Проектирование адаптивных механизмов функционирования интегрированных производственных систем вагонного хозяйства

Н.Ф. Сирина
доцент кафедры «Вагоны»,
кандидат технических наук, доцент
Екатеринбург

Особенности интегрированной производственной системы «техническое обслуживание и ремонт подвижного состава», функционирующей в составе вагонного хозяйства – динамика и неопределенность затрат, сроков и объемов выполнения работ. Как объект управления интегрированная производственная система «техническое обслуживание и ремонт подвижного состава», – это сложный динамический стохастический процесс. Он начинается с технологической подготовки вагоноремонтного производства, включающей технико-экономические исследования, проектно-конструкторские работы (в том числе разработку проектной, конструкторской и технологической документации, а также нормирование), комплектование и материально-техническое снабжение, изготовление специального технологического оборудования, инструмента и оснастки. В последние годы эта система непрерывно развивается и совершенствуется; адаптируется к условиям рынка. По основным видам деятельности вагонное хозяйство переходит от монополизма к профессиональному соперничеству. Возникает необходимость адаптации интегрированной производственной системы к происходящим изменениям – ее функционирование возможно только на основе адаптивного механизма.

При проектировании механизма используют теорию и технику адаптации, обучения и самоорганизации [1, 3 – 5].

Для гибкого реагирования на изменение спроса ремонтных услуг необходимо чтобы управленческие решения были основаны на всестороннем анализе текущей хозяйственной деятельности вагонного хозяйства и прогнозов на перспективу. И поэтому главная задача при проектировании адаптивного механизма функционирования системы – максимальное использование потенциала предприятия и его исполнителей. Производственный потенциал (который оценивается по объему работ в физических измерителях – по количеству отремонтированных вагонов) используется исполнителями для достижения целей действия, направленных на достижение целей.

При разработке адаптивных механизмов функционирования интегрированной системы «техническое обслуживание и ремонт подвижного состава» необходимо учитывать человеческий фактор: активность исполнителей и их дальновидность. Информированность дальновидного исполнителя о процедурах адаптивного управления, применяемых руководством, позволяет ему видеть приоритеты и прогнозировать управленческие решения (планы, ресурсы, стимулы) в зависимости от показателей, выбранных дальновидным элементом сегодня.

Для максимального использования потенциала механизм функционирования интегрированной производственной системы «техническое обслуживание и ремонт подвижного состава» должен обладать свойством прогрессивности.  Прогрессивный механизм способствует активизации человеческого фактора. Он направлен на максимальную отдачу исполнителей для выполнения плановых заданий. Этот механизм обеспечивает гибкость по отношению к специфическим условиям конкретных заказов на производство продукции различного объема.

Прогрессивный механизм стимулирует исполнителя к росту эффективности и качества работы. Здесь используются решения задач синтеза прогрессивных адаптивных механизмов. Это дает возможность получения объективной оценки потенциала, повышения качества оценок, прогнозов планов. При этом повышается эффективность принимаемых решений, что позволяет руководству вагонного хозяйства целесообразней использовать внутренние резервы и внешние ресурсы.

В механизме используется информационный язык описания данных об объектах управления. При этом достигнута возможность использования формальной (статистической, бухгалтерской и оперативной) и неформальной информации в процессе принятия решения.

В соответствии с принципом комплексности механизм функционирования  интегрированной производственной системы «техническое обслуживание и ремонт подвижного состава» включает подсистемы управления: учет, анализ и оценку, прогнозирование, планирование, финансирование [2]; в свою очередь каждая функция декомпозируется на ряд более детальных (рис. 1).

рис. 1 Механизм управления цикла «техническое обслуживание и ремонт подвижного состава»

Функция «прогнозирование» включает такие процедуры, как оценка состояния и тенденций развития вагоноремонтного предприятия (ВРП) на основе установления сроков и темпов роста производства, научно-технического уровня, анализ технико-экономического потенциала структурного подразделения и себестоимости технического обслуживания и ремонта вагонов.

Функция «планирование» содержит процедуры определения планов ремонта и технического обслуживания вагонов. Функция «финансирование» включает обеспечение финансовыми ресурсами из средств заказчика (предприятия-собственники подвижного состава и операторские компании) и средств ОАО «РЖД» (бюджетное финансирование, утвержденное начальником дороги).

Функция «стимулирование» включает процедуры контроля деятельности работников для выявления отклонений от установленных норм и правил, требований к процессу функционирования ремонтных предприятий или органов управления, а также образования фондов заработной платы и премирования персонала и руководящих работников вагонного хозяйства.

