КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ЛОГИСТИКОЙ НА ОСНОВЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

А.С.Шаламов
Заместитель руководителя департамента ФГУП «РСК «МиГ»,
                                                доктор технических наук, профессор,

                                                                                                                  Москва

Введение

Совокупность процессов по обеспечению эксплуатации оборудования с требуемым качеством и минимальными затратами по современной терминологии принято называть эксплуатационной логистикой. Реализация конкретных процедур управления, удовлетворяющих  указанным весьма жестким требованиям, может быть осуществлена только с помощью  ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ  интегрированной логистической поддержки (ИУС ИЛП), разработанных на основе  новых информационных технологий.  

В основе построения современных ИУС лежит методология CALS.

 

ИУС ИЛП предназначена для информационного обеспечения задач управления процессами  интегрированной логистической поддержки   эксплуатации авиационной техники на основе единой информационной среды на всех уровнях управления Потребителя.

1. Организационная структура и задачи  ИЛП

Типовые уровни  управления ИЛП:

Центральные Органы  Потребителя (заказывающие и бюджетные управления, отвечающие за техническое обеспечение войск): нормативные данные по всему комплексу задач обслуживания, ремонта, поставок, хранения и транспортировки; прикладные программные продукты для автоматизации деятельности конкретных должностных лиц в соответствии с задачами;

Сервисные центры и ремонтные органы: понумерной учет наличия, исправности и готовности оборудования, наработок, комплектации, выполненных работ, движения в системе эксплуатации, планирование работ по обслуживанию и ремонту; электронные иллюстрированные каталоги и интерактивные электронные технические руководства;

Эксплуатирующие подразделения: автоматизированное управление техническим обслуживанием; автоматизированный ввод данных по наработкам, отказам и оперативная информационная поддержка при  устранении отказов.

Склады: автоматизированный учет и управление запасами имущества; оптимизация номенклатуры и объемов хранимых запасов.

 

Рассмотрим  структуру Центральных органов. Для организации ИЛП  они органы должны включать в себя:

Органы управления логистическими процессами, предназначенные для технического и тылового обеспечения основных производственных процессов;

Центр интегрированной логистической поддержки;

Центр управления подготовкой персонала. 

 

1.1. Задачи, решаемые  Центром ИЛП:

Формирование планов развития и бюджетов по внедрения интегрированной информационной среды (ИИС) ИЛП в структурах Потребителя;

Организация проектно-конструкторских работ и проведение организационно-технических мероприятий по внедрению ИИС ИЛП в структурах Потребителя;

Разработка и обоснование мероприятий по реорганизации органов управления в части ИЛП;

 

 

Привлечение и организация работы  институтов Потребителя в части создания информационной и расчетно-методической базы нового поколения для оптимизации ИЛП

Курирование работы филиалов Центра ИЛП по внедрению ИИС;

Централизованное методическое сопровождение ИИС ИЛП в Потребителя.

 

1.2. Задачи, решаемые Центром управления подготовкой персонала

Организация формирования государственного реестра потребностей и облика специалистов ИЛП для Потребителя;

Организация формирования государственной системы подготовки персонала в области ИЛП и средств ИЛП;

Организация формирования стандартных специальностей по подготовке персонала в области ИЛП;

Организация направлений при существующих Методических советах ВУЗов по стандартным специальностям, создание новых Методических советов;

Корректировка существующих систем обучения в области ИЛП;

Курирование проблем подготовки кадров в области ИЛП и средств ИЛП;

Курирование работы филиалов Центра УПП.

2. Структура и состав ИУС ИЛП

ИУС ИЛП включает следующие основные компоненты:

логистическую базу данных ИЛП;

автоматизированную систему управления (АСУ) техническим обслуживанием и  материально-техническим обеспечением эксплуатации оборудования.

 

2.1. Логистическая база данных

Общие сведения

Логистическая база данных предназначена для хранения и представления Потребителю информации для комплексного автоматизированного управления на всех уровнях управления Потребителя.

 

Структура хранимой информации

Логистическая база данных  подразделяется на 2 взаимоувязанных части: нормативная часть и оперативная часть

 

Нормативная часть

Нормативная база данных предназначена для использования в Единой информационной среде Потребителя и Поставщика с целью обеспечения нормативными данными  процессов планирования логистической поддержки эксплуатации АТ и содержит следующие комплексы информации:

Интерактивные электронные технические руководства.

Электронный иллюстрированный каталог предметов снабжения.

Эталонные (нормативные) данные  по типу оборудования  и системе ИЛП эксплуатации.

Нормативные данные формируются в соответствии со стандартной документацией на оборудование, поставляемой  Потребителю в соответствии с Контрактом  и  распределяются по  следующим группам:

Данные по структуре оборудования, перекрестные ссылки между таблицами.

Данные по функционированию и обслуживанию.

Данные по надежности, готовности, ремонтопригодности.

Данные по задачам обслуживания,  поддержке и персоналу.

