Анализ показателя поддерживаемости
наукоемкой продукции на этапе ее эксплуатации
А. Е. Гриценко
Начальник отделения-СНС ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского,
кандидат технических наук,
г. Москва
Работы
в области применения CALS-методологии [2,5] для сопровождения жизненного цикла (ЖЦ)
летательных аппаратов, направлены на существенное повышение качества сложного
наукоемкого продукта как изначально, на этапе его создания, так и на сохранение
этого качества на этапе эксплуатации. Важно, что при этом достигается
значительное снижение экономических затрат. В конечном счете, это приводит к
повышению конкурентоспособности
продукции на внутренних и внешних рынках.
Одним из важных потребительских параметров сложного наукоемкого изделия
является величина затрат на поддержку его ЖЦ. Они складываются из затрат на
разработку и производство изделия, а также затрат на ввод изделия в действие,
эксплуатацию и поддержание его в работоспособном состоянии. Комплекс
управленческих технологий, направленных на сокращение этих затрат, объединяется понятием интегрированной логистической
поддержки (ИЛП).
Согласно
стандарту [4] ИЛП включает в себя:
анализ логистической поддержки (АЛП), процедуры планирования и управления
процессами технического обслуживания и ремонта (ТОиР), интегрированные
процедуры планирования и управления материально-техническим обеспечением (МТО),
меры по обеспечению персонала электронной эксплуатационной и ремонтной
документацией.
АЛП
– одна из важнейших составляющих ИЛП. АЛП представляет собой совокупность процедур,
осуществляемых на всех этапах жизненного цикла изделия с целью определения
потребных ресурсов, обеспечения функционирования изделия, оценки стоимости
затрат на эксплуатацию и оказания влияния на конструкцию изделия для снижения
этих затрат.
При
проведении АЛП формируется интегральный показатель поддерживаемости или другими
словами функционал, S = F (MTBF, MTTR, RST, MTBMA, MTBR, ROA, MTMA, RML...), характеризующий эффективность системы ИЛП где:
-
MTBF(Mean Time Between Failures) - наработка на отказ или среднее время между отказами;
-
MTTR (Mean Time to Repair) среднее время ремонта;
-
RST(Required Standby Time) среднее время восстановления (приведения в рабочее
состояние) после отказа, характеризующий ремонтопригодность изделия;
-
MTMA(Mean Time Maintenance Actions) среднее время технического обслуживания;
-
MTBMA(Mean Time Between Maintenance Actions) среднее время между обслуживаниями;
-
MTBR(Mean Time Between Repair) среднее время между ремонтами;
-
ROA(Required Operational Availability) требуемый уровень готовности;
-
RML(Required Maintenance Level) требуемый уровень обслуживания;
-
LOR(Level of Repair) требуемый
уровень ремонта и т.д.
Функционал
является комплексным параметром, зависящим от технических и организационных
факторов. Данные факторы определяют качество продукта [2].
К
роли показателя качества авиационной техники (АТ), наилучшим образом подойдёт
среднее значение коэффициента исправности парка изделий АТ в течение срока
эксплуатации. Выбор этого показателя обусловлен тем, что деятельность системы
эксплуатации направлена на поддержание
исправности парка АТ, а именно:
-
приведение в рабочее состояние после отказа;
-
техническое обслуживание;
-
заводской ремонт.
Оценить
качество парка АТ ВН, можно с помощью коэффициента исправности Ки,
характеризующего долю ЛА, в любой произвольно выбранный момент времени
находящихся в исправном состоянии:
, (1)
где:
Nиспр - среднее число самолетов, находящихся в
любой момент времени в исправном состоянии;
N - общая численность самолетного парка.
Кроме
показателя поддерживаемости в процессе АЛП вычисляется стоимость ЖЦ — LCC (Life Cycle Cost). LCC функционально связана с показателем поддерживаемости: LCC=φ(S).
Поскольку
затраты на закупку АТ и списание (утилизацию) носят разовый характер,
представляется целесообразным в качестве показателя стоимости на этапе
эксплуатации использовать среднегодовые затраты на эксплуатацию парка ЛА [1].
Величина
затрат зависит от времени пребывания ЛА в основных режимах эксплуатации и складывается из затрат на оплату труда
обслуживающего персонала и затрат, связанных с расходованием материальных
средств (спецжидкостей и газов, электроэнергии, запасных частей).
Сэ = N (Сiтр + Сiср)Тi, (2)
где: N - количество ЛА, находящихся в
эксплуатации; Сiтр и Сiср - затраты на оплату труда обслуживающего персонала
и стоимость материальных средств, приходящиеся на один час пребывания ЛА в i - ом режиме; Тi - среднее время пребывания ЛА
в i -ом режиме в течение
рассматриваемого периода.
На
основании анализа процессов, имеющих место при эксплуатации АТ, разработана
математическая вероятностная модель эксплуатации АТ. В основу модели положен
известный метод динамики моментов.
В
соответствии с данным методом разработан граф
состояния парка АТ и
интегральных показателей (рисунок1).
Вершины
этого графа соответствуют основным технологическим состояниям: 1-исправное;
2-восстановительные работы; 3-регламентные работы; 4- ремонтные работы.
Рис.1. Граф
состояния самолетного парка эксплуатации АТ и граф псевдосостояний
Для
моделирования процессов, отражающих интегральные показатели эксплуатации АТ,
воспользуемся так называемыми
псевдосостояниями [6]: 0 - неисчерпаемый источник; 5-суммарное текущее
количество восстановлений; 6-суммарное текущее количество профилактических
работ; 7-суммарное текущее количество
ремонтов.
