Проблемы внедрения
современных средств автоматизации в проектировании РЭС на предприятии
Е.П. Зимина,
инженер-конструктор 3 кат.,
А.Г. Химич,
заместитель главного инженера
А.М. Петраков,
к.т.н. доцент,
ФГУП «ЦНИРТИ им. Ак. А.И. Берга», himich@cnirti.ru,
г. Москва
Современную организацию
процессов разработки, производства, эксплуатации изделий путем информационной
поддержки процессов жизненного цикла и безбумажного электронного обмена данными
представляет собой CALS-технологии.
Основные прикладные средства
поддержки CALS-технологий включает в себя
программные решения для: PDM, ERP, CAD/CAM/CAE, TDM.
CALS (Continuous Acqusition Life Cycle Support)
– информационная поддержка жизненного цикла изделия (ИПИ);
PDM (Product Data Management) – управление данными об изделии;
ERP (Enterprise Resource Planning) – управление ресурсами предприятия;
CAD (Computer Aided Design)/ CAM (computer Aided Manufacturing)/ CAE (Computer Aided Engineering) – комплекс программных средств компьютерного
проектирования, технологической подготовки производства и инженерных расчетов;
TDM (Technical Data Management) – ведение электронного архива технической
документации.
В
соответствии с [ISO/IEC 2382-24:1995] системы
класса ERP должны выполнять следующие функции:
·
1 управление финансовыми ресурсами (Financial Management);
·
2 управление персоналом (Human Resources);
·
3 ведение портфеля заказов (Customer Orders);
·
управления складами (Warehouse Management);
·
управления закупками (Purchasing);
·
управления продажами (Sales);
·
управления сервисным обслуживанием (Service);
·
прогнозирования объема реализации и продаж (Forecasting);
·
объемного планирования (Master Production Scheduling);
·
расчета потребностей в материалах (Materials
Requirement Planning);
·
оперативно-производственного планирования (Finite Scheduling);
·
оперативного управления производством (Production Activity Control);
·
управление техническим обслуживанием оборудования (Equipment Maintenance);
·
расчета себестоимости продукции и затрат (Cost Accounting).
На
сегодняшний день представленные на рынке системы класса ERP и PDM
настолько развиты по своим возможностям, что включают в себя модули,
пересекающиеся между собой по функционалу. Такие модули как документооборот,
управление проектами и т.д. в зависимости от системы. Поэтому при внедрении
подобных систем необходимо провести тщательный анализ и выяснить какой модуль,
из внедряемых систем, лучше использовать на предприятии.
Подобные
задачи должно решать подразделение, которое отвечает за стратегическое развитие
информационных технологий (IT-технологий) на
предприятии, последовательно создавая общую Интегрированную Информационную
Систему предприятия для поддержки ЖЦ изделия.
Современные
радиоэлектронные системы (РЭС) состоят из широкого спектра разрабатываемых устройств
как по типу применяемого сигнала: аналоговый, цифровой, СВЧ, так и по
функциональному назначению: антенны, антенно-фидерные устройства, приемные и
передающие устройства. Для реализации таких систем требуется различные
специализированные системы автоматизированного проектирования (САПР).
В
настоящее время существует большое разнообразие САПР и систем электронного
документооборота, необходимых для реализации процесса создания комплекта КД на
радиоэлектронную систему. По видам проектируемой аппаратуры их можно разделить
на следующие типы: проектирование механических конструкций, проектирование
модулей СВЧ и микросборок, проектирование двухсторонних и многослойных печатных
плат. Все эти САПР обладают большим разнообразием различных свойств: применяемое
программное обеспечение, собственный формат файлов, различная возможность
импорта и экспорта файлов из одной системы в другую и т.п. На данный момент
имеется возможность разрабатывать полный комплект КД на РЭС с помощью
определенного числа САПР полностью в электронном виде. Однако учет, хранение,
поиск, размножение КД и передача ее заводам-изготовителям по безбумажной
технологии становится практически не решаемой без создания соответствующей
системы электронного документооборота.
Дальнейшее
развитие процесса создания КД на радиоэлектронные системы на современном уровне
в короткие сроки становится нереализуемым без создания сквозного
проектирования.
