Автоматизированная система сбора, хранения, обработки и анализа
информации о бизнес - процессах предприятия
В.И. Лесничий,
старший преподаватель,
А.М. Сенников,
инженер,
Д.А. Феофанов,
инженер,
С.И. Лынский,
студент
МИФИ, г. Москва
Задача обеспечения качества приобретает в настоящее
время все большее значение: в условиях
конкурентной борьбы именно качество обеспечивает жизнеспособность предприятия.
В понятие качества включают качество
всех процессов, выполняемых на предприятии – начиная от целей, которые ставит
перед собой руководство (качество цели), и заканчивая организацией конкретных
производственных процессов (качество исполнения). Учитывая всеобъемлющий
характер вопросов управления качеством, можно предположить, что происходит
формирование принципиально новой философии управления производством, в основе
которой лежит критерий качества.
Методической основой обеспечения качества являются
стандарты международной организации по стандартизации ISO (International Standard Organization).
В соответствии с требованиями данных стандартов на предприятии должна быть
создана система менеджмента качества (СМК), регламентирующая выполнение всех
действий согласно последним достижениям в области управления процессами.
Система качества представляет собой совокупность задач, которые решаются на
разных этапах производства, и методов (инструментов) их реализации. Основными
являются методы математической статистики, что связано со статистической
природой информации, порождаемой в производственных процессах. Действительно,
даже при строгом соблюдении технологии на производственный процесс влияет
множество случайных факторов, которые не позволяют получить желаемый
детерминированный показатель качества. Это приводит к необходимости
анализировать ситуацию в среднем, с вероятностной оценкой ожидаемого значения
показателя.
Для достижения эффективного управления и
функционирования СМК необходимо обеспечить четкое информационное взаимодействие
всех компонент объекта, на
которые распространено действие СМК.
Такими компонентами, являющимися источниками (и
потребителями) информации для обеспечения эффективного управления и
функционирования СМК являются:
структурные подразделения,
на которые распространено действие СМК;
средства автоматизации
производственно-хозяйственной деятельности (ПХД), используемые на предприятии
(ERP-системы, системы офисного документооборота, кадрового учета, различные
Базы данных и т.п.);
служба качества
предприятия;
руководство предприятия.
Эффективного управления и функционирования СМК можно
добиться, если дать предприятию такой инструмент, который позволит
автоматизировать выполнение учетно-регистрационных и
аналитических функция СМК. Для этого необходимо объединить имеющиеся
информационные ресурсы в единое целое, т.е. необходимо создать на предприятии
Автоматизированную систему информационной поддержки управления качеством (АСИП
УК).
Информационная поддержка СМК позволит обеспечить ее
эффективное управление и функционирование на основе адекватного применения
информационных технологий сбора, обработки, хранения, распространения и
использования информации с применением технических и программных средств, баз
данных и знаний.
АСИП УК предназначена
для построения на предприятии автоматизированной системы для сбора,
хранения, анализа и передачи информации, отражающей:
ход процесса и результаты
создания и документирования СМК;
данные о качестве в
процессе выполнения деятельности предприятия - записи по качеству;
ход процесса и результаты контроля за функционированием СМК;
результаты принятых
решений;
ход процесса и результаты
совершенствования СМК.
Одной из первых задач в ходе создания компьютерной
системы управления качеством продукции является разработка функциональной
модели системы качества, описывающей сеть процессов обеспечения качества
продукции и их интерфейсы, связанные с ними обязанности, полномочия, процедуры
и ресурсы, распределения обязанностей и полномочий подразделений и персонала
предприятия. В ходе моделирования системы качества
предприятия выявляются ответы на следующие вопросы: какая
документация должна описывать систему качества предприятия, какие элементы
системы качества, определяемые требованиями стандартов ИСО 9001:2000, включены
в систему качества предприятия; какие процессы влияют на качество продукции и
какими процедурами регламентируется их выполнение; как обеспечивается
выполнение процессов управления качеством продукции на всех этапах ее
жизненного цикла и т.д.
Таким образом, метод функционального моделирования
позволяет решить следующие проблемы:
оценка оптимальности
процессов организации и управления производством (в том числе, процессов
управления качеством производимой продукции);
разработка регламентов и
процедур обеспечения качества продукции;
замена традиционных
руководств по качеству в виде описания текстовых бумажных документов –
стандартизированными функциональными моделями в электронной форме, целостность
и непротиворечивость которых поддерживается автоматически;
сбор и анализ информации
обо всех процессах, существующих на предприятии;
эффективное управление
процессами обеспечения качеством продукции.
В стандарте ИСО 9001:2000 приведены восемь принципов
менеджмента качества, способствующие достижению целей качества. Одним из таких
принципов является «Подход к принятию решений, основанный на фактах». Этот
принцип говорит о том, что эффективные решения основываются на анализе данных и
информации. Реализация этого принципа осуществляется с помощью разработки и
внедрения информационных процессов Системы менеджмента качества предприятия,
направленных на выполнение учетно-регистрационных и аналитических функций - функций информационной поддержки СМК
предприятия.
Модуль АСИП УК является частью интегрированной
автоматизированной системы управления предприятия (ИАСУП), что позволяет
обеспечить единый подход к определению, сбору и управлению данными качества
продукции по всему предприятию на всем
протяжении жизненного цикла изделия. Автоматизированная система сбора и анализа
данных по показателям качества процессов предприятия должна обеспечивать
выполнение следующих основных функций:
1.
