Автоматизированная система сбора, хранения, обработки и анализа

информации о бизнес - процессах предприятия

 

В.И. Лесничий,

старший преподаватель,

А.М. Сенников,

инженер,

Д.А. Феофанов,

инженер,

С.И. Лынский,

студент

МИФИ, г. Москва

 

Задача обеспечения качества приобретает в настоящее время  все большее значение: в условиях конкурентной борьбы именно качество обеспечивает жизнеспособность предприятия. В понятие качества  включают качество всех процессов, выполняемых на предприятии – начиная от целей, которые ставит перед собой руководство (качество цели), и заканчивая организацией конкретных производственных процессов (качество исполнения). Учитывая всеобъемлющий характер вопросов управления качеством, можно предположить, что происходит формирование принципиально новой философии управления производством, в основе которой лежит критерий качества.

Методической основой обеспечения качества являются стандарты международной организации по стандартизации ISO (International Standard Organization). В соответствии с требованиями данных стандартов на предприятии должна быть создана система менеджмента качества (СМК), регламентирующая выполнение всех действий согласно последним достижениям в области управления процессами. Система качества представляет собой совокупность задач, которые решаются на разных этапах производства, и методов (инструментов) их реализации. Основными являются методы математической статистики, что связано со статистической природой информации, порождаемой в производственных процессах. Действительно, даже при строгом соблюдении технологии на производственный процесс влияет множество случайных факторов, которые не позволяют получить желаемый детерминированный показатель качества. Это приводит к необходимости анализировать ситуацию в среднем, с вероятностной оценкой ожидаемого значения показателя.

Для достижения эффективного управления и функционирования СМК необходимо обеспечить четкое информационное взаимодействие всех компонент объекта, на которые распространено действие СМК.

Такими компонентами, являющимися источниками (и потребителями) информации для обеспечения эффективного управления и функционирования СМК являются:

структурные подразделения, на которые распространено действие СМК;

средства автоматизации производственно-хозяйственной деятельности (ПХД), используемые на предприятии (ERP-системы, системы офисного документооборота, кадрового учета, различные Базы данных и т.п.);

служба качества предприятия;

руководство предприятия.

Эффективного управления и функционирования СМК можно добиться, если дать предприятию такой инструмент, который позволит автоматизировать выполнение учетно-регистрационных и аналитических функция СМК. Для этого необходимо объединить имеющиеся информационные ресурсы в единое целое, т.е. необходимо создать на предприятии Автоматизированную систему информационной поддержки управления качеством (АСИП УК).

Информационная поддержка СМК позволит обеспечить ее эффективное управление и функционирование на основе адекватного применения информационных технологий сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации с применением технических и программных средств, баз данных и знаний.

АСИП УК предназначена для построения на предприятии автоматизированной системы для сбора, хранения, анализа и передачи информации, отражающей:

ход процесса и результаты создания и документирования СМК;

данные о качестве в процессе выполнения деятельности предприятия - записи по качеству;

ход процесса и результаты контроля за функционированием СМК;

результаты принятых решений;

ход процесса и результаты совершенствования СМК.

Одной из первых задач в ходе создания компьютерной системы управления качеством продукции является разработка функциональной модели системы качества, описывающей сеть процессов обеспечения качества продукции и их интерфейсы, связанные с ними обязанности, полномочия, процедуры и ресурсы, распределения обязанностей и полномочий подразделений и персонала предприятия. В ходе моделирования системы качества предприятия выявляются ответы на следующие вопросы: какая документация должна описывать систему качества предприятия, какие элементы системы качества, определяемые требованиями стандартов ИСО 9001:2000, включены в систему качества предприятия; какие процессы влияют на качество продукции и какими процедурами регламентируется их выполнение; как обеспечивается выполнение процессов управления качеством продукции на всех этапах ее жизненного цикла и т.д.

Таким образом, метод функционального моделирования позволяет решить следующие проблемы:

оценка оптимальности процессов организации и управления производством (в том числе, процессов управления качеством производимой продукции);

разработка регламентов и процедур обеспечения качества продукции;

замена традиционных руководств по качеству в виде описания текстовых бумажных документов – стандартизированными функциональными моделями в электронной форме, целостность и непротиворечивость которых поддерживается автоматически;

сбор и анализ информации обо всех процессах, существующих на предприятии;

эффективное управление процессами обеспечения качеством продукции.

В стандарте ИСО 9001:2000 приведены восемь принципов менеджмента качества, способствующие достижению целей качества. Одним из таких принципов является «Подход к принятию решений, основанный на фактах». Этот принцип говорит о том, что эффективные решения основываются на анализе данных и информации. Реализация этого принципа осуществляется с помощью разработки и внедрения информационных процессов Системы менеджмента качества предприятия, направленных на выполнение учетно-регистрационных и аналитических функций - функций информационной поддержки СМК предприятия.

Модуль АСИП УК является частью интегрированной автоматизированной системы управления предприятия (ИАСУП), что позволяет обеспечить единый подход к определению, сбору и управлению данными качества продукции по всему предприятию  на всем протяжении жизненного цикла изделия. Автоматизированная система сбора и анализа данных по показателям качества процессов предприятия должна обеспечивать выполнение следующих основных функций:

1.       Ведение базы данных масштаба предприятия.