Поэтому
возникает необходимость создания и внедрения сквозного проектирования,
содержащего ограниченное число САПР, для реализации процесса разработки КД от
выдачи ТЗ до получения полного комплекта КД на изделие, ее документооборота
полностью в электронном виде, т.е. по безбумажной технологии, с привязкой в
перспективе c системами CAE на серийных заводах и
системами ERP на предприятиях.
Для
создания и внедрения сквозного проектирования на предприятии необходимо
провести комплекс организационных мероприятий, которые обеспечат внедрение
системы электронного документооборота на предприятии такие как:
1.
оснастить предприятие средствами, обеспечивающими преобразование
результатов работы, полученных традиционными методами, в стандартизованный
электронный вид (например – готовая бумажная спецификация должна быть
преобразована в файл соответствующего формата, чертежи – отсканированы и
преобразованы в электронный вид).
2.
приобретение, освоение и внедрение лицензионного программного
обеспечения;
3.
разработка, введение в действие и использование методологического
обеспечения;
4.
разработка, освоение и введение в эксплуатацию структуры
локально-вычислительной сети предприятия;
Для
поддержки и работы с отсканированными документами в электронном виде,
предлагаемые в настоящее время программные продукты в области автоматизации
технического документооборота и архива проектно-конструкторской и
технологической документации имеют ряд недостатков. Эти недостатки следующего
характера:
1.
Низкая надежность хранения и защиты данных от несанкционированного
доступа.
2.
Плохая масштабируемость.
3.
Неполнота набора включенных средств, оставляющих неавтоматизированные
участки.
4.
Поддержка только одного или нескольких САПР, отсутствие интеграции с
офисным программным обеспечением, сложность подключения новых модулей.
5.
Жесткая привязка к сетевому программному обеспечению (ПО) и системам
управления базами данных (СУБД) только какого-либо одного производителя.
6.
Слабые возможности по маршрутизации работ, документов и контролю
исполнения.
Желание
в большей степени устранить указанные выше недостатки привели к выбору системы Search. Search решает следующие задачи:
1.
управления данными об изделиях (PDM – Product Data Management);
2.
управления жизненным циклом изделия (PLM – Product Lifecycle Management);
3.
ведения электронного архива технической
документации (TDM – Technical Data Management);
4.
управления документооборотом предприятия (Workflow);
5.
управления проектами (Project Management).
Важнейшей
особенностью системы является то, что параллельно с архивом документов в Search
ведется архив изделий выпускаемый на предприятии, включая информацию о составе
и применяемости этих изделий.
Модуль
маршрутизации документов, входящий в систему, позволяет организовать
коллективную работу над проектами, формировать задания и контроль их
исполнения, автоматизировать процедуру согласования и утверждения документов.
Система
Search обеспечивает решение следующих задач:
·
хранение документов различных типов;
·
управление доступом к документам;
·
быстрый поиск документов и документов-прототипов;
·
согласование-утверждение документов;
·
проведение изменений документов и управление версиями документов;
·
поддержка групповой работы над проектом;
·
получение различных отчетов.
На
основании информации, получаемой из занесенных в архив конструкторских
документов, система Search ведет базу данных изделий, выпускаемых и
используемых на предприятии, а также взаимосвязей между этими изделиями.
Search позволяет хранить в архиве любые типы документов –
чертежи, спецификации, текстовые документы и т.д. Для каждого типа документов
можно назначить программы просмотра и редактирования документов данного типа.
Поддерживаются документы, состоящие из нескольких файлов, а также документы,
включающие в себя ссылки на другие документы.
В
состав системы входит специальный модуль, обеспечивающий просмотр и
редактирование конструкторских спецификаций, разработанных при помощи системы AVS.
Не
менее важными для организации эффективной работы с документами являются
возможности моделирования процессов реально сложившегося на предприятии
документооборота, предоставляемые электронным архивом Search, а
именно:
·
моделирование и автоматизация процедур
согласования и утверждения документов с получением документами электронных
подписей должностных лиц, участвующих в согласовании;
·
маршрутизация документов в соответствии с
действующими на предприятии маршрутами прохождения документов и контроль за
прохождением маршрутов;
·
определение правил изменения документов, а
именно - необходимости согласования и утверждения произведенных изменений;
·
поддержка коллективной работы над проектом - выдача
заданий и контроль их исполнения, пересылка документов и рабочих запросов между
членами рабочей группы и т.д.
