Принципы построения учебной дисциплины
«Информационная поддержка жизненного цикла
авиационных и космических систем»
Р.Р. Каримов,
доцент, к.т.н.,
Н.В. Кондратьева,
доцент, к.т.н.,
УГАТУ, rikar@yandex.ru, knv24@mail.ru,
Уфа
На современном этапе
интеграции образования и промышленности остро возрастает потребность в опережающей
инновационной подготовке специалистов по приоритетным направлениям развития
страны. Одним из таких направлений является компьютерное моделирование и
внешнее проектирование авиационных и космических систем. Учебная дисциплина
«Информационная поддержка жизненного цикла авиационных и космических систем»
является составной частью профессиональной подготовки специалистов в данной
области.
Основные принципы построения
инновационной образовательной программы:
1.
Содержание
профессиональных образовательных программ должно носить опережающий характер по
отношению к существующему уровню развития техники и технологий, формироваться
на основе ведущихся в вузе фундаментальных и прикладных исследований и
опытно-конструкторских работ, способствовать формированию у выпускников
современных творческих знаний и навыков.
2.
Учебный процесс
должен сопровождаться обязательной научно-исследовательской и инновационной деятельностью
студентов с целью формирования у выпускников компетенций, необходимых для
интеграции в производство в условиях инновационной экономики, инновационной
инфраструктуры (технопарки, центры компетенций, центры трансфера технологий и
т.п.). Ключевым фактором здесь, на наш взгляд, является формирование проектного
и модельного мышления у будущего специалиста.
Учебная дисциплина
«Информационная поддержка жизненного цикла авиационных и космических систем»
реализуется в рамках образовательного процесса в составе учебно-научного
инновационного центра «Проектирование и эксплуатация оптических и
межспутниковых коммуникаций».
Основной задачей центра
является запуск микроспутника университета и организация учебно-научного процесса
на его основе.
Преподавание дисциплины
«Информационная поддержка жизненного цикла авиационных и космических систем»
предполагает проведение научных исследований на уникальном оборудовании – макете
микроспутника и организацию учебного процесса с использованием новейших технических
и информационных средств компьютерного моделирования жизненного цикла
микроспутника.
Серьезная инновационная
подготовка в обучении требует умелого сочетания фундаментальности и инновационности.
Здесь существенный резерв кроется в организации самостоятельной работы
студентов, что, в конечном счете, приводит к формированию компетенций в области
поиска, проработки и самостоятельного получения новых знаний.
Введение дисциплины
«Информационная поддержка жизненного цикла авиационных и космических систем» в
образовательную программу позволяет развернуть шире инновационную подготовку на
ее базе путем модернизации существующих и введения новых инновационных дисциплин.
В современных
авиационно-космических системах необходим системный подход к решению современных
задач информационной поддержки жизненного цикла наукоемкой продукции для повышения
ее конкурентоспособности и живучести.
Интегрированная логистическая
поддержка (ИЛП) представляет собой комплекс процессов и процедур, направленных
на оптимизацию процессов на постпроизводственных стадиях.
Комплекс ИЛП — это набор
программно-технических модулей, предназначенных для решения задач логистического
анализа, подготовки электронной эксплуатационной документации и каталогов,
создания и ведения электронного дела экземпляров изделия, планирования
технического обслуживания и ремонта, управления материально-техническим
обеспечением. Комплекс ИЛП предназначен для использования разработчиками, изготовителя
и эксплуатантами изделия.
Знания, полученные при
изучении дисциплины, найдут широкое применение при производстве и эксплуатации сложной наукоемкой продукции военного и
гражданского назначения при оптимизации организационных и производственных
затрат, оптимальном расходовании ресурсов.
Цель дисциплины –
формирование профессиональных компетенций в области современных технологий логистической
поддержки авиационно-космических
систем на различных этапах жизненного цикла.
Основные задачи дисциплины
«Информационная логистическая поддержка авиационно-космических систем»:
-
изучение
системных моделей логистических
процессов при эксплуатации авиационно-космических систем;
-
изучение методов
решения логистических задач на основе
современных методов моделирования;
-
изучение
современных информационных технологий управления логистическими процессами.
В результате изучения данной
дисциплины студент должен:
Уметь:
-
разрабатывать
системные и математические модели логистических процессов в
авиационно-космических системах;
-
решать задачи
управления логистическими процессами;
-
моделировать и
оптимизировать логистические процессы в производственных и
авиационно-космических системах.
Знать:
-
нормативную базу
ИЛП;
-
основные процессы
ИЛП авиационно-космических систем;
-
логистические
концепции управления и планирования производства и эксплуатации
авиационно-космической техники.
Иметь навыки:
-
разработки
типовых моделей логистических процессов;
-
использования
прикладных программных продуктов для решения задач управления логистическими процессами.
Предполагается, что основным
объектом для изучения и приобретения практических навыков в данной дисциплине
будет микроспутник и системы его жизнеобеспечения, разрабатываемые в рамках
инновационной образовательной программы Уфимского государственного авиационного
технического университета.
Образовательный микроспутник
малой массы, выполненный в негерметичном исполнении, построенный на основе
самых современных технологий проектирования и производства, является уникальным
техническим объектом. В состав микроспутника входит целый ряд различных технических
подсистем:
-
система
электропитания и электроснабжения;
-
система
ориентации и стабилизации;
-
система
навигации;
-
система связи и
телеметрии;
-
микродвигатель и
его система управления;
-
бортовой комплекс
управления;
-
система
дистанционного зондирования;
-
кабельная система
и др.
