Представление проекта образовательного портала:
«Виртуальный корабль»
А.С. Рябоконь
Ведущий инженер по АСУП,
СПб, ФГУП «Адмиралтейские верфи»
Модернизация сферы морской
индустрии связана с необходимостью повышения качества высокотехнологичной и
наукоемкой продукции машиностроения, ускорения темпов его обновления, снижения
стоимости производства и владения техникой. Подобные задачи наукоемких и
высокотехнологичных производств не могут быть решены без развития
соответствующей научно-образовательной среды.
Компьютерные технологии (PLM и
CAD\CAM\CAE, в частности) и технологии знаний предоставляют необходимый
инструментарий и программно-аппаратные средства для эффективного управления этими процессами. Уровень подготовки и знаний персонала
промышленных предприятий напрямую определяет эффективность современного
производства. Инвестиции в знания растут быстрее, чем инвестиции в основные
фонды. Экономика, базирующаяся на знаниях, должна придти на смену индустриальной
экономике.
Приближение
научно-образовательной среды к производству должно усилить интеграционные
процессы в науке и тем самым преодолеть увеличивающуюся специализацию, излишнюю
дифференциацию и фрагментарность знаний, а также трудности их освоения
человеком в обучении и практической деятельности. Отдельные успешные российские
предприятия активно участвуют в этих процессах, внедряют передовые
инновационные технологии и поддерживают развитие внедряемых технологий своими заказами
организациям из сферы науки и образования. Такие предприятия создают свои корпоративные
университеты и/или имеют тесные связи с лучшими ВУЗами и другими
образовательными учреждениями, имеют и развивают свои системы корпоративных
знаний.
Включение знаний, а вместе с
этим и определенной части системы образования в процессы современного
производства позволит уменьшить разрыв и отставание сферы науки и образования
от опережающего развития наукоемкой техники и технологий, возникающих из-за
репродуктивной сущности процесса образования, когда воспроизводятся прошлые
знания.
Эффективным инструментом
(средством) интеграции может стать научно-образовательный Internet - портал, организующий взаимодействие всех
заинтересованных специалистов и организаций по тематике морской индустрии под
девизом «Виртуальный корабль и его среда – средство коммуникации,
информационного и интеллектуального обеспечения взаимодействия специалистов
морской индустрии».
рис.1. Фрагмент Intranet портала системы корпоративных
знаний
ФГУП «Адмиралтейские верфи».
Объединение
научно-образовательной и производственной сред общим функциональным процессом с
использованием сети Интернет позволяет формировать приоритеты для внедрения
инноваций на основе широкого спектра различных независимых мнений и
предложений.
Основные цели проекта:
1. Образовательная – свободное распространение базовых
научных, учебно-методических и практических знаний.
2. Информационная – представление, обсуждение, экспертиза
новых результатов научной, образовательной и производственной деятельности
участников проекта.
3. Консолидирующая – возможность осуществлять поиск
перспективных технологий и партнеров в области кораблестроения и морской
индустрии, демократичные форматы прямого сетевого общения, интеграция
интеллектуального потенциала ведущих научных, образовательных учреждений,
судостроительных корпораций, отдельных специалистов и студентов.
Технологии PLM, имитационного
моделирования и виртуальной реальности – системообразующий фактор проекта «Виртуальный
корабль»
Предлагаемый Internet – Intranet
портал «Виртуальный корабль…» не просто электронная площадка, каких много, для
организации взаимодействия специалистов отрасли. Для достижения поставленных
целей портал нуждается в системообразующем концептуальном ядре, опирающемся на
перечисленные технологии. Виртуальная реальность (технологии, которой адаптированы
к сетевым портальным решениям) формирует среду для прямого и образного
представления новых направлений и альтернативных решений конкретных задач
судостроения и мореплавания. Доказательная
основа дискуссий и оценки предлагаемых решений наиболее авторитетными специалистами
- участниками проекта, позволяют задать кратчайшее направление для совершенствования
и апробации выдвигаемых решений. Широкое обсуждение и проверка гипотез и
решений в области абстрактных идей виртуального корабля, прежде чем
реализовывать их в чрезвычайно трудоемком и материалоемком проектировании, производстве
и эксплуатации кораблей и судов, может обеспечить колоссальную экономию
ресурсов.
Рис.2. Фрагмент интерактивного
электронного технического руководства по штатному обслуживанию изделия
корабельного машиностроения.
Разработка Учебного Центра ФГУП «Адмиралтейские верфи».
Синергизм технологий виртуальной реальности и
комплексного представления знаний о корабле.
В основе виртуальной
реальности лежит численное и логическое моделирование процессов и возможность
дополнительно предоставить механизм прямого обращения к образным формам
мышления человека с помощью средств визуализации трехмерных объектов. При этом
широко используются идеи когнитивистики, науки о мышлении и специфических
познавательных способностях человека. Технология виртуальной реальности
позволяет также выделить человеческую компоненту, как объект исследований
сложных человеко-машинных систем, характерных для современного производства и
корабельных комплексов.
Рис.3. Фрагмент электронного учебного пособия
по изучению общего устройства корабля.
