Создание
справочника материалов в системе PDM STEP Suite и его интеграция со
справочниками материалов других автоматизированных систем предприятия
М.В. Кобзев
специалист отдела ИТ,
ФГУП "ОНПП "Технология", г.Обнинск
ФГУП "ОНПП
"Технология" ведет разработку и производство конструкций из
полимерных композитов, керамических и стеклообразных материалов для
авиационной, ракетной и других отраслей промышленности. На предприятии в
течение последних лет осуществляется переход от "лоскутной"
автоматизации к ИПИ-технологиям на стадиях разработки, проектирования и
производства изделий. Интегрированная информационная среда (ИИС), создаваемая
на предприятии, предоставляет следующие преимущества [1]:
-
сокращение временных затрат на получение и обработку информации;
-
значительное повышение эффективности анализа технологической информации
и результатов испытаний материалов и продукции;
-
отсутствие необходимости в проведении сопоставления между одними и теми
же данными, полученными из разных хранилищ;
-
устранение дублирования и противоречивости информации;
-
хранение и получение данных осуществляется по единым стандартам;
-
существенное облегчение управления качеством выпускаемой продукции.
В настоящее время в "ОНПП
"Технология", параллельно с работами в области планирования и
управления ресурсами, внедряется система управления данными об изделии PDM
STEP Suite (PSS), являющаяся ядром ИИС. Назначением
системы является сбор информации об изделии в интегрированной базе даных и
обеспечение совместного использования этой информации в процессах проектирования,
производства и эксплуатации [2]. В процессе внедрения PSS были наполнены базовые справочники
системы (организационная структура, характеристики, единицы измерения, виды
документов и т.п.). Разработаны и наполнены справочники основных материалов,
оснастки, крепежа. По пилотному изделию в системе созданы структура изделия,
конструкторская и технологическая документация. Создаются и апробируются
методики работы в системе PSS конструкторских, технологических, производственных,
испытательных подразделений, отделов нормативной и технической документации.
Ведется разработка программных продуктов, упрощающих ввод, обработку, анализ
технологической информации и выдачу необходимой документации на всех стадиях
производства продукции.
Важное место в процессе внедрения
системы управления данными об изделии занимает работа по созданию электронного
справочника основных материалов.
В данный момент все материалы,
используемые на предприятии для производства продукции, подразделяются по виду получения
на покупные и собственного производства.
По назначению материалы
подразделяются на 2 группы:
-
основные (материалы, которые используются при производстве продукции и
свойства которых напрямую влияют на характеристики выпускаемых изделий);
-
вспомогательные (материалы, не влияющие напрямую на характеристики
выпускаемой продукции (материалы для упаковки, маркировки, изготовления
оснастки и т.п.).
Создание электронного справочника
основных материалов обусловлено следующими причинами:
-
внедрение системы управления данными об изделии предусматривает
обязательное наличие всей справочной информации, тем или иным образом связанной
с изделием; справочник материалов в данном случае является одним из основных
звеньев системы;
-
необходимость однозначно идентифицировать и отслеживать материал во всех
информационных и материальных потоках предприятия, включая планирование
закупок, поступление и расход, остатки на складах, нормы расхода по
соответствующим технологическим процессам и т.п.
Перечень материалов, использование
которых допускается в основном производстве, регламентирован соответствующим
стандартом предприятия (СТП). Каждому материалу в данном СТП соответствуют
параметры, значения которых контролируются как при поступлении материала на
предприятие (входной контроль), так и по истечении гарантийного срока хранения
материала. При создании электронного справочника материалов основного
производства за основу был взят данный СТП.
Справочник реализован в двух
вариантах: в виде файла формата Microsoft Excel и в системе PSS. Наличие справочника в виде файла Excel преследует следующие цели:
-
сокращение затрат на обучение, поскольку большинство пользователей ЛВС
предприятия более подготовлены к работе с приложениями Microsoft Office, чем со
стандартным интерфейсом системы PSS;
-
обеспечение удобства при отображении данных: файл создан таким образом,
чтобы внешний вид его содержимого был максимально схож с внешним видом перечня
материалов из стандарта предприятия, с которым привыкли работать пользователи;
-
исключение необходимости в дополнительных модулях, библиотеках и т.п.
