Методика
создания информационной технологии
обучения начертательной геометрии на базе систем CAD/CAM.
Демин В.А.,
Зубков В.А., Якунин В.И.
« МГИУ» - Московский Государственный
Индустриальный Университет
109280, г.Москва, ул.
Автозаводская,16,тел.: 674-63-77
e-mail: zubckow@msiu.ru
Начертательная
геометрия является одной
из фундаментальных наук, составляющих основу инженерно-технического
образования. Начертательная геометрия
изучает методы получения изображений пространственных фигур на плоскости
и способы графического решения
метрических и позиционных задач по этим изображениям .
Достижение требуемого качества обучения требует
применения информационных технологий. Целью информатизации обучения является
интенсификация образовательного (дидактического) процесса. При этом
предусматривается разумное увеличение напряженности интеллектуального
труда преподавателя и обучающегося,
которая должна компенсироваться заранее продуманной организацией образовательного
процесса и мерами по сохранению их состояния и здоровья. Взаимосвязанная
деятельность преподавателя и обучающегося
осуществляется с помощью средств обучения – носителей учебной информации
(слайд, видео- и кинофильм,
компьютерные и другие средства ). В средствах обучения сосредоточено
педагогически отработанное содержание обучения. Появление в последнее
десятилетие средств обучения, ориентированных на использование персональных
компьютеров, существенно усилило возможности управления обучением и создало
предпосылки для адаптивного обучения , следуя
Золотареву А.А.( 1 ) . Адаптивное обучение обладает следующими
признаками: замкнутое (с обратной связью), направленное (на конкретного
обучающегося), автоматическое (без непосредственного участия преподавателя ).
В Московском Государственном Индустриальном
Университете ( МГИУ ) на основе многолетнего опыта преподавания начертательной
геометрии и компьютерной графики создана методика создания информационной
технологии обучения на базе компьютерных средств обучения , включающих :
- компьютерный
класс, оборудованный мультимедийным
проектором;
- системы CAD/CAM;
-
компьютеризированный учебник;
-
компьютеризированный задачник;
-
компьютеризированный практикум (расчетно-графические
работы);
- автоматизированная
система тестирования;
-
компьютеризированный экзаменационный тренинг.
Компьютерный класс имеет 24 рабочих места для
обучающихся и рабочее место преподавателя на базе персональных компьютеров,
имеющих следующие основные характеристики:
- оперативная
память: 512 МВ;
- емкость
жесткого диска: 160 ГВ;
- тактовая
частота: 3000 МHz;
- память
видеокарты: 256 МВ;
- гибкий
диск 3.5”;
- диск CD-R.
Компьютерный класс оснащен мультимедиа проектором MITSUBISHI XD205U с
с
физическим разрешением 1024х768 и
световым потоком - 2000 ANSI люмен.
В качестве базовых программных средств используется
операционная система ОС WINDOWS/ XP PROFESSIONAL, стандартные приложения операционной системы,
автоматизированные системы проектирования CAD/CAM/CAE/PDM PRO/ENGINEER и CAD/CAM KREDO.
Разработанная методика используется при построении информационных технологий
обучения начертательной геометрии, компьютерной графике и основам
автоматизированной подготовки программ для станков с числовым программным
управлением (ЧПУ).
Типовой информационный блок автоматизированного
учебника включает следующие компьютерные модули:
- оглавление
(введение, разделы, темы, заключение,
приложения,
литература);
- текстовые
материалы;
- чертежи;
- контрольные вопросы;
- тесты.
Типовой информационный блок автоматизированного
задачника включает следующие компьютерные модули:
- оглавление (разделы, темы, номера и тексты
задач );
- текстовые материалы (методические указания
по решению
задач);
- чертежи (решения типовых задач);
- контрольные вопросы;
- тесты.
Типовой информационный блок автоматизированного
практикума (расчетно-графических работ ) включает следующие компьютерные
модули:
- оглавление (варианты заданий);
- чертежи (образец выполненного задания);
- текстовые материалы (методические указания
по
выполнению
задания);
- контрольные вопросы;
- тесты.