Ведение базы данных масштаба предприятия.
Хранит и обрабатывает
результаты контроля качества любой
фазы бизнес процессов
в единой базе данных ИАСУП;
Благодаря совместному
использованию данных с приложениями ИАСУП обеспечивает целостность и
безопасность данных;
Обеспечивает совместное
использование результатов контроля качества всеми подразделениями предприятия.
2.
Конфигурируемые (настраиваемые) средства сбора и хранения данных.
Наиболее эффективными системами управления качеством
являются системы, в которых пользователи имеют возможность определять, какие
критические данные по качеству следует собирать
Пользователь определяет:
элементы сбора (т.е.
определяет, что нужно собирать);
перечни допустимых
значений;
целевые (номинальные)
значения и их допустимые пределы;
планы сбора для
группирования элементов сбора и проведения анализа по конкретному ассортименту
изделий, производственному участку, группе поставщиков или заказчиков и т.д.;
триггеры (запускающие
условия) сбора для определения условий сбора обязательных и необязательных
результатов контроля качества из транзакций других приложений ИАСУ
мультимедийные инструкции, электронные
документы или чертежи САПР, присоединяемые к планам сбора для визуального
представления во время сбора данных по качеству, или присоединяемые к
результатам контроля качества для дополнения текстовых описаний.
3.
Интегрированная система сбора данных по качеству:
запуск сбора данных по
качеству из транзакций обработки материальных потоков в приложениях ИАСУ;
ввод результатов контроля
качества независимо от транзакций.
4.
Гибкий анализ результатов контроля качества:
просмотр результатов
контроля качества;
создание диаграмм Парето;
создание контрольных
диаграмм, диаграмм тренда;
создание гистограмм;
сохранение различных
вариантов настроек диаграмм и отчетов для
программ печати отчетов.
Пункт 8.3 ГОСТ Р ИСО 9001
посвящен управлению несоответствующей продукцией.
Согласно этому пункту организация должна
обеспечивать, чтобы продукция, которая не соответствует требованиям, была
идентифицирована и управлялась с целью предотвращения непреднамеренного
использования или поставки. Средства управления, соответствующая
ответственность и полномочия для работы с несоответствующей продукцией должны
быть определены в документированной процедуре
Автоматизированная система должна обеспечивать
возможность регистрации несоответствий (в том числе потенциальных), назначения
корректирующих и предупреждающих действий, осуществление контроля
своевременности их выполнения. По результатам корректирующих и предупреждающих
действий определяется их эффективность.
На сегодняшний день АСИП УК включает в себя следующие
автоматизированные функциональные подсистемы:
1.
Программный модуль «Библиотека бизнес-процессов предприятия».
Программный
модуль «Библиотека бизнес-процессов предприятия» предназначен для создания и ведения базы
данных функциональных моделей процессов системы менеджмента качества (процесс
разработки и производства) в формате IDEF0, IDEF3 и нормативной документации
предприятия. Модели процессов интегрированы с нормативной документацией,
размещенной в PDM-системе, база данных которой является хранилищем всей
нормативной документации предприятия (СТП, документированные процедуры,
инструкции и т.д.).
2.
Автоматизированная система сбора и анализа информации.
Данная система
предназначена для сбора и хранения информации о процессах workflow
и технологических процессах, с последующей её статистической обработкой на
основе различных контрольных карт и диаграмм Парето.
Основные функции системы:
ведение справочника единиц
измерения;
ведения справочника
параметров;
ведение классификатора
процессов;
интеграция с
PDM STEP Suit (PSS) workflow;
ведение базы данных
показателей качества;
статистическая обработка
данных о процессах workflow и технологических
процессах;
построение в
автоматизированном виде контрольных карт;
формирование отчетов по
показателям качества.
3.
Программный модуль «Формирование разрешений».
В рамках данного
модуля автоматизированы следующие процессы:
оформление разрешения на
отклонения в процессе изготовления и приемки продукции;
выпуск ведомостей
устранения дефектов (ВУД);
выпуск браковочных
извещений;
выпуск извещений о
предъявлении продукции;
оформление разрешения на
замену ПКИМ;
оформление разрешения на
разовое применение ПКИМ.
Модуль реализован с использованием механизма workflow системы PSS и
обеспечивает выполнение следующих функций:
создание процесса
согласования;
просмотр всех заданий,
которые необходимо выполнить пользователю в соответствии с его ролью;
мониторинг всех запущенных
процессов по оформлению согласований и разрешений;
запись параметров процесса
в базу данных показателей качества;
ведение автоматизированного
журнала оформленных разрешений.
Комплекс программно-технических средств (КПТС) АСИП УК реализован на
базе локальной вычислительной сети (ЛВС) предприятия в виде двухуровневой
клиент серверной сетевой системы с единым информационным пространством.
Системой управления базой данных является Oracle.
Клиентские части — программные модули реализованы на платформе .NET с
использованием API PSS;
Сервер БД обеспечивает хранение данных и базовые функции обработки
данных, такие как ввод, вывод, обеспечение многопользовательского режима
доступа, управление доступом, предоставляет возможности параллельного доступа
нескольких пользователей к БД, обеспечивает целостность информации.
Программное обеспечение клиентских модулей обеспечивает диалоговое взаимодействие
с БД данных, занесение и редактирование данных, настройку статических данных,
настройку программ, входящих в систему.