Для реализации этих возможностей в Search используются такие понятия, как "электронная подпись",
"карточка подписей документа", "должности пользователей",
"статус архива", "задание "и др.
Система Search имеет возможность осуществлять
двухстороннюю синхронизированную связь между параметрами моделей SolidWorks и карточками документов и изделий в архиве Search.
В
настоящий момент для более эффективной совместной работы над проектами
разработчиков, конструкторов, технологов под управлением системы ведения архива
Search необходимо применение системы SolidWorks, P-CAD, AVS.
SolidWorks – система автоматизированного проектирования,
инженерного анализа и подготовки производства изделий любой сложности и
назначения. SolidWorks является ядром
интегрированного комплекса автоматизации предприятия, с помощью которого
осуществляется поддержка жизненного цикла изделия в соответствии с концепцией
CALS-технологий. Интуитивно понятный интерфейс, обеспечение двунаправленного
обмена данными с другими Windows-приложениями, русификация и поддержка ЕСКД.
Система решает следующие задачи: гибридное параметрическое моделирование,
проектирование деталей, сборок и изделий с учетом специфики изготовления
(листовой материал, пресс-формы и штампы, сварные конструкции), экспресс-анализ
(массово-инерционные характеристики, анализ прочности и кинематики), оформление
чертежей по ЕСКД. В базовую поставку SolidWorks включены: библиотека
проектирования (стандартные отверстия, детали и узлы), интерфейс прикладного программирования,
полный набор трансляторов обмена данными с другими системами (IGES, VDAFS, STEP, Parasolid,
ACIS, STL, VRML, DXF, DWG, Pro/E, CADKEY, Unigraphics, Solid Edge, Inventor,
AutoCAD, MDT, PDF, IDF - данные из P-CAD, Orcad, Protel
и т.п.).
P-CAD выполняет полный цикл
проектирования печатных плат (ПП), включающий в себя графический ввод схемы,
«упаковку» (перенос) схемы на ПП, ручное размещение компонентов, ручную, интерактивную
или автоматическую трассировку проводников, контроль ошибок в схеме и ПП и
выпуск конструкторской и технологической документации. Применение сопутствующих
программ позволяет выполнять моделирование схем и анализ паразитных эффектов,
присущих реальным ПП, до их изготовления, что обеспечивает преимущества P-CAD по
сравнению с другими САПР.
AVS – это комплекс программных и информационных
средств, обеспечивающих процесс проектирования и вывода: конструкторских
документаций (СП) различного вида, единичных и групповых; перечней элементов;
ведомостей спецификаций, ведомостей покупных изделий и др. КД. AVS –
работает с информационной базой данных IMBASE. AVS обеспечивает
автоматизированный ввод данных, их сортировку, оформление и вывод согласно
требованиям стандартов.
Сочетание
системы архива технической документации Search и системы проектирования SolidWorks позволит отказаться от систем ACAD для проектирования.
Под
пакет Search была разработана схема расположения локальной сети
системы ведения архива технической документации.
ПК
– подразделение конструкторов
ПТ
– подразделение технологов
ПС
– подразделение схемотехников
ОТД
– отдел технической документации
НК
- нормоконтроль
СА
– системный администратор
р.м.
– рабочее место
В
соответствии со схемой была определена конфигурация и перечень технических
средств для ввода в эксплуатацию системы ведения архива технической
документации, такие как:
1.
Сервер (MS SQL Supermicro Xeon 3 GHz 2
Гб оперативной памяти)
2.
ЛВС (передача данных со скоростью не менее 100 Мб/с)
3.
ПЭВМ (с процессором Intel Pentium4,
оперативная память не менее 1024 мБ)
Также
разрабатывается комплекс нормативной документации, регламентирующей порядок
ввода и изменения информации об изделии в PDM-систему на основе
международных, государственных и отраслевых стандартов необходимых для
организационного обеспечения внедрения PDM-системы.
В результате реализации
сквозного проектирования по предварительным расчетом собираемся получить
следующие результаты: сокращение сроков разработки КД при проектировании РЭС;
существенное уменьшение числа ошибок в КД; сокращение сроков передачи
документации на заводы-изготовители; сокращение затрат на поиск, учет,
хранение, размножение и корректировку КД.