В механизме управления «техническое обслуживание и ремонт подвижного состава» Дирекция по ремонту грузовых вагонов осуществляет функцию заказчика, который на основе учетных и отчетных данных предприятия разрабатывает плановые задания на ремонтные работы (капитальный и деповской ремонт грузовых вагонов парка ОАО «РЖД» и собственности промышленных предприятий, операторских компаний; капитальный ремонт колесных пар) и определяет потребности в трудовых, материальных и финансовых ресурсах.

Начальник вагоноремонтного предприятия – это ДПР (лицо, принимающие решения), обладающее следующими функциями управления: адаптивное прогнозирование процессов ремонта, выделение ресурсов для ремонта, планирование заданий на ремонт и стимулирование исполнителя на выполнение заданий.

В качестве исполнителя выступает дальновидный элемент – ВРП, состоящее из четырех блоков: техническая подготовка производства, основного, вспомогательного и обслуживающего производства.

Основное производство состоит из участков: вагоносборочного с отделением наружной очистки и подготовки вагонов к ремонту, тележечного, колесного (или вагоноколесных мастерских), ремонта автосцепок, ремонта крышек люков и торцевых дверей полувагонов (или специальных участков, в зависимости специализации депо), слесарно-механического, кузнечно-рессорного, ремонта и изготовления деталей из пиломатериалов и механизированного пункта текущего ремонта вагонов. Результатом функционирования основного производства служит выпуск готовой продукции – отремонтированных деповским и текущим неплановым ремонтом – вагонов, а также запасных частей (колесных пар).

Вспомогательное производство состоит из участков и отделений: ремонтно-механического, ремонта электросилового оборудования депо, инструментального и ремонтно-строительной группы. Вспомогательное производство обеспечивает основное производство запасными частями, материалами, инструментами, энергией.

Обслуживающее производство осуществляет транспортные и складские операции, операции по материально-техническому обеспечению.

Техническая подготовка производства – это комплекс мероприятий по разработке технических условий на ремонт вагонов, проектированию, оснащению и внедрению процессов применительно к местным условиям.

Далее рассматривается система поддержки принятия решения о развитии вагонного хозяйства на основе комплексной оценки. Она складывается из оценки и ранжирования результатов деятельности ВРП, для чего используются адаптивные механизмы оценки и ранжирования.

Адаптивный оценочный механизм формирует количественную оценку ВРП путем определения степени выполнения адаптивных нормативов, регламентирующих его работу. На основе текущего норматива и фактического состояния с помощью процедуры адаптивного нормирования формируется адаптивный норматив оценки на следующий период. Далее процедурой оценивания путем сопоставления состояния с нормативом определяется количественная оценка ВРП.

Ранговый адаптивный механизм формирует качественную оценку, сопоставляя полученную в адаптивном оценочном механизме оценку с адаптивной нормой. С помощью процедуры нормирования формируется адаптивная норма ранжирования, а процедура ранжирования определяет ранг ВРП.

Адаптивный механизм оценки и ранжирования позволяет последовательно определять количественную и качественную оценки. В этом механизме состояние сопоставляется с нормативом и определяется оценка ВРП. Далее на основе оценки корректируется норма ранжирования, используемая для определения ранга.

Адаптивность механизма обеспечивается непрерывной настройкой нормативов оценивания и норм ранжирования. Адаптивный механизм оценки и ранжирования относится к интеллектуальным механизмам функционирования вагонного хозяйства с возможностями многоуровневой настройки и принятия решений  в условиях нечетких или качественных команд.

Внедрение адаптивных механизмов управления ВРП дает возможность определять влияние объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов на результаты хозяйственной деятельности, а также объективную оценку работы предприятия, правильную диагностику его состояния и прогноз развития на перспективу. Адаптивные механизмы функционирования не только определяют оценку деятельности предприятия по выполнению планов, но и повышают эффективность вагоноремонтного производства, а также позволяет разрабатывать предложения по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.

Литература

1. Саридис Дж. Самоорганизующиеся стохастические системы управления / Пер. с англ. – М.: Наука, 1980.

2. Цыганов В.В. Адаптивные механизмы в отраслевом управлении. – М.: Наука, 1991.

3.  Цыпкин Я.З. Адаптация и обучение в автоматизированных системах. – М.: Наука, 1968.

4.  Цыпкин Я.З. Основы информационной теории идентификации. – М. Наука, 1984.

5.  Цыпкин Я.З. Основы теории обучающихся систем. – М.: Наука, 1970.