Принципы создания системы интегрированной логистической поддержки эксплуатации изделий наукоемкой продукции и программно-технические решения

М.С. Дондорев
Начальник отдела ФГУП «РСК «МиГ»,
кандидат технических наук, старший научный сотрудник,
В.Н. Миронычев
Начальник сектора ФГУП «РСК «МиГ»,
кандидат технических наук, доцент,
Л.Н. Воробьева
Главный специалист ФГУП «РСК «МиГ»,
Т.С. Гумникова
Ведущий специалист ФГУП «РСК «МиГ»,
Москва

В настоящее время заказчик требует не только создание высокотехнологичной продукции, удовлетворяющие современным требованиям, но и систему послепродажного обслуживания, которая включает в себя как систему технического обслуживания, так и поставки запасных частей. От стоимости этих составляющих и зависят затраты на послепродажный период. Современное управление системой обеспечения невозможно без качественной информации, которая в России на сегодняшний момент далеко отстает от мировых стандартов.

 

Это и определило тему выступления логистическая база данных на этапе послепродажного обслуживания целью которой является показать как повысить эффективность работы с  данными, необходимыми для  управления системой послепродажного обслуживания. В качестве примера будет использоваться база данных выполненная по международному стандарту Def Stan 00-60 с последними изменениями, определенными  версией № 5 от 2005 года. Работает БД по управлением СУБД Oracle версии 9.2.0.1, но есть варианты и SQL Сервер и InterBase.

Программное обеспечение выполнено из Программы для ввода, редактирования данных и отображения их при помощи экранных форм, программы отчетов и справочной системы.

Работа с программой для ввода, редактирования и отображения данных

При запуске программы запускается форма для ввода данных, определяющих ИМЯ Базы Данных к которой осуществляется подключение, а также ИМЯ  и ПАРОЛЬ, которые задают полномочия работы с базой (рисунок 1).

Рисунок 1.

Экран разбит на три части: в верхней части находится меню и различные инструменты. Остальная часть имеет левое и правое окна.

В левом окне имеется дерево разделов, которое состоит из двух частей.

В нижней части представлены разделы с группами таблиц базы данных, в верхней части группы интегрированных форм представления данных (рисунок 2).

Данный интерфейс был определен тем, что изучение взаимосвязи базы данных осуществляется по стандарту, в котором не заданы действия должностных лиц - пользователей базы данных, поэтому работа по заполнению данных  непосредственно в таблицы более понятна и хорошо контролируется, чем работа с формами для нескольких таблиц.

В верхней части представлены интегрированные формы, разбитые по тематическим группам. Это позволяет осуществлять обзор данных во взаимосвязи между таблицами. Однако эти формы представления данных не ориентированны на конкретного пользователя.

В правой части экрана представляется более подробная информация об объектах выделенных в левом окне. В нижней правой части окна расположены кнопки для действий с данными.

 

Рисунок 2.

Работа с таблицами базы данных

Рассмотрим более подробно работу с таблицами базы данных. Таблицы сгруппированы в 11 групп по тематике или функциональному назначению.

Основной группой таблиц является группа Х, Она определяет комплектацию так называемого финального изделия, под которым  понимается основной предмет поставки. В авиации это самолеты и вертолеты. Группа включает 7 таблиц.

Таблица XA  определяет основные характеристики изделия. Таблица XB показывает содержание комплектации самолета. В правой части экрана видны значения логистического контрольного номера.

Комплектация самолета представлена в базе данных в виде трех моделей: физической, функциональной и зонной модели самолета. Принадлежность к физической или функциональной модели определяется буквами P и F соответственно, а зонная модель самолета, которая определяет членение самолета определяется опосредованно, через значения зон, которым принадлежат агрегаты (рисунок 3). Функциональная модель используется на этапе проектирования и по ней выполняются предварительный логистический анализ. Физическая модель описывает имеющуюся конструкцию самолета. Для ввода значений зонной модели воспользуется вводом по подсказке (рисунок 4).

Рисунок 3

Рисунок 4

Заметим, что ЛКН является основным атрибутом в БД имеет иерархию, поэтому можно комплектацию самолета представить в виде дерева. Покажем эту иерархию на примере МиГ-29 СМТ (рисунок 5).

Рисунок 5

Кроме ЛКН имеется альтернативный логистический номер, который необходим, если вместо какого агрегата может ставиться другой агрегат. На дереве комплектации альтернативные агрегаты подкрашены синим цветом. Остальные таблицы необходимы для описания изменения комплектации самолета от серии к серии, а также особенностью применения тех или иных агрегатов. Кроме этого имеются таблицы для связи функциональной и физической моделей.

Агрегаты самолета выступают с дугой стороны как запасные части, которые поставляются заказчику, как правило, по контракту. Для этого имеется каталожное описание самолета. Эта сторона вопроса отражена в группе таблиц Н, в которой находится информация о материально-техническом снабжении (рисунок 6).

Данная группа  условно разделена на следующие  разделы: поставки запасных частей, тех документация, описание и иллюстрация запасных частей, конструктивные изменения запасных частей. Интерес представляет таблица HG, в которой находится информация, относящаяся к поставляемым изделиям, зависящих от использования изделия в структуре конечного изделия (рисунок 7). В данной таблице каждой запасной части ставиться в соответствие некоторый агрегат из комплектации самолета. Это соответствие определяется так называемым КОДОМ КАТЕГОРИИ ИЗДЕЛИЯ (ККИ-177), который определяет роль, для которой необходима ЗЧ для агрегата самолета. Особенно интересна роль АВ – расходные материалы и элементы, под которыми можно определять и горюче-смазочные материалы, необходимые для обслуживания. Данная таблица объединяет несколько таблиц НА, ХВ. В НА запасная часть идентифицируется

Рисунок 6

Рисунок 7

 

Второй крупной группой таблиц является  группа С. Данная группа определяет задачи, подзадачи, которые выполняются на самолете, а также процедуры обслуживания. Под задачами можно понимать технологические карты, а под подзадачами разделы или пункты этих технологических карт (рисунок 8).

