Принципы формирования оперативного управления
эксплуатационной логистикой и программно-технические решения
М.С. Дондорев
Начальник отдела ФГУП «РСК «МиГ»,
кандидат технических наук, старший научный сотрудник
Москва
Для
успешного продвижения сложной наукоемкой продукции на современные рынки
необходимо, во-первых, создать само изделие максимально пригодным к послепродажной
поддержке, во-вторых, обеспечить эффективность указанной поддержки в течение
всего периода эксплуатации. Указанные задачи решаются методами интегрированной
логистической поддержки, причем необходимое качество второй составляющей
достигается в процессе оперативного управления эксплуатационной логистикой.
Такое управление предполагает осуществление планирования и реализацию
мероприятий, нацеленных на поддержание сложной наукоемкой продукции, находящейся
у Потребителя (в эксплуатирующей организации), в исправном состоянии (рис. 1).
Рис.
1. Схема управления эксплуатационной логистикой
Планирование предполагает формирование перечня работ
по обслуживанию, выполняемых на сложной наукоемкой продукции в определенные периоды
времени, а также формирование перечня необходимых для выполнения указанных
работ запасных частей и расходных материалов. Кроме того, в процессе
эксплуатации может возникать потребность в неплановом обслуживании. Причиной
такой ситуации могут служить отказы составных частей изделия, а также
повреждения вследствие неправильной эксплуатации или воздействия окружающей
среды.
Реализация мероприятий управления эксплуатационной
логистикой предполагает формирование заявки на поставку необходимых запасных частей
и расходных материалов (ЗЧМ), передачу заявки поставщику, оплату выставленных
счетов, доставку заказанных ЗЧМ эксплуатанту и, наконец, выполнение
запланированных работ по поддержанию изделий в исправном состоянии.
Учитывая сложность современной наукоемкой продукции,
каковой, например, является воздушное судно, оперативное управление
эксплуатационной логистикой является достаточно сложной задачей, требующей
учета множества различных факторов. К тому же парк эксплуатируемых изделий
может быть достаточно велик, что еще в большей степени усугубляет проблему.
Выходом из ситуации является применение для решения
задач управления эксплуатационной логистикой современных информационных систем.
В мировой терминологии они позиционируются как системы MRO – maintenance,
repair, overhaul (обслуживание, восстановление, ремонт). Типовыми функциями
такой системы являются:
- учет технических документов;
- учет изделий;
- управление конфигурацией изделий;
- учет работы изделий;
- учет неисправностей изделий;
- учет выполненных на изделиях работ;
- учет персонала;
- формирование перечня работ по поддержанию исправности;
- управление поставками;
- управление складским хозяйством;
- пополнение эксплуатационной информацией логистической базы данных сведениями о надежности и эксплуатационной технологичности комплектующих изделий.
Как
правило, MRO-системы имеют модульную структуру, что позволяет компоновать ту
или иную конфигурацию системы в зависимости от конкретных потребностей Потребителя
(эксплуатанта). В соответствии с выполняемыми функциями можно очертить
следующий круг необходимых модулей: «Документация», «Конфигурация», «Надежность»,
«Персонал», «Обслуживание», «Снабжение», «Парк», «Стоимость». Типовые задачи,
решаемые такими модулями, перечислены ниже.
1.
Модуль «ДОКУМЕНТЫ»
- хранение и обновление руководств по технической эксплуатации (технических описаний, регламентов технического обслуживания, технологических карт);
- учет требований бюллетеней;
- учет требований указаний;
- управление версиями документов.
2.
Модуль «КОНФИГУРАЦИЯ»
- учет типов основных изделий;
- учет базовых конфигураций основных изделий;
- учет иерархической структуры изделий;
- учет текущих конфигураций основных изделий;
- учет комплектующих изделий и их эталонных характеристик;
- учет установленных комплектующих изделий;
- учет индивидуальных особенностей основных изделий;
- учет работы основных изделий;
- учет наработки комплектующих изделий;
- учет назначенных и межремонтных ресурсов, сроков службы и их изменения.
3.
Модуль «РАБОТЫ»
- учет консервации и расконсервации;
- учет выполнения регламентных работ;
- учет выполненных работ по бюллетеням и указаниям;
- учет выполненных текущих ремонтов;
- учет ремонтов основных изделий;
- учет выполненных работ на комплектующих изделиях.
4.
