Методика создания информационной технологии  обучения начертательной геометрии на базе систем CAD/CAM.

 

Демин В.А., Зубков В.А., Якунин В.И.

 

« МГИУ» - Московский Государственный Индустриальный Университет

109280, г.Москва, ул. Автозаводская,16,тел.: 674-63-77

e-mail: zubckow@msiu.ru

 

Начертательная  геометрия  является  одной  из фундаментальных наук, составляющих основу инженерно-технического образования. Начертательная геометрия  изучает методы получения изображений пространственных фигур на плоскости и способы графического решения  метрических  и  позиционных задач  по этим изображениям .

Достижение требуемого качества обучения требует применения информационных технологий. Целью информатизации обучения является интенсификация образовательного (дидактического) процесса. При этом предусматривается разумное увеличение напряженности интеллектуального труда  преподавателя и обучающегося, которая должна компенсироваться заранее продуманной организацией образовательного процесса и мерами по сохранению их состояния и здоровья. Взаимосвязанная деятельность преподавателя и обучающегося  осуществляется с помощью средств обучения – носителей учебной информации (слайд, видео- и  кинофильм, компьютерные и другие средства ). В средствах обучения сосредоточено педагогически отработанное содержание обучения. Появление в последнее десятилетие средств обучения, ориентированных на использование персональных компьютеров, существенно усилило возможности управления обучением и создало предпосылки для адаптивного обучения , следуя  Золотареву  А.А.( 1 ) .  Адаптивное обучение обладает следующими признаками: замкнутое (с обратной связью), направленное (на конкретного обучающегося), автоматическое (без непосредственного участия преподавателя ).

В Московском Государственном Индустриальном Университете ( МГИУ ) на основе многолетнего опыта преподавания начертательной геометрии и компьютерной графики создана методика создания информационной технологии обучения на базе компьютерных средств обучения , включающих :

-  компьютерный класс, оборудованный мультимедийным

    проектором;

-  системы CAD/CAM;

-  компьютеризированный учебник;

-  компьютеризированный задачник;

-  компьютеризированный практикум (расчетно-графические

   работы);

-  автоматизированная система тестирования;

-  компьютеризированный экзаменационный тренинг.

Компьютерный класс имеет 24 рабочих места для обучающихся и рабочее место преподавателя на базе персональных компьютеров, имеющих следующие основные характеристики:

-  оперативная память: 512 МВ;

-  емкость жесткого диска: 160 ГВ;

-  тактовая частота: 3000 МHz;

-  память видеокарты: 256 МВ; 

-  гибкий диск  3.5”;

-  диск CD-R.

Компьютерный класс оснащен мультимедиа проектором   MITSUBISHI  XD205U с

с физическим разрешением  1024х768 и световым потоком - 2000 ANSI люмен.

В качестве базовых программных средств используется операционная система     ОС   WINDOWS/ XP  PROFESSIONAL, стандартные приложения операционной системы, автоматизированные системы проектирования CAD/CAM/CAE/PDM PRO/ENGINEER и CAD/CAM  KREDO.

Разработанная методика используется  при построении информационных технологий обучения начертательной геометрии, компьютерной графике и основам автоматизированной подготовки программ для станков с числовым программным управлением  (ЧПУ).

Типовой информационный блок автоматизированного учебника включает следующие компьютерные модули:

-  оглавление (введение, разделы, темы, заключение,

   приложения, литература);

-  текстовые материалы;

 -  чертежи;

 -  контрольные вопросы;

 -  тесты.

Типовой информационный блок автоматизированного задачника включает следующие компьютерные модули:

 -  оглавление (разделы, темы, номера и тексты задач );

 -  текстовые материалы (методические указания по решению

    задач);

 -  чертежи (решения типовых задач);

 -  контрольные вопросы;

 -  тесты.

Типовой информационный блок автоматизированного практикума (расчетно-графических работ ) включает следующие компьютерные модули:

 -  оглавление (варианты заданий);

 -  чертежи (образец выполненного задания);

 -  текстовые материалы (методические указания по

    выполнению задания);

 -  контрольные вопросы;

 -  тесты.

