацеплении выражается зависимостью
. (1)
Для ВРМ, имеющего шесть
толкателей , при угле профиля зуба коэффициент перекрытия достигает величины и может быть многократно увеличен
за счет установки параллельных зубьев на толкателях. ВРМ имеет относительно
небольшие габаритные размеры. Передаточное отношение механизма, как и в
винтореечной передаче, определяется соотношением
, (2)
где – линейная скорость
рейки; – угловая скорость
вращения приводного вала; – модуль зубьев рейки
и многозубой гребенки толкателей.
рис. 2 –
Диаграмма движения толкателя: – параметры движения в зазоре
На
фазе подъема контакт толкателей с рейкой осуществляется на прямолинейном
участке 1-2, на фазе опускания – на участке 5-6. На остальных участках
диаграммы толкатели с рейкой не взаимодействуют. Для этих участков движение
толкателя (разгон и выбег) может быть описано по какому-либо безударному закону
[2, 3].
Параметры диаграммы рассчитаем, положив в основу
выражение
, (3)
где – количество одновременно контактирующих толкателей.
Выразим фазовый угол удаления толкателя на активном
участке через параметры и
. (4)
Принимая пропорциональным , запишем перемещение
. (5)
В соответствии с
диаграммой по рис.(2)
. (6)
Сравнивая (5) с выражением (2), после соответствующих
преобразований при и получим
, (7)
т.е. взаимодействие с рейкой осуществляется на времени цикла, а вне
контакта с рейкой – на времени цикла.
Величина полного хода толкателя , равная полной высоте зуба трапецеидального профиля, может
быть определена с помощью схемы, представленной на рис.3. Зубья толкателей и
рейки полагаем идентичными с шириной вершины . – боковой зазор в зацеплении. Ширину
впадины зуба можно определить из
двух соотношений
; (8)
. (9)
рис. 3 К определению величины хода толкателя
Вычитая (10) из (9) и задаваясь величинами и , получим
, (10)
где , ;
.
Пользуясь диаграммой по рис.2, можно определить
параметры и движения толкателей в зазоре
. (11)
Целевой функцией при проектировании ВРМ следует
принять удельную характеристику – отношение объема, занимаемого механизмом, к
развиваемому им тяговому усилию .
. (12)
Параметром, определяющим длину механизма, является
шаг установки толкателей , который зависит от количества параллельно установленных
зубьев на толкателе (зубчатой гребенки),
величины зазора между толкателями и количества толкателей. Из
конструктивных соображений можно принять
, (13)
где – количество зубьев
рейки, входящих в шаг . Параметр , в предварительных проектировочных расчетах можно выразить зависимостью
. (14)
В целях минимизации габаритных размеров механизма привод перемещения толкателей осуществляется
от вала, кулачки которого взаимодействуют с внутренними кольцами подшипников,
установленных в толкателях (рис.4). Диаметр приводного вала и величина хода
толкателя , определяют размеры кулачков и подшипников. Диаметр вала
можно определить из условия жесткости. Момент инерции сечения, принимая
допустимое значение прогиба вала , определим по зависимости
, (15)
где – вертикальная
составляющая тягового усилия, приложенного к рейке; – расстояние до места
приложения нагрузки. Ориентировочное значение диаметра приводного вала .
Тяговое усилие на рейке ВРМ определяется условиями
контактного взаимодействия при скольжении
зубьев толкателей по зубьям
рейки. Площадь контакта зубьев определяется фазовым положением вала и изменяется
от значения до , отличающихся в три раза (при ).
Среднее значение площади контакта зубьев
, (16)
где – коэффициент ширины
зуба. Величину тягового усилия на рейке определим по зависимости
, (17)
где – допускаемое
контактное напряжение смятия.
С учетом потерь на трение в
волновой реечной передаче, усилие, направленное перпендикулярно приводному валу
(вдоль толкателя), определим по зависимости
, (18)
где - параметры
конструкции толкателя (рис.4), - коэффициенты трения
в зацеплении и в направляющих толкателя. В предварительных расчетах можно
задаться следующими соотношениями параметров: , , , . Из формулы (18) можно получить выражение для расчета КПД
ВРМ.
При поиске значений
оптимальных параметров можно принять
, (19)
где – максимальный радиус
кулачка; – диаметр вала.
. (20)
Рис. 4
Схема поперечного сечения ВРМ
Расчеты показывают, что объем, занимаемый ВРМ, с
уменьшением угла профиля зуба растет медленнее, чем увеличивается значение
тягового усилия, т.е. при стандартном угле профиля зуба может быть достигнуто
наилучшее решение. При этом КПД механизма – .
С помощью приведенных в настоящей
статье зависимостей и выполненных исследований разработаны в среде SolidWorks модели конструкции толкателей,
приводного вала и других элементов ВРМ По параметрам диаграммы (рис.2) и
приведенным зависимостям спрофилированы кулачки, взаимодействующие с
внутренними кольцами подшипников качения. Проводятся исследования НДС элементов
ВРМ на моделях.
Литература
1.
Крайнев
А.Ф. Словарь-справочник по механизмам – М.: Машиностроение, 1987. -560 с.
2.
Лимаренко
Г.Н., Василенко Н.В. Синтез геометрических параметров зацепления реечного
механизма с волновым характером взаимодействия звеньев.- Известия вузов СССР,
Машиностроение, №2 1986, с.67-71.
3.
Лимаренко
Г.Н. Разработка методов расчета и проектирования волновых реечных механизмов
для поступательных приводов робототехники, Диссертация на соискание ученой
степени кандидата технических наук. Красноярск, 1988, 215 с.