Определение параметров
текущего МТО изделий АТ с использованием математической модели динамики
состояния многономенклатурных запасов
Ю.В. Митрофанов
Преподаватель ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского,
г. Москва
В
современных условиях актуальными являются задачи логистического сопровождения
изделий авиационной техники (АТ) на этапе эксплуатации, объединяющиеся понятием
интегрированная логистическая поддержка (ИЛП). ИЛП в соответствии с [4]
представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и составляющих их
процедур, выполняемых в ходе жизненного цикла (ЖЦ) изделий, организованных с
использованием современных управленческих и информационных технологий и
направленных на сокращение затрат, связанных, главным образом, с
постпроизводственными стадиями ЖЦ изделий. Среди этих процессов более подробно
рассмотрим анализ логистической поддержки (АЛП) и интегрированные процедуры
поддержки материально-технического обеспечения (см. рисунок 1). Из числа
базовых процедур поддержки материально-технического обеспечения (МТО) рассмотрим
определение параметров текущего МТО, в частности, номенклатуры и объемов
поставок запасных частей (ЗЧ) для эксплуатации АТ.
Основу
всех расчетных процедур анализа логистической поддержки составляют данные о
структуре изделия, а также данные о характеристиках изделия и его компонентов,
хранящиеся в базе данных АЛП. На основе этих данных структура приводится к
виду, удобному для выполнения такой процедуры, как анализ вида, последствий и
критичности отказов (АВПКО), проводимый в соответствии со стандартом [1].
Результатами АВПКО являются распределение элементов изделия по уровням
критичности и список элементов-кандидатов для включения в эксплуатационную
структуру изделия.
Эксплуатационная
структура изделия является подмножеством исходной (конструкторской) структуры,
содержащим только те элементы, которые в процессе эксплуатации нуждаются в
регулярном обслуживании, периодических заменах и могут отказывать и требовать
внеочередного (внепланового) обслуживания, замены или ремонта. Заметим, что
эксплуатационная структура изделия включает как раз ту номенклатуру агрегатов,
которая будет подвергаться расчету при определении параметров текущего МТО.
рис. 1 Процессы и процедуры ИЛП
Определение
параметров текущего МТО осуществляется с использованием математической модели
динамики состояния многономенклатурных запасов. Модель основана на
математическом описании марковских случайных процессов с дискретными
состояниями и непрерывным временем.
Основой
модели является граф состояний агрегатов одной номенклатуры, предложенный в [2].
Граф отражает связь процессов движения
агрегатов с процессами эксплуатации АТ, в том числе проведения
различного рода работ и ремонта АТ (см. рисунок 2).
Вершины
графа: 1 – ожидание работ; 2 – подготовка к применению; 3 – техническое
обслуживание; 4 – применение; 5 – неисправные агрегаты, на которых выполняется
ремонт в условиях эксплуатации; 6 – неисправные агрегаты для отправки в ремонт
на авиаремонтный завод АРЗ); 7 – капитальный ремонт (агрегаты вместе с
летательными аппаратами (ЛА) убыли в
капитальный ремонт); 8 – запасные агрегаты. При этом выделяются основные и особые состояния, в которых
могут находиться агрегаты АТ. К основным относятся состояния, которые
соответствуют моментам нахождения исправных агрегатов на летательных аппаратах
(состояния 1, 2, 3, 4, 7). К особым относятся те состояния, в которых находятся
неисправные агрегаты вне ЛА (состояния 5, 6), а также находящиеся в запасе.
Обозначив
yi(t) -
количество агрегатов, находящихся в соответствующем состоянии, получим вектор состояния системы Y(t)
путем объединения переменных (координат) y1(t),...,y8(t).