для просмотра/редактирования справочника.
Каждый элемент справочника имеет
следующие атрибуты:
-
обозначение нормативного документа;
-
наименование материала согласно нормативному документу;
-
список подразделений, использующих данный материал;
-
контролируемые параметры и методы испытаний при входном контроле;
-
контролируемые параметры и методы испытаний при контроле по истечении
гарантийного срока хранения;
-
гарантийный срок хранения материала;
-
дополнительно установленный срок хранения;
-
норма расхода при отборе проб для проведения контроля;
-
код согласно Общероссийскому классификатору продукции (ОКП);
-
внутренний код материала.
Разработка справочника материалов
основного производства проводилась в несколько этапов:
1.
анализ имеющихся в СТП материалов (с учетом сортамента) и их
характеристик;
2.
просмотр нормативной документации (технических условий) на материалы;
3.
корректировка основных атрибутов материалов (обозначения, наименования,
контролируемых характеристик);
4.
нахождение кода материала согласно ОКП;
5.
присвоение каждому материалу уникального внутреннего кода на основе кода
ОКП;
6.
разработка и реализация методик и средств поддержания актуальности
электронного справочника (Excel) и справочника материалов в системе PSS;
7.
разработка и реализация методик и средств синхронизации электронного
справочника (Excel) и справочника материалов в системе PSS.
Создание справочника материалов как
одного из компонентов ИИС и подготовка к его использованию требуют изменений в
бизнес-процессах (БП) специалистов, следовательно, успех работы в значительной
степени зависит от нахождения форм вовлечения экспертов разного профиля в
совместную работу.
Рассмотрим более подробно каждый из
этапов создания справочника.
На первом этапе в рамках специально
созданной рабочей группы была проведена работа с основными подразделениями
- потребителями материалов, суть
которой заключалась в уточнении марок, сортов и характеристик материалов,
используемых этими подразделениями.
Следующим этапом явился анализ нормативных
документов, регламентирующих технические условия на каждый из материалов. Было
обработано порядка 700 ГОСТов, ОСТов и ТУ на различных носителях (бумажные
документы, микропленки, микрофиши). Из каждого документа, по возможности,
извлекалась следующая информация:
-
наименование материала;
-
наименование марок, типов, сортов материала;
-
контролируемые параметры, их номинальные значения и ссылки на методы
испытаний;
-
гарантийный срок хранения;
-
код ОКП.
Третий этап заключался в
корректировке наименований материалов (с учетом марок и сортов), наименований
контролируемых параметров и методов испытаний.
Порядка 20% нормативных документов не
имели кодов ОКП для соответствующих материалов. В связи с этим отдел
нормативной документации предприятия провел работу по поиску недостающих кодов
в соответствующих классификаторах. В этом заключался четвертый этап создания
справочника.
Следует отметить, что
вышеперечисленные этапы потребовали от участников рабочей группы применения трудно
формализуемого подхода к анализу информации и корректировке ошибок.
На пятом этапе отделом ИТ была
разработана система кодификации материалов на основе кода из Общероссийского
классификатора продукции, и каждому материалу основного производства был
присвоен уникальный внутренний код.
Шестой этап был посвящен поддержке
справочника материалов в актуальном состоянии. Для этого был разработан ряд
организационных мероприятий и программно-технических средств, а именно:
-
определен и документально закреплен круг лиц, ответственных за
обновление справочника;
-
сформирован комплекс средств для внесения изменений в электронном виде;
-
разработаны и реализованы методики регистрации извещений об изменении,
поступающих в справочник, в электронном виде;
-
разработаны программные средства для внесения новых и просмотра
существующих извещений об изменении.
Все вышеуказанные этапы касались
содержания справочника в виде файла Microsoft Excel. Последний этап создания справочника
имел своей целью синхронизацию справочника материалов в системе PSS с содержимым данного файла. Для
этого было разработано соответствующее программное обеспечение, доступ к
использованию которого имеют пользователи, определенные на шестом этапе.
