Опережающая подготовка
элитных специалистов в области
CALS-технологий
на основе виртуального предприятия
А.А. Вичугова,
магистрант,
Е.А. Дмитриева,
доцент, к.т.н.,
Г.П. Цапко,
зав. кафедрой, д.т.н., профессор,
С.Г. Цапко,
доцент, к.т.н.,
Томский политехнический университет, serg@aics.ru,
г. Томск
Каждому современному предприятию, чтобы быть
конкурентоспособным на рынке, необходимо постоянно заботиться о совершенствовании
своих технологических и бизнес-процессов, обеспечивающих повышение качества и
снижение сроков изготовления продукции. Концепция информационной поддержки
жизненного цикла изделия (CALS - Continuous Acquisition and Life cycle Support)
обеспечивает интеграцию информационных технологий с технологическими процессами
производства с целью повышения автоматизации предприятия, увеличения его
гибкости, снижения затрат на материалы, а также минимизации человеческого
участия в производственном процессе.
Однако, для оперативного предоставления готовой
продукции конечному пользователю и последующего постпродажного сопровождения
необходим отлаженный механизм согласованной деятельности различных
специалистов, взаимодействующих на всех стадиях жизненного цикла изделия – от
проектирования до утилизации.
Современное высокотехнологическое предприятие
располагает небольшим штатом высококвалификацированных специалистов, обладающих
личностными характеристиками и умеющих четко и грамотно взаимодействовать при
выполнении корпоративных проектов.
В связи с этим все большую популярность приобретает
компетентностный подход, ориентированный на выполнение проекта группой
профессионалов. Поэтому актуальной является проблема подготовки специалистов
различного профиля, имеющих опыт работы в команде.
В Томском политехническом университете (ТПУ) с 2000-го
года ведется работа по созданию единой инфраструктуры, обеспечивающей процесс
обучения и повышения квалификации в области CALS-технологий. В настоящее время
ведется обучение по направлениям:
- CALS-технологии
и SCADA- и MES-системы
в АСУ ТП;
- CALS-технологии
и ERP-системы в бизнесе;
- CALS-технологии
и PDM-системы в машиностроении;
- CALS-технологии
и системы трехмерного проектирования сложных изделий;
- CAM–системы
в задачах автоматизации производства;
- компьютерное
моделирование в задачах исследования свойств изделий (CAE-системы).
Основные положения всех
направлений реализованы в программах учебных дисциплин большинства
специальностей и специализированных курсов.
Для обеспечения процесса
обучения в рамках ТПУ было создано виртуальное предприятие, включающее
следующие единицы:
- центр
компетентности PLM (Product Lifecycle Management – управление жизненным циклом
изделия);
- центр
компетентности ERP (Enterprice Resources Planning - упревление ресурсами
предприятия);
- центр
компетентности CAD/CAM (Computer Aided Design - компьютерное 2D и 3D проектирование,
Computer Aided Manufacturing - технологическая подготовка производства);
- центр компетентности SCADA (SCADA - Supervisory
Control And Data Acquisition — диспетчерское управление и сбор данных) и MES (Manufacturing Execution System — исполнительная система производства).
Все компоненты виртуального
предприятия и рабочие места пользователей объединены высокоскоростной
компьютерной сетью TPUnet. Для реализации проекта руководством ТПУ выделены 4
специализированные серверные платформы, поддерживающих функционирование
PLM-системы SmarTeam, ERP-системы Axapta, а также основного и резервного
информационных хранилищ данных.
Информационная
структура виртуального предприятия, представляющая собой интеграцию
ERP-системы, PLM-системы и CAD/CAM/CAE инструментальных средств,
представлена на рисунке 1.
Студенты
института «Кибернетический центр», обучающиеся по специальности «Информационные
системы и технологии», «Программное обеспечение вычислительной техники
автоматизированных систем» обучаются по следующим направлениям:
-
самостоятельное
выполнение проектов в ERP и PDM-системах;
-
обеспечение
единого информационного пространства на базе взаимодействия ERP и PDM-систем
при выполнении проектов;
-
администрирование
указанных информационных систем.
В настоящее
время ТПУ обладает полнофункциональной лицензионной версией ERP-системы MS
Business Solutions Axapta 3.0 предоставленной для решения образовательных
задач. Кроме того, в ТПУ используются программные средства CAD-, CAM- и
CAE-уровней, поддерживающих интеграцию с PDM-системами. В области CAD большое
распространение получили программные продукты T-Flex, SolidWorks, Kompas-3D,
Catia. В качестве CAE-систем наибольшое предпочтение отдано WinMashine,
CosmosWork, Ansys, Elcut. Активно используется PDM-система SmarTeam.
По окончании
обучения у студента имеется опыт работы на виртуальном предприятии и практические
навыки использования современных информационных систем для автоматизации
решения прикладных задач, входящие в компетенции специалиста соответствующего
профиля, что значительно сокращает разрыв между теоретическими и практическими
знаниями выпускника, повышает его профессиональный уровень и предоставляет
большие возможности для самореализации на рынке труда.
Предприятия,
не привлекая дополнительные силы и средства, обеспечивают расширение информационного
пространства и так же получают удобную возможность участвовать в подборе кадров
для его сопровождения.
Практикуемые
нами подходы обеспечивают хорошую практическую подготовку, выпускаемых нами
специалистов различного профиля, а так же позволяют не только оперативно
внедрять новые программные разработки в учебный процесс, но и обеспечивать их
внедрение на реальных предприятиях посредством наших выпускников.
рис. 1
Информационная структура виртуального предприятия ТПУ
1. Аникин
А.С., Дмитриева Е.А., Цапко Г.П., Цапко С.Г. Виртуальное предприятие Томского
политехнического университета на базе ERP-системы MBS Axapta
3.0. – Известия ТРТУ. Тематический выпуск: «Компьютерные технологии в науке, инженерии
и управлении». – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2007. №3 – с. 165 -168.
2.
Дэниел
О`Лири. ERP системы. Современное планирование и управление
ресурсами предприятия. Выбор, внедрение, эксплуатация. – М.: ООО «Вершина»,
2004. – 272 с.
3.
Колчин
А.Ф., Овсянников М.В., Стрекалов А.Ф., Сумароков С.В. Управление жизненным
циклом продукции. – М.: Анахарсис, 2002. – 304 с.
4.
Норенков
И.П., Кузьмик П.К. Информационная поддержка наукоемких изделий.
CALS-технологии. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. – 320 с.
5.
Соломенцев
Ю.М. Экономика и управление предприятием. – М.: Высшая школа, 2005. – 624 с.
6.
Соломенцев
Ю.М. Информационно-вычислительные системы в машиностроении. CALS-технологии. –
М.: Наука, 2003. – 292 с.
7.
Концепция
CALS – создание единой интегрированной модели изделия [Электронный ресурс] / Состояние,
проблемы и перспективы развития CALS-технологий в России, авт. М.В. Овсянников,
П.С. Шильников – Режим доступа: http://www.steptools.com,
свободный. – Загл. с экрана.