рис. 2 Граф состояний агрегатов различной
номенклатуры
Переходы
агрегатов из состояния в состояние осуществляются под действием в общем случае нестационарных
пуассоновских потоков ординарного и неординарного типа, т.е. случайными
группами с интенсивностями rkh(t). Эти интенсивности
зависят от характеристик надежности и контролепригодности самих агрегатов, а
также от характеристик отражающих тактику использования парка ЛА и работу
системы технического обслуживания и ремонта.
Результаты
моделирования процессов изменения количества агрегатов одной номенклатуры в
различных состояниях получаются решением дифференциальных уравнений, полученных
в [3] и имеющих следующий общий вид:
(1)
(2)
где
Y – вектор
состояния системы;
h(t) – производная математического
ожидания числа агрегатов, находящихся в различных технологических состояниях;
xh(t) – производная
ковариации численностей агрегатов в состояниях x
и h;
skhh – составляющая вектора переходов, которая отражает количество
агрегатов, переходящих одновременно из состояния k в состояние h;
rkh – интенсивность потока агрегатов из одного состояния в
другое;
x
– центрированное
значение случайной величины yx (численности агрегатов в состоянии x).
Для
моделирования системы, включающей многономенклатурные запасы, используется
совокупность n
однотипных моделей, где n – количество используемых номенклатур агрегатов,
установленных на ЛА и включенных в список элементов-кандидатов для проведения
расчетов (см. рисунок 2). Такая совокупность моделей не является простым
разбиением многономенклатурной задачи на ряд однономенклатурных. Эти модели
связаны между собой по состояниям 1, 2, 3, 4 и 8. Так, в случае отказа агрегата
некоторого типа, находящегося в состоянии 2, 3 или 4, он переходит в
зависимости от возможности его восстановления в условиях эксплуатации в
состояние 5 или состояние 6. Агрегаты других типов этого ЛА автоматически
переводятся в состояние 8 – «Запасные агрегаты» (по стрелкам, указанным на рисунке
2 пунктирной линией), и могут использоваться в дальнейшем, как запасные для
других ЛА. При поступлении в систему агрегата из внешнего источника, взамен
отказавшего, наблюдается обратный процесс – перевод агрегатов из состояния 8 в
состояние 1. Таким образом, в состояниях 1, 2, 3, 4, а также состоянии 7 во
всей совокупности моделей наблюдается равное количество агрегатов, причем оно
равно количеству ЛА, находящихся в аналогичных состояниях.
Данный
процесс внутрисистемного перераспределения запасов описывается системой
разностных уравнений, вида:
mik(tj) = mik(tj–0) – D mik(tj–0),
i = 2, 3, 4,
(12)
m8k(tj)
= m8k(tj–0)
+ D mik(tj–0), (3)
m8k(tj)
= m8k(tj–0)
– D m1k(tj–0),
m1k(tj)
= m1k(tj–0)
+ D m1k(tj–0),
где
k – порядковый номер
номенклатуры агрегатов;
mik –
математическое ожидание количества агрегатов номенклатуры k в состоянии i ;
Dmik – превышение математического ожидания количества агрегатов
номенклатуры k
в состоянии i
над минимальным во всей совокупности n моделей.
Потоки,
связанные с пополнением системы из внешнего источника, считаются регулярными.
Это V1 – пополнение
исправными агрегатами технических аптечек (формирование обменного фонда
агрегатов); V2 – требуемое восполнение
исправными агрегатами взамен снятых с ЛА и отправленных в ремонт на АРЗ; V3 – возврат агрегатов
вместе с ЛА из капитального ремонта (см. рисунок 2).
Пример
графического отображения изменения во времени математического ожидания
количества агрегатов в шестом и восьмом состояниях представлен на рисунках 3 и
4.
рис. 3 Прогнозируемое количество агрегатов, которым
требуется ремонт на АРЗ
рис. 4 Прогнозируемое количество агрегатов в
состоянии «Запасные агрегаты»
Для
того чтобы управление потоками запасных частей подчинялось основной идее
создания системы интегрированной логистической поддержки, а именно сокращению
затрат на эксплуатацию АТ, требуется проводить расчет потребного количества ЗЧ
с использованием некоторого критерия эффективности.