Информационная поддержка производства
продукции на предприятии входит в сферы деятельности двух информационных сред
(ИС). Одна из них содержит приложения системы управления класса ERP, охватывающей подразделения
снабжения, экономической и управленческой деятельности предприятия. Вторая ИС
обеспечивает информационную поддержку конструкторской и технологической
подготовки производства, а также автоматизацию деятельности производственных и
испытательных лабораторий и цехов средствами CAD/CAM/CAE/PDM.
Справочник материалов является одним
из основных компонентов ИИС предприятия, поэтому вопрос синхронизации данных ИС
ERP со
справочником материалов основного производства в системе PSS должен был быть решен в кратчайшие
сроки.
Решение данной проблемы, как может
показаться, лежит на поверхности: имея уникальный код материала в системе PSS, можно поставить в соответствие
необходимым записям в ИС ERP требуемый основной материал. Однако такой подход
снимает далеко не все вопросы. Дело в том, что информация о поступающем на
предприятие материале попадает, в первую очередь, не в систему PSS, а в хранилище отдела снабжения. На
данном этапе возможны и ввод не всех имеющихся данных, и ошибки при вводе
информации о материале, и поступление материала, аналогичного по свойствам
заказанному материалу, но имеющего совершенно другое наименование (и
соответственно другой код), и другие проблемы. Такие ситуации могут возникать
по ряду различных причин: несовершенство системы кодирования и каталогизации в
стране, отсутствие у предприятия постоянных, надежных поставщиков,
невнимательность персонала и т.п. Поэтому для того, чтобы информация о
материале попала в систему PSS в строго определенном виде, без ошибок в атрибутах,
потребовался целый ряд как программно-технических, так и организационных мер:
1.
после занесения информации о поступившем материале в ИС ERP группа
экспертов, используя данные о наименовании и основных характеристиках нового
материала, находит позицию в справочнике материалов PSS, соответствующую
поступившему на склад материалу;
2.
в том случае, если соответствующий материал найден в справочнике PSS,
его код добавляется к информации о материале в справочнике ИС ERP;
3.
в случае, если подобный материал не найден в справочнике PSS, группа
экспертов классифицирует данный материал, нормализует основные его атрибуты и выдает
полученный внутренний код материала для занесения его в ИС ERP.
Заключение
Проделанная работа по созданию
справочника основных материалов в системе PSS и его интеграции со справочными данными
других АС предприятия позволила сделать следующие выводы:
1.
эффективное внедрение информационных технологий в управление
предприятием и производство продукции возможно лишь при понимании конечной цели
руководством и тесном взаимодействии основных служб и подразделений
предприятия;
2.
подвергая информатизации какую-либо сферу своей деятельности,
предприятие одновременно решает задачу анализа, классификации и упорядочивания
информационных потоков в этой сфере;
3.
ИТ-отделы
на предприятиях, подобных "ОНПП "Технология", являются
инициаторами многих нововведений, позволяющих сократить затраты и повысить
качество выпускаемой продукции. Поэтому подразделения информационных
технологий, помимо непосредственно создания программных продуктов, должны быть
способны выполнять следующие виды работ [3]:
-
анализ информационных потоков в подразделениях;
-
выявление и устранение слабых мест в структуре информации;
-
разработка систем кодификации и классификации различных
неструктурированных данных;
-
организация коллективной работы многопрофильных рабочих групп
специалистов;
-
создание нормативно-справочной и организационно-распорядительной
документации;
-
обучение специалистов;
-
организационная подготовка к реинжинирингу БП на основе процессного
подхода.
Только совместное выполнение перечисленных
видов работ обеспечит внедрение средств ИПИ в процессы разработки и
производства более конкурентоспособной продукции из неметаллических материалов
в "ОНПП "Технология".
Литература
1.
Бакаев В.В., Судов Е.В., Гомозов В.А. и др. Информационное обеспечение,
поддержка и сопровождение жизненного цикла изделия, М.: Машиностроение-1, 2005;
2.
Судов Е.В. интегрированная информационная поддержка жизненного цикла
машиностроительной продукции. Принципы. Технологии. Методы. Модели, М.: ООО
Издательский дом "МВМ", 2003;
3.
Судов Е.В., Левин А.И., Давыдов А.Н., Барабанов В.В. Концепция развития
CALS-технологий в промышленности России, М., 2002.