Хранит и обрабатывает результаты контроля качества любой  фазы  бизнес  процессов  в единой базе данных ИАСУП;

Благодаря совместному использованию данных с приложениями ИАСУП обеспечивает целостность и безопасность данных;

Обеспечивает совместное использование результатов контроля качества всеми подразделениями предприятия.

2.       Конфигурируемые (настраиваемые) средства сбора и хранения данных.

Наиболее эффективными системами управления качеством являются системы, в которых пользователи имеют возможность определять, какие критические данные по качеству следует собирать

Пользователь определяет:

элементы сбора (т.е. определяет, что нужно собирать);

перечни допустимых значений;

целевые (номинальные) значения и их допустимые пределы;

планы сбора для группирования элементов сбора и проведения анализа по конкретному ассортименту изделий, производственному участку, группе поставщиков или заказчиков и т.д.;

триггеры (запускающие условия) сбора для определения условий сбора обязательных и необязательных результатов контроля качества из транзакций других приложений ИАСУ

мультимедийные инструкции, электронные документы или чертежи САПР, присоединяемые к планам сбора для визуального представления во время сбора данных по качеству, или присоединяемые к результатам контроля качества для дополнения текстовых описаний.

3.       Интегрированная система сбора данных по качеству:

запуск сбора данных по качеству из транзакций обработки материальных потоков в приложениях ИАСУ;

ввод результатов контроля качества независимо от транзакций.

4.       Гибкий анализ результатов контроля качества:

просмотр результатов контроля качества;

создание диаграмм Парето;

создание контрольных диаграмм, диаграмм тренда;

создание гистограмм;

сохранение различных вариантов настроек диаграмм и отчетов для  программ  печати отчетов.

Пункт 8.3 ГОСТ Р ИСО 9001 посвящен управлению несоответствующей продукцией.

Согласно этому пункту организация должна обеспечивать, чтобы продукция, которая не соответствует требованиям, была идентифицирована и управлялась с целью предотвращения непреднамеренного использования или поставки. Средства управления, соответствующая ответственность и полномочия для работы с несоответствующей продукцией должны быть определены в документированной процедуре

Автоматизированная система должна обеспечивать возможность регистрации несоответствий (в том числе потенциальных), назначения корректирующих и предупреждающих действий, осуществление контроля своевременности их выполнения. По результатам корректирующих и предупреждающих действий определяется их эффективность.

На сегодняшний день АСИП УК включает в себя следующие автоматизированные функциональные подсистемы:

1.      Программный модуль «Библиотека бизнес-процессов предприятия».

 Программный модуль «Библиотека бизнес-процессов предприятия»  предназначен для создания и ведения базы данных функциональных моделей процессов системы менеджмента качества (процесс разработки и производства) в формате IDEF0, IDEF3 и нормативной документации предприятия. Модели процессов интегрированы с нормативной документацией, размещенной в PDM-системе, база данных которой является хранилищем всей нормативной документации предприятия (СТП, документированные процедуры, инструкции и т.д.).

2.      Автоматизированная система сбора и анализа информации.

Данная система предназначена для сбора и хранения информации о процессах workflow и технологических процессах, с последующей её статистической обработкой на основе различных контрольных карт и диаграмм Парето.

Основные функции системы:

ведение справочника единиц измерения;

ведения справочника параметров;

ведение классификатора процессов;

интеграция с PDM STEP Suit (PSS) workflow;

ведение базы данных показателей качества;

статистическая обработка данных о процессах workflow и технологических процессах;

построение в автоматизированном виде контрольных карт;

формирование отчетов по показателям качества.

3.      Программный модуль «Формирование разрешений».

В рамках данного модуля автоматизированы следующие процессы:

оформление разрешения на отклонения в процессе изготовления и приемки продукции;

выпуск ведомостей устранения дефектов (ВУД);

выпуск браковочных извещений;

выпуск извещений о предъявлении продукции;

оформление разрешения на замену ПКИМ;

оформление разрешения на разовое применение ПКИМ.

Модуль реализован с использованием механизма workflow системы PSS и обеспечивает выполнение следующих функций:

создание процесса согласования;

просмотр всех заданий, которые необходимо выполнить пользователю в соответствии с его ролью;

мониторинг всех запущенных процессов по оформлению согласований и разрешений;

запись параметров процесса в базу данных показателей качества;

ведение автоматизированного журнала оформленных разрешений.

Комплекс программно-технических средств (КПТС) АСИП УК реализован на базе локальной вычислительной сети (ЛВС) предприятия в виде двухуровневой клиент серверной сетевой системы с единым информационным пространством. Системой управления базой данных является Oracle. Клиентские части — программные модули реализованы на платформе .NET с использованием API PSS;

Сервер БД обеспечивает хранение данных и базовые функции обработки данных, такие как ввод, вывод, обеспечение многопользовательского режима доступа, управление доступом, предоставляет возможности параллельного доступа нескольких пользователей к БД, обеспечивает целостность информации.

Программное обеспечение клиентских модулей обеспечивает диалоговое взаимодействие с БД данных, занесение и редактирование данных, настройку статических данных, настройку программ, входящих в систему.