В
качестве критерия эффективности предлагается критерий минимума издержек на
приобретение, доставку и хранение ЗЧ при условии обеспечения требуемой величины
коэффициента эксплуатационной готовности АТ
Сзч ® min при Кэ.г пр ³ Кэ.г тр, (4)
где
Кэ.г пр –
прогнозируемое значение коэффициента эксплуатационной готовности АТ;
Кэ.г
тр – требуемое значение
коэффициента эксплуатационной готовности АТ.
Коэффициент
эксплуатационной готовности определен международным стандартом [4] для системы
ИЛП. При использовании принятых в отечественной литературе обозначений он имеет
вид
Кэ.г = , (5)
где
tл –
математическое ожидание налета АТ;
Пи
– суммарное время простоя АТ в исправном состоянии;
Птэ
– суммарное время простоя АТ на всех видах работ по технической эксплуатации;
Пл
– суммарное время простоя на
административные и логистические действия.
Значение
Сзч вычисляется по формуле
(6) (2)
где
k - количество моментов заказа ЗЧ в течение
периода времени Т;
Сд-
затраты на размещение одного заказа;
mi – количество ЗЧ i-той номенклатуры;
Ci – стоимость одной ЗЧ i-той номенклатуры;
Cхрi – стоимость
хранения одной ЗЧ i-той номенклатуры.
Алгоритм
расчета строится таким образом, чтобы на протяжении прогнозируемого периода
времени коэффициент эксплуатационной готовности поддерживался на заданном
уровне.
Особенностью
проведения расчетов является то, что в процессе моделирования мгновенное
значение коэффициента эксплуатационной готовности за период времени 0¸t определяется
на каждом шаге интегрирования дифференциальных уравнений. При снижении
коэффициента Кэ.г ниже требуемого
значения осуществляется пополнение количества агрегатов в состоянии «Запасные
агрегаты» на одну единицу для той номенклатуры агрегатов, у которой в этом
состоянии отсутствуют запасные агрегаты. Одновременно определяется суммарная
стоимость приобретения, доставки и хранения ЗЧ Сзч. При новых начальных условиях процесс моделирования
продолжается с постоянным контролем значения коэффициента Кэ.г.
Результаты
расчета представляются в виде графика (см. рисунок 5).
Моменты замены агрегатов 4 5 3 2 1
1
– блок БП-2Ц-1 2 – блок
БРН120Т5А 3 – вычислитель
В-2Ц-2 4
– генератор ГТ30НЖЧ12 5 – высотомер
ВД-20К
рис. 5 Результаты
расчета требуемого количества агрегатов различной номенклатуры при условии
обеспечения значения Кэ.г=0,65
В
целом эффективность планирования поставок предметов МТО при использовании
представленной модели и алгоритмов обеспечивается за счет обеспечения
требуемого уровня готовности АТ и предотвращения избыточного или необоснованного
заказа предметов МТО на определенный период эксплуатации АТ.
1. ГОСТ 27.310-95. Анализ видов,
последствий и критичности отказов. Основные положения. – М.: Изд-во стандартов,
1996. – 13 с.№2.
2. Головин В.Я., Митрофанов Ю.В.
Моделирование динамики состояния многономенклатурных запасов в системе
обеспечения эксплуатации и ремонта АТ запасными частями // Математическое
обеспечение разработки, испытаний и эксплуатации авиационного оборудования: Сб.
науч.-методических материалов / - М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2004. –
С. 36-42.
3. Шаламов А.С. Модель расходования и
пополнения запасов в сложной системе с регенерирующими процессами первого и
второго рода. Известия АН СССР, «Техническая кибернетика», 1990, №2.
4.
Defence Standard 00-60. Integrated Logistic
Support.