Принципы формирования оперативного управления эксплуатационной логистикой и программно-технические решения

М.С. Дондорев
Начальник отдела ФГУП «РСК «МиГ»,
кандидат технических наук, старший научный сотрудник
Москва

Для успешного продвижения сложной наукоемкой продукции на современные рынки необходимо, во-первых, создать само изделие максимально пригодным к послепродажной поддержке, во-вторых, обеспечить эффективность указанной поддержки в течение всего периода эксплуатации. Указанные задачи решаются методами интегрированной логистической поддержки, причем необходимое качество второй составляющей достигается в процессе оперативного управления эксплуатационной логистикой. Такое управление предполагает осуществление планирования и реализацию мероприятий, нацеленных на поддержание сложной наукоемкой продукции, находящейся у Потребителя (в эксплуатирующей организации), в исправном состоянии (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Схема управления эксплуатационной логистикой

Планирование предполагает формирование перечня работ по обслуживанию, выполняемых на сложной наукоемкой продукции в определенные периоды времени, а также формирование перечня необходимых для выполнения указанных работ запасных частей и расходных материалов. Кроме того, в процессе эксплуатации может возникать потребность в неплановом обслуживании. Причиной такой ситуации могут служить отказы составных частей изделия, а также повреждения вследствие неправильной эксплуатации или воздействия окружающей среды.

Реализация мероприятий управления эксплуатационной логистикой предполагает формирование заявки на поставку необходимых запасных частей и расходных материалов (ЗЧМ), передачу заявки поставщику, оплату выставленных счетов, доставку заказанных ЗЧМ эксплуатанту и, наконец, выполнение запланированных работ по поддержанию изделий в исправном состоянии.

Учитывая сложность современной наукоемкой продукции, каковой, например, является воздушное судно, оперативное управление эксплуатационной логистикой является достаточно сложной задачей, требующей учета множества различных факторов. К тому же парк эксплуатируемых изделий может быть достаточно велик, что еще в большей степени усугубляет проблему.

Выходом из ситуации является применение для решения задач управления эксплуатационной логистикой современных информационных систем. В мировой терминологии они позиционируются как системы MRO – maintenance, repair, overhaul (обслуживание, восстановление, ремонт). Типовыми функциями такой системы являются:

-      учет технических документов;

-      учет изделий;

-      управление конфигурацией изделий;

-      учет работы изделий;

-      учет неисправностей изделий;

-      учет выполненных на изделиях работ;

-      учет персонала;

-      формирование перечня работ по поддержанию исправности;

-      управление поставками;

-      управление складским хозяйством;

-      пополнение эксплуатационной информацией логистической базы данных сведениями о надежности и эксплуатационной технологичности комплектующих изделий.

 

Как правило, MRO-системы имеют модульную структуру, что позволяет компоновать ту или иную конфигурацию системы в зависимости от конкретных потребностей Потребителя (эксплуатанта). В соответствии с выполняемыми функциями можно очертить следующий круг необходимых модулей: «Документация», «Конфигурация», «Надежность», «Персонал», «Обслуживание», «Снабжение», «Парк», «Стоимость». Типовые задачи, решаемые такими модулями, перечислены ниже.

1.       Модуль «ДОКУМЕНТЫ»

-      хранение и обновление руководств по технической эксплуатации (технических описаний, регламентов технического обслуживания, технологических карт);

-      учет требований бюллетеней;

-      учет требований указаний;

-      управление версиями документов.

2.       Модуль «КОНФИГУРАЦИЯ»

-      учет типов основных изделий;

-      учет базовых конфигураций основных изделий;

-      учет иерархической структуры изделий;

-      учет текущих конфигураций основных изделий;

-      учет комплектующих изделий и их эталонных характеристик;

-      учет установленных комплектующих изделий;

-      учет индивидуальных особенностей основных изделий;

-      учет работы основных изделий;

-      учет наработки комплектующих изделий;

-      учет назначенных и межремонтных ресурсов, сроков службы и их изменения.

3.       Модуль «РАБОТЫ»

-      учет консервации и расконсервации;

-      учет выполнения регламентных работ;

-      учет выполненных работ по бюллетеням и указаниям;

-      учет выполненных текущих ремонтов;

-      учет ремонтов основных изделий;

-      учет выполненных работ на комплектующих изделиях.