Данные по вспомогательному оборудованию.

Данные по  тестируемому оборудованию.

Данные по материальным средствам/объектам поддержки обслуживания, эксплуатации.

Данные по профессиональным навыкам персонала.

Данные по материально – техническому обеспечению.

Данные по транспортировке.

 

Оперативная часть

Оперативная база данных предназначена для использования в Единой информационной среде структур Потребителя с целью обеспечения оперативными данными задач управления ИЛП эксплуатации и содержит данные по следующим группам:

 

Электронная комплектация каждого экземпляра оборудования.

Оперативные данные о наработках и движении в системе эксплуатации.

Оперативные данные по техническому обслуживанию и ремонту.

Оперативные данные для   обеспечения оперативных задач.

Оперативные данные средствах технического обеспечения.

Оперативные данные об объектах на точке базирования.

Оперативные  данные о  запасах материально-технических ресурсов.

Оперативные данные для планирования потребностей в ресурсах.

2.2.  Автоматизированная система управления техническим обслуживанием и материально-техническим обеспечением эксплуатации (АСУ ТО и МТО)

Общие сведения

АСУ ТО и МТО является составной частью ИУС ИЛП и функционирует на основе логистической базы данных.

Программное обеспечение АСУ ТО и МТО имеет модульную структуру, что позволяет формировать любую требуемую конфигурацию системы управления, в зависимости от потребностей Потребителя и уровней управления, а также осуществлять поэтапный ввод системы в эксплуатацию.

АСУ ТО и МТО   может содержать  следующие модули автоматизированного управления:

-                              техническое обслуживание

-                              материально-техническое обеспечение

-                              хранение, упаковка, транспортировка

-                              обучение персонала

-                              анализ надежности, готовности, ремонтопригодности

-                               контракты ИЛП

-                              анализ инфраструктуры ИЛП

-                              анализ стоимости ИЛП

-                              информационная поддержка ИЛП

 

Специализированное программное обеспечение

Комплекс программных средств ИУС ИЛП обеспечивает автоматизированное решение задач на всех уровнях военного управления Потребителя по управлению ИЛП, в том числе на оперативных уровнях -  задачами технического обслуживания и материально- технического обеспечения эксплуатации, включая задачи управления складскими процессами, в интегрированной  информационной среде Потребителя.

С этой целью в состав ИУС ИЛП включаются специализированные компьютерные программы,  перечень и содержание которых определяются в соответствии с документированными процессами и процедурами управления конкретными задачами логистической поддержки на конкретных рабочих местах исполнителей.  По существу – это унифицированный программно-методический комплекс интеллектуальной поддержки принятия решений на всех уровнях управления. Основу его составляют единые методики, основанные на унифицированной структуре логистических процессов. На рис. 3 показана структура многоуровневой логистики, где под «многоуровневостью» понимается  система вложенных однотипных процессов.

На рис. 4 показан т.н. «унифицированный производственный элемент», использованный ранее Дмитровым В.И., - аналог IDEF-диаграммы функциональной модели процесса. Как следует из его анализа, главной задачей на любом уровне управления является выполнение основного требования логистики: «обеспечить потребителя продуктом требуемого качества  с минимальной себестоимостью, конечно, с учетом других критериев и требований». Поэтому комплекс интеллектуальной поддержки должен быть направлен на решение этой всегда и везде актуальной задачи управления.

Электронный формуляр

Электронный формуляр оборудования содержит информацию о конкретной комплектации изделия. С использованием ЭФС осуществляется автоматический учет наработки  оборудования в целом,  его составных частей.

Программное обеспечение документирования отказов

Программное обеспечение документирования отказов предназначено для регистрации в базе данных  сведений о выявленных в процессе эксплуатации отказах с целью их последующего переноса в логистическую

 

базу данных для дальнейшего анализа. Указанное программное обеспечение работает в тесной взаимосвязи с электронным формуляром.

Интерактивные электронные технические руководства (ИЭТР)

ИЭТР включает в свой состав:

Руководство по технической эксплуатации;

Регламент технического обслуживания.

ИЭТР имеет следующие сервисные функции:

поиск необходимой информации по контексту;

гипертекстовые ссылки между фрагментами документации;

вывод нужного фрагмента документации на печать.

Электронный каталог предметов снабжения

ЭК имеет следующие сервисные функции:

поиск необходимой информации по контексту;

гипертекстовые ссылки между иллюстрациями и спецификациями каталога;

гипертекстовые ссылки между спецификациями каталога и фрагментами ИЭТР;

гипертекстовые ссылки между спецификациями каталога и фрагментами логистической базы данных;

формирование заявки на заказ запасных частей;

вывод нужного фрагмента каталога или заявки на печать.

 

Заключение

В конечном счете предлагаемый подход позволяет построить интегрированную систему информационной и интеллектуальной  поддержки логистическими процессами на всей вертикали управления и на каждом из горизонтальных уровней.