Рисунок 8.

Имеется возможность осуществлять ссылки на другие задачи, это позволяет многократно использовать одни и те же задачи, без  повторения их описания. Уникальная кодировка задачи включает в себя кодировку по пяти критериям. (рисунок 8). На задачу накладываются предупреждения (в виде примечаний), описанные в  таблицах CF и закрепленные за задачами в CE.

Подзадачи выполняются в рамках задачи и имеют последовательную нумерацию (рисунок 9).

Подзадача выполняется с привязкой к зонной модели самолета. Занести значение  зоны можно используя систему подсказки по F1. Это значение может быть с точки зрения доступа – это люки, и сточки зрения членения самолета (рисунок 4).

Кроме этого на работу согласно технологической карте накладываются требования, и работы которые выполняются при отклонении от требований. Данная информация представлена в таблице CL (рисунок 10).

Рисунок 9.

Рисунок 10.

Для данного примера (показать требования) имеются несколько требований на одну подзадачу, а также несколько работ. Код информации в сочетании с номером  текстового блока позволяет разобраться, где определяются требования, а где работы, выполняемые при отклонении от этих требований.

Вспомогательное оборудование, под которым понимаем КПА, инструмент, СНО представлено в таблице CG. Вспомогательное оборудование описывается в таблицах группы U и E.

В таблицах UA (рисунок 11) и UB показаны изделия, которые подлежат проверке КПА и на основании каких документов. А в таблицах UG и  UF по каким значениям параметров они проверяются. Точки контроля представлены в UF, а  UG точность измерения и диапазон (рисунок 12).

 

Рисунок 11.

В свою очередь также необходимо поверять средства измерения. Поэтому в группе Е имеется информация об этих поверках (рисунок 13). В таблице ЕА приведен перечень оборудования подлежащий поверке, а его необходимость и использование определено в таблицах группы С и U.

 

Рисунок 12.

Рисунок 13.

Таким образом, этой группой полностью реализуется описание технической эксплуатации, в виде совокупности плановых работ.

Кроме плановых работ, определенными единым регламентом технической эксплуатации и технологическими картами имеются внеплановые, вызванные отказами АТ и рассматриваются в группе В. В этой группе анализируется надежность, готовность, технологичность.

В таблице ВА приводятся значения надежности, готовности, технологичности только по отобранным агрегатам и системам из имеющейся комплектации самолета, которая представлена в таблице ХВ. Сами значения этих характеристик, связанные с отказами, представлены в таблице ВD. Некоторые характеристики, такие как коэффициент достижимой готовности рассчитываются сами на основании вводимых данных. Показатели средней наработки показаны на закладке характеристики (показать закладку на генераторах и высотомерах). Само описание отказа агрегата или системы представлено в таблице BG (рисунок 14).

Рисунок 14.

 

Анализ отказов представлен в таблице BF. В этой таблице анализ выполнен на основании стандарта MSG-3.  Для того, что выполнить анализ необходимо ответить на вопросы (рисунок 15), которые имеют логическую последовательность. Эту логическую последовательность можно определить из контекстно-зависимого подсказчика (Help) (рисунок 16).

Рисунок 15.

 

В зависимости от заполнения первых четырех вопросов будет определены следующие вопросы, а в зависимости от ответов будут определены работы по обеспечению надежности агрегата (рисунок 17). Таким образом определяется  граф анализа отказа и выявляются превентивные работы по обеспечению надежности агрегата, системы и их периодичность. Работы назначается в зависимости от кода задачи из таблиц группы В.

Рисунок 16.

Рисунок 17.

Интегрированные формы

Информацию из нескольких таблиц можно просматривать при помощи интегрированных форм. Эти формы разделены по тематике. Рассмотрим форму для представления данных по возможностям доставки запасной части различными транспортными средствами (рисунок 18).

Рисунок 18.

Работа с программой отчетов

Аналогично интегрированным формам работает программа отчетов (рисунок 19). Но представление информации определено стандартом Def Stan 00-60. Рассмотрим один  отчет под номером 18, который показывает связь выполняемых задач с должностными обязанностями. Данный отчет позволяет определить, какими навыками должен владеть должностное лицо при выполнении своих обязанностей (рисунок 20). Это дает основание для учебных заведений осуществлять подготовку необходимых специалистов, а также уровень их образования.

Рисунок 19.

Рисунок 20.

Перспективы развития Базы Данных и Программного обеспечения

Таким образом, перспектива развития данной информационной системы связана с интеграцией ее с PDM системами, например, таких как TeamCenter,  из которых можно получать информацию о комплектации самолета.

Совершенствование  ввода данных от поставщиков комплектующих, который также должен быть осуществлен в автоматическом режиме. Для этого использование Web приложений.

Кроме этого необходимо:

·          Обеспечение эксплуатационной и технологической документации заказчику;

·          Разработка документации для поставок запасных частей как плановых так и по простою;

·          Получение от заказчика данных о надежности изделий и корректировка системы технического обслуживания на базе этой информации в, особенно при обслуживании по состоянию. Чтобы обеспечить требуемую (или заданную) надежность;

·          Интеграция послепродажного этапа жизненного цикла изделия с другими этапами изготовления (производства), ремонта и утилизации.

·          Осуществлять подсчет стоимости жизненного цикла изделия.