Для решения практических задач
можно воспользоваться тем, что при относительно больших запасах (число однотипных
элементов в системе), пуассоновском характере процессов и независимости, либо
линейной зависимости lkh
от составляющих вектора переходов, закон распределения этого вектора является
асимптотически нормальным. В этом случае достаточно ограничиться вероятностными
характеристиками, определяемыми уравнениями (3), (4):
(3)
(4)
где: skhh – составляющая вектора
переходов, которая отражает количество изделий, переходящих из состояния k в состояние h;
Значения
интенсивностей lkh потоков событий, действующих в рамках представленного графа состояний,
соответствующих фазе эксплуатации определяются с помощью параметров
составляющих показатель поддерживаемости, формулы (5).
, , , (5)
, ,,
где: tн - средний годовой налет
объекта АТ ; tр
- календарный фонд рабочего времени за год.
Подсистемы профилактических работ и ремонта и моделируются как системы массового
обслуживания с ограниченным числом каналов.
В работе предлагается проводить
анализ чувствительности стоимости эксплуатации Сэ и
коэффициента исправности KИ к изменению значений составляющих показатель
поддерживаемости относительно опорных величин, характеризующих современный
уровень этих составляющих. Процедура анализа чувствительности заключается в
вычислении относительных вариаций от приращений опорных значений каждого
исследуемого параметра следующих
выражений:
(6)
(7)
где: Сэ(t), КИ(t) — значения
стоимости и коэффициента исправности при опорных значениях показателей входящих
в показатель поддерживаемости;
Сэ*(t), КИ*(t) и Сэ**(t), КИ**(t) — значения стоимости и коэффициента
исправности, соответствующие приращению опорного значения одного из исследуемых
параметров, в меньшую и большую сторону соответственно.
Используя
модель процессов эксплуатации АТ получаем возможность: выявить показатели,
составляющие функционал, оказывающие наибольшее влияние на качество и стоимость
системы эксплуатации. (рисунок2,3)
Рисунок
20 — Чувствительность коэффициента исправности к показателям входящим в S
Рисунок
3 — Чувствительность стоимости
эксплуатации к показателям входящим в S
Подобный
анализ чувствительности критериев качества и стоимости эксплуатации позволяет
выявить те конкретные показатели, которые в наибольшей степени влияют на
указанные критерии. Это значит, что именно этим показателям необходимо
обеспечить наибольшее внимание с точки зрения как формирования требований на
этапе выбора концепции обслуживания изделия, так и при выборе
проектно-конструкторских решений на этапе проектирования, когда в окончательном
варианте формируется Единый Регламент технического обслуживания изделия АТ, моделируются
соответствующие условия эксплуатации АТ и выполнения работ по ТОиР.
Для определения стоимости эксплуатации необходимо
просуммировать затраты по всем видам работ, в разработанной модели Сэ определяется
выражением (8):
(8)
где:
,,- математические ожидания выполненных работ по восстановлению
АТ ,регламентных работ и заводских ремонтов;
,- стоимость работ по восстановлению, регламентным работам и
заводскому ремонту.
Трудозатраты
вычисляются по следующей формуле:
(9)
где:-трудозатраты на восстановительные работы; -трудозатраты на регламентные работы; -трудозатраты на заводской ремонт.
Таким
образом модель позволяет осуществлять прогноз стоимостных затрат и трудозатрат
на весь период эксплуатации. (рисунок 4,5)
Рисунок 4 — Затраты
трудоемкости эксплуатации АТ
Рисунок 5 — Затраты стоимости
эксплуатации АТ
Учёт
трудовых и стоимостных затрат ведётся в целом по парку самолётов и по видам
работ технического обслуживания. В результате определяются средние значения таких
показателей производственной деятельности, как трудоёмкость и стоимость на
рассматриваемом периоде эксплуатации
АТ. Представляется возможным определение значения трудовых затрат и стоимости
технического обслуживания и ремонта интересующих нас работ
Таким образом разработанная модель обладает следующими свойствами:
-
Моделирование
реальных процессов использования изделий АТ обеспечивается при достаточно ограниченном количестве
исходных данных.
-
Оценка
стоимости затрат осуществляется совместно с оценкой качества изделий АТ.
-
Алгоритмы
вычислений основаны на интегрировании обыкновенных дифференциальных уравнений,
что при существующем уровне вычислительной техники обеспечивает оперативный
анализ стоимости затрат при заданном качестве изделия.
-
Обеспечивается
оценка чувствительности стоимости ЖЦ изделия к различным параметрам,
характеризующим показатель поддерживаемости.
1. Аксенов А.В., Шаламов А.С. Анализ подходов к моделированию стоимости жизненного цикла вооружений и военной техники.// Научно-технический сборник в\ч 26923, № 6 (423). 2000г.
2. Бакаев В.В. Информационное обеспечение, поддержка и сопровождение жизненного цикла изделия. М: Машиностроение-1, 2005
3. Головин В.Я. Управление организационно-техническими системами. М: ВВИА им.проф.Н.Е.Жуковского, 2006
4. Стандарт DEF STAN – 0060.
5. Шаламов А.С., Головин В.Я., Миронычев В.Н.. CALS – технология и программа технического обслуживания и ремонта авиационной техники . М.: Научный вестник МГТУ ГА. Сер. Электроника, №27. Стр. 55-60. 2000.
6. Шаламов А.С. Модель расходования и пополнения запасов в сложной системе с процессами регенерации первого и второго рода. //Изв. АН СССР. Техн.кибернетика. № 2, стр. 152-162. 1990 г.