К ВИРТУАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

И.А. Ходяков

аспирант МАИ

г.Москва

 

Развитие Интернета вместе с развитием технологий управления производством и управления знаниями все сильнее оказывает влияние на способы ведения бизнеса в российской экономике и на международном рынке. Это ведет к развитию новой формы экономического сотрудничества в виде "Виртуального Предприятия", когда различные предприятия могут консолидировать свои силы и ресурсы, чтобы представлять на рынки определенные продукты и/или услуги (сервисы), исторически и традиционно представляемые единичным «монопредприятием». Открывающиеся возможности очевидно будут иметь в перспективе сильное влияние на экономику и должны повлиять на стратегию развития многих предприятий (независимо от масштаба их бизнеса). Цель этого доклада состоит в том, чтобы показать, как можно изменить способ организации разрабатывающего, проектно-ориентированного  предприятия и стратегию его развития для получения новых эффектов, которые позволят конкурировать такому виртуальному предприятию (ВП) с традиционными; а также представить методологию программного моделирования бизнесс-процессов виртуального предприятия.

Теоретически, традиционное предприятие, в отличие от ВП интегрирует под единой крышей, все функции необходимые для  обеспечения рынка продуктами или услугами, для производства которых оно было создано. Главное достоинство такой структуры заключается в том, что все требуемые ресурсы находятся под единым контролем, а также имеется возможность приспособить каждую часть производственного процесса к требованиям клиентов и развивать по возможности эти требования для удовлетворения спроса. Самый сильный аргумент в пользу традиционного предприятия – это точный и оперативный контроль всех действий через автоматизированные системы управления (АСУ) – мощное и централизованное программное обеспечение для принятия решений по управлению, чтобы гарантировать удовлетворение целей производства в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Однако такой подход к построению производственного бизнеса требует огромных инвестиций и лишь в частном случае его можно рассматривать как преимущество, так как он позволяет контролировать бизнес-процесс для небольшой группы игроков (участников рынка) и противостоит появлению новых конкурентов.

Это характерно лишь для теоретических представлений об аргументах, когда говорится о преимуществах традиционных предприятий (разработчиков и производителей промышленных товаров), но эти же аргументы становятся не слишком убедительными при близком рассмотрении реальных промышленных организаций. Большинство традиционных предприятий в развитых экономических системах (США, Европа, Азия), имеют вертикальную организацию: вертикаль производства, вертикаль продаж, вертикаль бухгалтерского учета, или отдел маркетинга. Каждое подразделение развивает свою собственную внутреннюю организацию, использует собственную информационную систему, собственные принципы управления тем, что они считают своей миссией и своим активом. Это часто приводит к неким островам культуры, инструментов и методов внутри предприятия, где специализированная миссия (например, в бухгалтерии) становится более важной, чем единая миссия предприятия (обеспечить увеличение спроса на тот или иной продукт или услугу). Все это в итоге приводит к возникновению внутренних барьеров порождающих информационную несогласованность и трудности в обмене информацией и знаниями. К не меньшим трудностям приводят и внешние барьеры, такие как пространственное расположение этих подразделений. Они ограничивают область деятельности предприятия, а так же порождают трудности в разделении ресурсов. Все это приводит к посредственному удовлетворению запросов клиентов, более высоким затратам на производство, продвижение продукта или услуги и обслуживание клиента. В тоже время традиционные предприятия постоянно совершенствуются, используя различные способы устранения таких барьеров; например, стремятся более четко взаимодействать с клиентами (внедряя CRM), повышают качество (внедряя TQM) за счет введения точных спецификаций каждого этапа производства и т.д.

Виртуальные предприятия (ВП) в проектно-ориентированном бизнесе во многом могут быть избавлены от этих проблем. Такие ВП состоят из проектных групп, которые вовлечены в производственный процесс в режиме реального времени (синхронно) или отсроченного времени (асинхронно) независимо от их физического местоположения. Они в состоянии реагировать на изменения быстро при низкой стоимости. Эти ВП могут постоянно реконфигурировать свои бизнес-процессы, с целью доминирования на все более и более динамических рынках. По мере развития таких предприятий, процесс реконфигурации будет все более автоматизирован. Для этих целей предполагается использовать различные инструменты реинжениринга и моделирования бизнес-процессов (BPR) виртуального предприятия, поддерживающие реинжениринг существующих процессов и их проектирование. С такими инструментами относительно легко определить графически, до подробных деталей, каждое отдельное действие в бизнес-процессе, их документирование и специфицирование.

Инструменты моделирования могут определить ресурсы, требуемые для поддержки процессов, вычислить полное время жизненного цикла процесса, и даже вычислить затраты процессов. Инструменты BPR могут также представить много различных вариаций описания процесса, оценить их и сравнить глобальную эффективность. Когда все бизнес-процессы ВП полностью определены, проектные группы вовлеченные в ВП получают всестороннюю спецификацию, наглядно и подробно показывающую, как функционально такое предприятие должно работать.

Имея подробное определение бизнес-процессов, каждая деятельность в каждом процессе должна быть спроецирована на подконтрольный ресурс, т.е. инструмент позволяет определить конкретный ресурс и соответствующие связи между ресурсом и действиями в отношении этого ресурса. В результате ВП получает доступный список необходимых ресурсов, и для каждого ресурса, список действий, которые должны будут быть выполнены в соответствии со входными, выходными и качественными спецификациями. Эта методология позволит назначить и сгруппировать задачи предприятия самым эффективным способом. Имея такую модель можно выбрать лучшего поставщика для каждого необходимого ресурса, основанного на эталонном тестировании или финансовых обязательствах, а пополняя базу знаний ВП и ранжируя их, процесс назначения поставщиков может быть также автоматизирован.

Одно из главных достоинств такого подхода будет уменьшение стартового капитала, требуемого чтобы начать бизнес, так как большинство требуемых ресурсов обеспечивается на договорной основе и оплачивается по факту представления. Начиная свою деятельность ВП полагается на заинтересованных людей, инструменты и методологии уже обкатанные на местах, и лишь после этого на инвестиции. Сокращение стартового капитала при выполнении проектов будет являться существенным фактором в пользу ВП по сравнению с более традиционными производственными структурами.

Однако при создании ВП возникают и новые проблемы. Так как все ресурсы находятся на географически распределенных местах, то способность управления таким сложным собранием ресурсов сильно затруднена, так как они находятся под контролем многих независимых организаций. Исследования в направлении решения этой проблемы уже активно ведутся и делаются попытки проектирования специализированных инструментов технологического процесса (Workflow tools - WT), которые могут автоматически передать каждую деятельность адекватному ресурсу для выполнения, в соответствии с расписанием выполнения бизнес-процесса и деловыми правилами.

       Кроме того возникает ряд проблем, которые не связаны напрямую с методологией моделирования, но от их решения зависит эффективность ВП, это проблемы мониторинга за своевременным выполнением контрактов, вопросы распределения финансовых потоков и многие другие. Однако, будучи в состоянии предложить большее количество инновационных услуг в более краткие сроки и с меньшим количеством финансового капитала, и со значительно меньшим количеством рисков, виртуальные предприятия на рынке инноваций бросают вызов традиционным корпорациям. Есть надежда, что это направление научных исследований и практических шагов в проектно-ориентирванном инновационном бизнесе в ближайшей перспективе приведет к быстро развивающемуся динамическому глобальному рынку инноваций с большим разнообразием продуктов и услуг, что в свою очередь поможет ускоренному экономическому развитию российских регионов.