Расчетный срок эксплуатации
микроспутника должен составить не менее трех лет. В университете создаются СКБ
«Инфокосмос», центр приема космической информации и управления полетом.
В СКБ планируется установить
инженерный аналог – полноразмерную модель микроспутника, позволяющую
организовать учебно-исследовательский процесс для подготовки специалистов
различного профиля – в области 3D-проектирования
авиационных и космических систем, компьютерного моделирования жизненного цикла
сложных систем, многоканальных и телекоммуникационных систем, радиоэлектроники,
электромеханики, экологии, геоинформационных систем и др.
В таком учебном процессе
охватывается полный перечень задач информационной поддержки изделия с участием
специалистов различного профиля, что позволяет наладить взаимодействие между
ними уже на стадии обучения, освоить в полной мере современные промышленные
технологии, в том числе, информационные, используемые на различных этапах
жизненного цикла авиационных и космических систем.
Особенность микроспутника
заключается в том, что он позволяет в полной мере изучать и применять сквозные
технологии управления жизненным циклом (Рис. 1).
Рис. 1. Сквозные технологи
управления жизненным циклом
В процессе обучения студенты
смогут изучить технологии формирования облика микроспутника и его систем,
наблюдать их в действии и осуществлять непосредственное управление полетом микроспутника
в режиме реального времени.
В рамках инновационной
образовательной программы создается комплекс компьютерных моделей микроспутника
и систем его жизнеобеспечения, включая:
-
3D модели конструкции микроспутника и его систем
управления;
-
информационные
модели производственного процесса;
-
виртуальные 3D модели реального времени процессов эксплуатации
микроспутника.
Содержанием лабораторного
практикума и самостоятельной работы студентов является разработка компьютерных
моделей микроспутника и его компонентов в соответствии с критериями эффективности,
предъявляемыми к процессу их эксплуатации и их исследование в различных условиях
полета.
Поэтому за основу построения
компьютерных моделей в рамках дисциплины принята идеология проектирования
современных авиационных тренажеров, которая позволяет разрабатывать:
-
3D модели
конструкции летательного аппарата и его компонентов. Причем разработка может
осуществляться как с нуля, так и на основе импорта 3D моделей, разработанных с
помощью известных систем конструирования, проектирования и графического дизайна;
-
алгоритмы и
модели анимирования компонентов и сочленений летательного аппарата и управления
ими (в том числе дистанционного);
-
модели динамики
полета и маневрирования летательного аппарата;
-
модели
многофункциональных измерительных устройств и индикаторов, в том числе наземных
комплексов управления;
-
алгоритмы и
модели компоновки, функционирования и визуализации упомянутых выше моделей в
реальном времени;
-
сценарии
взаимодействия систем летательного аппарата и его интерактивную визуализацию в
реальном времени с учетом активной действующей внешней обстановки.
К передовым тренажерным
системам, полностью удовлетворяющим эти требованиям, относятся системы
3D-моделирования и виртуальной реальности авиационных и космических Vega Prime
и Creator (MultiGen-Paradigm, Inc., США). Технологии этих систем позволяют
импортировать 3D модели из промышленных САПР (Unigraphics, ProEngineer и
др.) и пакетов трехмерного графического дизайна (например, 3D Studio Max), а также интегрировать их в
приложения реального времени и визуализации. С точки зрения развития тренажеростроения
в России необходимо обучение студентов этим технологиям.
Информационная поддержка
производства и подготовки к запуску микроспутника может быть реализована на
основе PDM/PLM-технологий.
Одними из эффективных PDM-решений для
неконструкторских специальностей являются PDM STEP Suite и пакет разработки
интерактивных электронных руководств Technical Guide Builder (НИЦ CALS
«Прикладная логистика»). Эти системы также широко применяются в передовых российских
оборонных предприятиях.
PDM STEP Suite обеспечивает
решение широкого круга задач, связанных с управлением данными об изделии,
технологической и информационной поддержкой производства сложной техники. Среди
таких функций необходимо отметить:
-
реализацию различных
представлений изделия (конструкторскую, технологическую, производственную,
эксплуатационную);
-
поддержку состава
и структуры изделия, сравнение различных версий изделия;
-
представление
технологических процессов изготовления, планирование ресурсов и норм их расхода;
-
реализацию
процессного подхода при описании технологии и потоков работ;
-
управление
конструкторско-технологическими изменениями;
-
управление
эксплуатационными данными и др.
Подготовка и публикация
интерактивных электронных руководств (ИЭТР) изделия с применением мультимедийных
данных относится к важнейшим инновационным технологиям современного производства,
реализованных в системе Technical Guide Builder. Обучение будущего специалиста
подготовке ИЭТР завершает формирование целостного облика конкурентоспособного
изделия, приучает его к требованиям международных стандартов в области
промышленной логистики современного изделия.
Безусловно, интегрированные
технологии сквозной информационной поддержки жизненного цикла могут быть
реализованы с помощью иного набора программных средств.
Однако именно такой набор
функциональных возможностей инструментальных средств в рамках одной дисциплины
позволяет сформировать целостную картину жизненного цикла современного изделия,
получить инновационные знания и навыки на примере относительно простого объекта
– микроспутника.
Таким образом, введение
дисциплины «Информационная поддержка жизненного цикла авиационных и космических
систем» является частью инновационной подготовки специалистов в области компьютерного
моделирования и внешнего проектирования авиационных и космических систем. Содержание
дисциплины включает фундаментальную подготовку в данной области и строится на
основе современных информационных технологий поддержки жизненного цикла
микроспутника с акцентом на этапе его эксплуатации.