Типовой информационный блок автоматизированного
экзаменационного тренинга включает следующие компьютерные модули:
- оглавление (номера и тексты билетов);
- текстовые материалы (основные теоретические
положения);
- чертежи (решения задач);
- контрольные вопросы;
- тесты.
Текстовые материалы создаются при помощи текстового
редактора MS WORD, а чертежи при помощи
системы CAD/CAM/CAE/PDM PRO/ENGINEER. Взаимосвязь
текстового редактора MS WORD и системы CAD/CAM осуществляется через гиперссылки.
Автоматизированная система тестирования разработана
Центром Компьютерных Технологий МГИУ
(ЦКТ МГИУ) , состав и содержание тестов в каждой дисциплине разрабатывается соответствующей кафедрой МГИУ.
Оглавление автоматизированного задачника имеет
структуру, показанную на рис.1., а оглавление автоматизированного практикума –
структуру, показанную на рис.2. Оба
оглавления включают гиперссылки на чертежи , выполненные в системе CAD/CAM.
Пример компоновки чертежа
автоматизированного задачника для задачи номер 80 представлен на рис.3. , она
включает графические данные задачи и ее графическое решение. Пример компоновки
чертежа практикума для варианта 12 показан на рис.4.
Рис.1 .
Структура оглавления автоматизированного
задачника .
ОГЛАВЛЕНИЕ.
1. Введение.
2. Принятые условные обозначения.
3. Общие
методические указания.
4. Раздел 1.
Точка, прямая, плоскость и
их взаимное расположение.
4.1 Основные
геометрические положения.
4.2
Задачи.
.
Задача 9.
Построить
следы прямой m(m’,m”).
.
5. Раздел 2. Многогранники.
5.1 Основные
геометрические положения.
5.2 Задачи.
.
.
Задача 40.
Построить
сечение пирамиды плоскостью
общего положения П(h0’, f0”)
.
.
6.
Раздел 3. Способы преобразования
чертежа.
6.1 Основные геометрические положения.
6.2 Задачи.
.
Задача 53.
Определить натуральную
величину треугольника
АВС способом плоскопараллельного
перемещения .
.
7. Раздел 4.
Криволинейные поверхности .
7.1 Основные геометрические положения.
7.2 Задачи.
.
Задача 80.
Построить проекции лини пересечения
поверхностей тора
и конуса.
.
8.
Контрольные
вопросы.
Рис.2 .
Структура оглавления автоматизированного
практикума .
ОГЛАВЛЕНИЕ.
1. Введение.
2. Принятые условные обозначения.
3. Общие
методические указания.
4. Раздел 1.
Построение линии пересечения
двух плоскостей.
Определение видимости фигур.
4.1 Основные
геометрические положения.
4.2
Методические указания .
4.3 Варианты заданий.
.
Вариант 7.
.
5. Раздел 2. Способы преобразования чертежа.
Замена плоскостей проекций.
5.1 Основные
геометрические положения.
5.2 Методические указания
.
5.3 Варианты заданий.
.
Вариант 23
.
6. Раздел 3. Способы преобразования чертежа.
Вращение вокруг линии уровня.
5.1 Основные
геометрические положения.
5.2 Методические указания
.
5.3 Варианты заданий.
.
Вариант
18.
.
7. Раздел 4. Способы преобразования чертежа.
Плоскопараллельное перемещение.
7.1 Основные
геометрические положения.
7.2 Методические указания
.
7.3 Варианты заданий.
.
Вариант 12.
.
8. Раздел 5. Пересечение криволинейных поверхностей.
Определение видимости фигур.
7.1 Основные
геометрические положения.
7.2 Методические указания
.
7.3 Варианты заданий.
.
Вариант 15.
.
9. Контрольные вопросы.
Рис.
3.
Задача
80.
Построить
проекции линии пересечения поверхностей конуса и тора
а) исходные
графические данные
б) графическое решение
Рис. 4
Задача 12
Определить высоту пирамиды (расстояние от
точки S до плоскости
треугольника ABC). Задачу
решать способом плоскопараллельного перемещения.
а) исходные
графические данные пирамиды
б) графическое решение