Автоматизированная
подсистема мониторинга
комплектации
изделий
Р.Г. Козявкин,
стажер-исследователь,
МИФИ (ТУ), г. Москва
В докладе излагается
практический опыт создания автоматизированной подсистемы мониторинга
комплектаций изделий (АПМКИ) в сборочном подразделении (СП) предприятия с
мелкосерийным многономенклатурным характером производства.
В настоящее время на
предприятии создана и внедрена в промышленную эксплуатацию интегрированная
автоматизированная система управления предприятием (ИАСУП), призванная
обеспечить сквозной цикл автоматизации «проектирование-изготовление» для
выпускаемых изделий. В ее состав первоначально было включено несколько основных
подсистем, реализующих функции планирования и управления производством, его
инструментального и материально-технического обеспечения. Все эти подсистемы
функционируют в среде единого информационного пространства (ЕИП) на базе СУБД Oracle.
За тот период, который прошел
с момента начала внедрения ИАСУП на предприятии и до настоящего времени, были
отработаны «цепочки» планирования и управления производством, помимо этого, в
ЕИП были накоплены все необходимые данные для автоматизации последующих этапов
в сквозном цикле.
Одним из таких этапов в
жизненном цикле производства изделия на предприятии является его сборка из
комплектующих. Для своевременного запуска процесса сборки в соответствии с
планом производства необходимо располагать оперативной информацией о состоянии
всех комплектующих изделия, наличии на складах требуемых для выполнения
технологических операций материалов.
На предварительном этапе
создания АПМКИ было проведено обследование логики работы СП, выявлены его
взаимосвязи с другими подразделениями предприятия, по результатам анализа
построены функциональные модели бизнес-процессов «как есть» и «как должно
быть».
В соответствии с планом
производства, который формируется в планово-экономическом отделе (ПЭО)
предприятия, а затем согласовывается и уточняется в планово-экономической
группе (ПЭГ) СП, - по этому плану для выполнения позиций мастер цеха сборки
назначает ресурсы (рабочих, оборудование).
Так как сборочный цех
занимается комплектацией изделий из их составляющих, то первой операцией в
плане по позиции будет сборочная операция. Для ее выполнения мастер цеха
назначает исполнителя-комплектовщика. После запуска позиции (и, соответственно, запуска первой операции этой позиции),
назначенный исполнитель-комплектовщик на своем автоматизированном рабочем месте
получает задание на сборку указанной позиции.
Работа комплектовщика
заключается в выполнении первой (сборочной) операции. Он обязан принести со
складов смежных подразделений все необходимые для сборки указанного изделия
комплектующие и материалы на склад СП, после чего его работа считается выполненной.
Комплектующие
(деталесборочные единицы (ДСЕ), нормали) находятся на «промежуточном складе». О
наличии необходимых комплектующих на «промежуточном складе» комплектовщик
узнает по приходящим оттуда извещениям.
Покупные материалы и
инструменты (ПКИ) находятся на складе отдела материально-технического
обеспечения (ОМТО) предприятия. Для получения ПКИ со склада ОМТО комплектовщик
обязан сформировать требование на ПКИ, по данному требованию с учетом наличия
этого ПКИ на складе ОМТО комплектовщику выдается требуемое.
После того, как
комплектовщик принес ДСЕ, нормаль или ПКИ на склад СП, он размещает это в одной
из ячеек склада СП. Каждая ячейка относится к определенной позиции; зачастую,
комплектующие для нескольких позиций, объединенных одним заказом-графиком,
хранятся в одной ячейке. В зависимости от размеров ячеек склада и от состава
изделия комплектовщик может использовать при складском учете как первый, так и
второй описанные варианты хранения.
Завершив сборку,
комплектовщик извещает об этом мастера цеха и тот закрывает выполненную
операцию.
На этом работа
комплектовщика считается выполненной и закрытой.
Разработанная автоматизированная
подсистема комплектации изделий позволяет осуществлять следующие функции:
-
Складской учет
ПКИ, ДСЕ, нормалей и материалов на участке комплектации;
-
Формирование
данных о замене ПКИ и материалов;
-
Формирование
дефицита ПКИ, ДСЕ, нормалей, материалов по участку, цеху, заказам;
-
Извещения о
поступлении ДСЕ, на «промежуточный» склад;
-
Извещения о
поступлении нормалей на склад нормалей;
-
Извещения о
поступлении ПКИ и материалов на склад ОМТО;
-
Обеспечения
возможности принудительного запуска позиции с дефицитом или неполного
количества;
-
Формирование
запроса в плановое подразделение производства о необходимости запуска позиции
при ее 100% обеспеченности;
-
Извещения
комплектовщика (пользователя системы) о необходимости получения ДСЕ из смежных
подразделений для выполнения промежуточных операций;
-
Формирования
выходных документов.
АПМКИ взаимодействует со следующими подсистемами АСУП:
-
Автоматизированная
подсистема материально-технического обеспечения;
-
Автоматизированная
подсистема планирования и оперативно-диспетчерского управления уровня
подразделений;
Таким образом, реализованная АПМКИ позволяет
автоматизировать процессы, протекающие в сборочном подразделении предприятия;
функционирует данная подсистема в рамках ЕИП, действующего на предприятии, к
тому же является естественным продолжением идеи реализации сквозного цикла автоматизации «проектирование-изготовление»
изделия.
1.
Гаврилов Д.А.
Управление производством на базе стандарта MRP II. Принципы и
практика. – С-П.: Питер, 2003 – 352 с.