Типовой информационный блок автоматизированного экзаменационного тренинга включает следующие компьютерные модули:

 -  оглавление (номера и тексты билетов);

 -  текстовые материалы (основные теоретические положения);

 -  чертежи (решения  задач);

 -  контрольные вопросы;

 -  тесты.

Текстовые материалы создаются при помощи текстового редактора MS WORD, а чертежи при помощи системы  CAD/CAM/CAE/PDM PRO/ENGINEER.  Взаимосвязь текстового редактора  MS WORD  и системы  CAD/CAM осуществляется через гиперссылки.

Автоматизированная система тестирования разработана Центром Компьютерных Технологий  МГИУ (ЦКТ МГИУ) , состав и содержание тестов в каждой дисциплине разрабатывается  соответствующей кафедрой МГИУ.

Оглавление автоматизированного задачника имеет структуру, показанную на рис.1., а оглавление автоматизированного практикума – структуру, показанную на рис.2.  Оба оглавления включают гиперссылки на чертежи , выполненные в системе CAD/CAM.

Пример компоновки чертежа автоматизированного задачника для задачи номер 80 представлен на рис.3. , она включает графические данные задачи и ее графическое решение. Пример компоновки чертежа практикума для варианта 12 показан на рис.4.

 

 

 

 

 

Рис.1 . Структура оглавления автоматизированного

 задачника .

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

 

1.   Введение.

2.   Принятые условные обозначения.

3.   Общие методические указания.

4.   Раздел 1. Точка, прямая, плоскость и

             их взаимное расположение.

4.1 Основные геометрические положения.

4.2 Задачи. 

       .

    

      Задача 9.

    Построить  следы прямой m(m’,m”).

       .

      

 

 

 

 

 

 

 

 

5.   Раздел 2.  Многогранники.

5.1 Основные геометрические положения.

5.2 Задачи. 

      .

                                                     .

      Задача 40.

    Построить  сечение пирамиды плоскостью

      общего положения  П(h0’, f0”) .

      .

     

 6.   Раздел 3.  Способы преобразования чертежа.

 6.1 Основные геометрические положения.

 6.2 Задачи. 

        .

                                                                                                                                                      

       Задача 53.

   Определить натуральную величину треугольника

       АВС способом плоскопараллельного перемещения .

       .

    

 7.   Раздел 4.  Криволинейные поверхности .

 7.1 Основные геометрические положения.

 7.2 Задачи. 

        .

      

       Задача 80. 

       Построить проекции лини пересечения поверхностей тора

  и конуса.

        .

8.        Контрольные вопросы.

 

 

 

Рис.2 . Структура оглавления автоматизированного

практикума .

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

 

1.   Введение.

2.   Принятые условные обозначения.

3.   Общие методические указания.

4.   Раздел 1.  Построение линии пересечения

                        двух плоскостей.

                        Определение видимости фигур.

4.1 Основные геометрические положения.

4.2 Методические указания .

4.3 Варианты заданий.

      .

      Вариант 7.

    .

 

5.   Раздел 2.  Способы преобразования чертежа.

                         Замена плоскостей проекций.

5.1 Основные геометрические положения.

5.2 Методические указания .

5.3 Варианты заданий.

      .

      Вариант 23

      .

6.   Раздел 3.  Способы преобразования чертежа.

                        Вращение вокруг линии уровня.

5.1 Основные геометрические положения.

5.2 Методические указания .

5.3 Варианты заданий.

       .

       Вариант 18.

       .

7.  Раздел 4.  Способы преобразования чертежа.

                         Плоскопараллельное перемещение.

7.1 Основные геометрические положения.

7.2 Методические указания .

7.3 Варианты заданий.

      .

      Вариант 12. 

      .

8.  Раздел 5.  Пересечение криволинейных поверхностей.

                       Определение видимости фигур.

7.1 Основные геометрические положения.

7.2 Методические указания .

7.3 Варианты заданий.

      .

      Вариант 15.

      .

9.   Контрольные вопросы.

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.

Задача 80.

Построить проекции линии пересечения поверхностей конуса и тора

 

                           а) исходные графические данные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 б) графическое решение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4

Задача 12

Определить высоту пирамиды (расстояние от точки S до плоскости треугольника ABC). Задачу решать способом плоскопараллельного перемещения.

 

а) исходные графические данные пирамиды

 

 

 

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 б) графическое решение