4.       Модуль «НАДЕЖНОСТЬ»

-      учет тарировочных характеристик;

-      перезапись информации бортовых регистраторов на ПК;

-      оценка технического состояния;

-      кодификация неисправностей;

-      формирование алгоритмов поиска и устранения неисправностей;

-      поддержка поиска и устранения неисправности;

-      учет неисправностей;

-      выполнение инженерно-статистического анализа надежности;

-      выполнение инженерного анализа надежности;

-      контроль уровней надежности комплектующих изделий, эксплуатируемых по состоянию;

-      подготовка рекламационных актов и их учет.

5.       Модуль «ПЕРСОНАЛ»

-      списочный учет инженерно-технического персонала;

-      учет классной квалификации и специальных навыков инженерно-технического персонала.

6.       Модуль «ОБСЛУЖИВАНИЕ»

-      формирование списка основных и комплектующих изделий для выполнения ТО;

-      подготовка заданий на выполнение работ по ТО;

-      подготовка пооперационных ведомостей.

7.       Модуль «СНАБЖЕНИЕ»

-      учет количества, типа и расположения мест хранения;

-      учет запасных частей и материалов с привязкой к местам хранения;

-      учет тары и упаковки с привязкой к местам хранения;

-      учет движения паспортизированных запасных частей;

-      автоматизированное и ручное ведение складских операций (приход, отпуск, списание, внутреннее перемещение, инвентаризация);

-      формирование, учет и печать приходно-расходных документов;

-      контроль неснижаемого запаса запасных частей и материалов;

-      контроль сроков консервации и хранения;

-      подготовка оперативных заявок на потребные запасные части и материалы (по простою авиатехники);

-      учет драгоценных металлов и материалов;

-      учет горюче-смазочных материалов и спецжидкостей, предназначенных для обеспечения эксплуатации;

-      прогнозирование потребности в запасных частях и материалах на заданный период;

-      формирование квартальных и годовых заявок на поставку запасных частей и материалов;

-      учет изготовителей (поставщиков) предметов снабжения;

-      учет результатов входного контроля;

-      учет счетов на оплату.

8.       Модуль «ПАРК»

-      учет движения основных изделий в эксплуатации;

-      учет парка основных изделий;

-      учет штатной численности ЛА;

-      контроль укомплектованности ЛА;

-      контроль технического состояния ЛА;

-      прогноз исправности парка ЛА;

-      учет эксплуатирующих подразделений.

9.       Модуль «СТОИМОСТЬ»

-      учет и анализ суммарных затрат на эксплуатацию.

 

Для реализации указанных функций (в полном объеме или частично) как отечественными, так и зарубежными разработчиками предлагается ряд программно-технических решений. Среди отечественных наиболее известными являются программное изделие «Руслан», информационно-управляющая система «Эрлан-2 », информационно-управляющая система «Аргос», комплекс программных средств «TRIM», система сервисного обслуживания «Монитор-софт», система КИЛП НИЦ CALS-технологий «Прикладная логистика». К наиболее известным зарубежным системам следует отнести Oracle Complex Maintenance, Repair & Overhaul 11i, IFS Applications и др.

С точки зрения интегрированной логистической поддержки эксплуатации сложной наукоемкой продукции наибольший интерес представляет информационно-управляющая система «Аргос» разработки ФГУП «РСК «МиГ», т.к. она изначально ориентирована на полную интеграцию с логистической базой данных того же разработчика. Это существенно облегчает информационный обмен между Потребителем и Поставщиком и позволяет осуществлять непрерывное сопровождение эксплуатации техники со стороны Поставщика (Изготовителя).

Основой системы является программное приложение «Каталог», реализующее задачи учета типов основных изделий, базовых конфигураций изделий и их иерархической структуры. Интерфейс приложения представлен на рис. 2.

Рис. 2. Интерфейс приложения «Каталог»

Решение задач по учету текущих конфигураций основных изделий, учету их индивидуальных особенностей и работы, учету установленных комплектующих изделий, учету назначенных и межремонтных ресурсов, сроков службы и их изменения, учету выполненных работ реализовано с помощью приложения «Формуляр». Интерфейс приложения представлен на рис. 3.

Решение задач по учету выявленных в процессе эксплуатации неисправностей и выполнению инженерно-статистического анализа надежности изделий реализовано с помощью приложения «Надежность». Интерфейс приложения представлен на рис. 4.

Решение задач по учету парка основных изделий, учету их штатной численности, контролю укомплектованности основными изделиями, расходу ресурса, прогнозу исправности и учету эксплуатирующих подразделений реализовано с помощью приложения «Авиапарк».

 

Рис. 3. Интерфейс приложения «Формуляр»

Рис. 4. Интерфейс приложения «Надежность»

Остальная функциональность информационно-управляющей системы «Аргос» реализуется с помощью других программных приложений.