Сочетание технологий
виртуальной реальности и комплексного представления данных о корабле решает задачи
объединения данных, порожденных в различных областях науки о корабле, и
эффективного управления ими с целью создания реалистичного законченного
продукта - корабль. Компьютерные технологии PLM (CALS) совместно с
CAD\CAM\CAE и специализированными пакетами,
поддерживающими работу с виртуальной реальностью, предоставляют необходимые
программно-аппаратные средства, инструментарий для эффективного управления
рассматриваемыми процессами в области морской индустрии.
Предполагаемая структура ресурсов Internet
– Intranet портала «Виртуальный корабль…»
Internet – Intranet портал
должен содержать следующие разделы виртуального корабля, как системы
комплексного представления знаний о корабле на базе трехмерной визуализации,
имитационного моделирования и когнитивного анализа процессов:
В области науки о корабле:
-
мореходность, прочность,
непотопляемость кораблей,
-
корабельная энергетика,
надежность, живучесть и безопасность,
-
автоматизация,
мониторинг, прогнозирование, диагностика корабельной техники,
В области морского
образования:
-
общая и довузовская
подготовка,
-
высшее образование и
целевая подготовка,
-
послевузовское
образование, переподготовка, профессиональный рост,
-
непрерывное образование, дистанционное
обучение и др. формы удаленного - доступа к образовательным ресурсам,
-
электронные учебники,
адаптивные обучающие системы, компьютерные тренажеры и т.п.
В области судостроительного
производства:
-
проектирование,
-
строительство,
-
эксплуатация.
Помимо многомерно
структурированной информации о технической стороне построения и
функционирования морской индустрии портал должен содержать базовую информацию о
ресурсах гидросферы, экономических и гуманитарных аспектах эксплуатации ее
ресурсов.
Рис.4. Блок-схема структуры Internet - Intranet портала.
С точки зрения структуры
доступа и хранения информационных ресурсов портала, порядка пользования данными
портала, следует выделить три крупных элемента:
-
раздел с общедоступной и
бесплатной базовой учебной информацией;
-
раздел, посвященный
анонсированию и обеспечению удобной навигации доступа (только в качестве
ссылок) к авторским и корпоративным информационным ресурсам. Порядок доступа к
этим информационным ресурсам (как и материалам, представляющим авторские работы
по представлению и анализу сторонних информационных ресурсов на страницах этого
раздела портала) регулируется их владельцами;
-
раздел, открытый только
зарегистрированным участникам проекта, обеспечивающий управление проектами этих
участников. Порядок доступа к отдельным подразделам этого раздела определяется
участниками конкретных проектов.
С
точки зрения характера размещенных и предоставляемых порталом информационных
услуг, можно выделить основной информационный content и разнообразные сервисы, предоставляемые порталом.
Помимо сервисов, которые реализуются и администрируются в рамках отдельных
проектов портала, на Internet портале предполагается
сделать доступным сервис репликации выбираемого корпоративным заказчиком content (а) портала «Виртуальный корабль...» в его
корпоративную базу знаний. Она может располагаться на Intranet портале корпоративного заказчика и получать (по его
отдельному заказу) авторский content, закрытый
в Internet на портале «Виртуальный корабль...». При этом, исходя
из требований информационной безопасности заказчика, его Intranet портал может иметь соответствующе защищенный канал
связи с Internet - Intranet порталом
«Виртуальный корабль», или вовсе не иметь такового (корпоративная сеть
заказчика отделена от Internet «воздушным
зазором»).
Направленность проекта
Виртуальный корабль как
система комплексного представления знаний о корабле должна предоставлять
общественный (публичный) продукт и услуги, не являющиеся коммерческими. Здесь образовательные
продукты и услуги предоставляются бесплатно по методическим вопросам и
теоретическим описаниям, известным или опубликованным ранее. Прикладные знания,
базы данных и конкретные проекты могут быть предоставлены авторами/владельцами
таковых или с их разрешения как интеллектуальная собственность. Условия
предоставления соответствующих презентаций, демонстрационных или рабочих версий оговариваются с авторами/владельцами
на двусторонней, реже многосторонней основе.
Обсуждать идеи и предложения,
предоставлять услуги по освоению новых товаров и технологий – это главные
задачи Internet
- портала
«Виртуальный корабль – средство коммуникации, информационного и
интеллектуального обеспечения взаимодействия специалистов морской индустрии».
Вместе с тем включение системы образования в процессы современного
производства позволит уменьшить ее разрыв и отставание от опережающего развития
наукоемкой техники и технологий.
Ожидаемые результаты проекта
1. Развитие технологий виртуальной реальности для
повышения качества общего и профессионального
образования в области судостроения, техники океана и освоения Мирового
океана.
2. Повышение объема и доступности образовательных ресурсов
за счет их постоянного накопления и обновления, многомерной структуризации и
систематизации, новых возможностей представления и анализа информации
3. Привлечение наиболее высококвалифицированных
специалистов научно-образовательных и производственных учреждений, интеграция
интеллектуального потенциала и развитие европейского наукоемкого судостроения,
машиностроения и средств освоения ресурсов Мирового океана.
4. Преодоление отставания научно-образовательной среды от
опережающего развития наукоемкой и высокотехнологичной техники морской
индустрии, разрешение трудностей освоения человеком новых сложных знаний.