Модуль «НАДЕЖНОСТЬ»
- учет тарировочных характеристик;
- перезапись информации бортовых регистраторов на ПК;
- оценка технического состояния;
- кодификация неисправностей;
- формирование алгоритмов поиска и устранения неисправностей;
- поддержка поиска и устранения неисправности;
- учет неисправностей;
- выполнение инженерно-статистического анализа надежности;
- выполнение инженерного анализа надежности;
- контроль уровней надежности комплектующих изделий, эксплуатируемых по состоянию;
- подготовка рекламационных актов и их учет.
5.
Модуль «ПЕРСОНАЛ»
- списочный учет инженерно-технического персонала;
- учет классной квалификации и специальных навыков инженерно-технического персонала.
6.
Модуль «ОБСЛУЖИВАНИЕ»
- формирование списка основных и комплектующих изделий для выполнения ТО;
- подготовка заданий на выполнение работ по ТО;
- подготовка пооперационных ведомостей.
7.
Модуль «СНАБЖЕНИЕ»
- учет количества, типа и расположения мест хранения;
- учет запасных частей и материалов с привязкой к местам хранения;
- учет тары и упаковки с привязкой к местам хранения;
- учет движения паспортизированных запасных частей;
- автоматизированное и ручное ведение складских операций (приход, отпуск, списание, внутреннее перемещение, инвентаризация);
- формирование, учет и печать приходно-расходных документов;
- контроль неснижаемого запаса запасных частей и материалов;
- контроль сроков консервации и хранения;
- подготовка оперативных заявок на потребные запасные части и материалы (по простою авиатехники);
- учет драгоценных металлов и материалов;
- учет горюче-смазочных материалов и спецжидкостей, предназначенных для обеспечения эксплуатации;
- прогнозирование потребности в запасных частях и материалах на заданный период;
- формирование квартальных и годовых заявок на поставку запасных частей и материалов;
- учет изготовителей (поставщиков) предметов снабжения;
- учет результатов входного контроля;
- учет счетов на оплату.
8.
Модуль «ПАРК»
- учет движения основных изделий в эксплуатации;
- учет парка основных изделий;
- учет штатной численности ЛА;
- контроль укомплектованности ЛА;
- контроль технического состояния ЛА;
- прогноз исправности парка ЛА;
- учет эксплуатирующих подразделений.
9.
Модуль «СТОИМОСТЬ»
- учет и анализ суммарных затрат на эксплуатацию.
Для
реализации указанных функций (в полном объеме или частично) как отечественными,
так и зарубежными разработчиками предлагается ряд программно-технических
решений. Среди отечественных наиболее известными являются программное изделие
«Руслан», информационно-управляющая система «Эрлан-2 », информационно-управляющая
система «Аргос», комплекс программных средств «TRIM», система сервисного
обслуживания «Монитор-софт», система КИЛП НИЦ CALS-технологий «Прикладная
логистика». К наиболее известным зарубежным системам следует отнести Oracle
Complex Maintenance, Repair & Overhaul 11i, IFS Applications и др.
С
точки зрения интегрированной логистической поддержки эксплуатации сложной
наукоемкой продукции наибольший интерес представляет информационно-управляющая
система «Аргос» разработки ФГУП «РСК «МиГ», т.к. она изначально ориентирована
на полную интеграцию с логистической базой данных того же разработчика. Это
существенно облегчает информационный обмен между Потребителем и Поставщиком и
позволяет осуществлять непрерывное сопровождение эксплуатации техники со
стороны Поставщика (Изготовителя).
Основой
системы является программное приложение «Каталог», реализующее задачи учета
типов основных изделий, базовых конфигураций изделий и их иерархической
структуры. Интерфейс приложения представлен на рис. 2.
Рис.
2. Интерфейс приложения «Каталог»
Решение
задач по учету текущих конфигураций основных изделий, учету их индивидуальных
особенностей и работы, учету установленных комплектующих изделий, учету
назначенных и межремонтных ресурсов, сроков службы и их изменения, учету выполненных
работ реализовано с помощью приложения «Формуляр». Интерфейс приложения
представлен на рис. 3.
Решение
задач по учету выявленных в процессе эксплуатации неисправностей и выполнению
инженерно-статистического анализа надежности изделий реализовано с помощью
приложения «Надежность». Интерфейс приложения представлен на рис. 4.
Решение
задач по учету парка основных изделий, учету их штатной численности, контролю
укомплектованности основными изделиями, расходу ресурса, прогнозу исправности и
учету эксплуатирующих подразделений реализовано с помощью приложения
«Авиапарк».
Рис.
3. Интерфейс приложения «Формуляр»
Рис.
4. Интерфейс приложения «Надежность»
Остальная
функциональность информационно-управляющей системы «Аргос» реализуется с
помощью других программных приложений.