Проблема классификации
деталей в авиационной промышленности
Мельников М.С.,
аспирант,
Национальный аэрокосмический университет
им. Н.Е. Жуковского «ХАИ», г. Харьков, Украина
Одной
из основных задач автоматизированного проектирования является формализация технологической
информации, как переменной, так и условно-постоянной, т.е. представление её с
помощью набора формальных правил, позволяющих всю информацию записать на языке
вводных устройств ЭВМ.
Авиационное производство имеет много особенностей,
которые отличают ее от остальных производств. Одной из особенностей является
создание конструкторско-технологической документации, ее ведение на этапах
разработки и эксплуатации самолета. В настоящее время детали самолета на
чертежах кодируются следующим образом:
серия самолета – модификация – система,
которой принадлежит деталь – порядковый номер детали.
Подобная система кодирования приводит к появлению
множественности обозначений детали. Одинаковые детали могут использоваться на
самолетах разной модификации. В этом случае деталь имеет несколько уникальных
обозначений. Вот несколько таких примеров. Все системы, основанные на
трубопроводах, симметричны и имеют симметричное расположение, еще, как правило,
и дублируются для надежности. Таким образом, эти системы имеют одинаковые детали
в их составе, которые будут отличаться в обозначении. Другим примером может
служить наличие у самолета нескольких модификаций. Следовательно, часть
деталей, которые совпадают на них, будут иметь разные обозначения.
Устранить указанный недостаток
можно с помощью использования конструкторско-технологического классификатора.
Единая система классификации удобна для хранения в
базе данных описаний деталей и осуществления эффективного поиска деталей и их
технологических процессов. Для поиска детали-аналога технологу требуется только
указать системе, какие параметры детали (знаки кода) должны совпасть (или не
совпасть) у новой детали и детали-аналога. Система самостоятельно формирует
временный код, с учетом выбранных знаков. Этот код служит ключом поиска в БД
деталей. Если системе не удается найти подходящее совпадение, то она предлагает
повторить процедуру выбора другой комбинации параметров или перейти к поиску
типовой детали и типовых технологических процессов.
На
рисунке 1 представлена схема работы системы. Сначала технолог формирует конструкторско-технологический
код детали, отвечая на вопросы системы по описанию детали. Объединив полученный
код с привычным кодом, который указывается на чертеже, можно избежать
двойственности обозначения детали. При этом конструкторско-технологический код
детали используется только для описания детали в электронном виде, напрямую
технолог не оперирует им. Объединение кодов означает совместное их хранение в
БД деталей.
рис.
1 Алгоритм работы системы.
При проектировании на базе типовых технологических
процессов сначала необходимо найти соответствующий типовой технологический
процесс. Для этого вместо чертежа детали достаточно указания, к какому типу она
относится. Это также можно сделать с помощью классификации деталей и задания
классификационных признаков типа. Информацию о размерах, особенностях на
обрабатываемых поверхностях детали и других требованиях можно описать с помощью
специальных кодировочных таблиц, разрабатываемых для каждого типа деталей или
группы типов.
Рассмотрим принцип работы системы на примере.
В базе данных деталей существует описание следующей
детали:
рис.
2 Деталь №1
На основании ответов технолога системой формируется
конструкторско-технологический код, который хранится в БД. Пусть он будет
выглядеть так:
745423.БД6453.1544315Е
Технологу необходимо занести в БД новую деталь
(рис. 3)
рис.
3 Деталь №2
Как видно из рисунков 2 и 3 эти две детали
отличаются формой. Также пусть они будут отличаться размерами - деталь №1
длиннее второй в два раза. Не смотря на различия в форме и размерах с точки
зрения технологии изготовления эти две детали одного типа, поэтому здесь мы
можем применить проектирование ТП на основе существующего техпроцесса-аналога.
Составляем конструкторско-технологический код для
детали №2. В данном случае коды будут отличаться только в одном знаке – Длина
детали - В. Код второй детали будет выглядеть следующим образом:
745423.БВ6453.1544315Е
Переходим к поиску технологического процесса.
Система производит поиск полностью совпадающего кода в БД. В нашем случае
система не находит полностью соответствующий код и предоставляет возможность
технологу выбрать знаки кода которые необходимо игнорировать при поиске.
Технолог выбирает знак, который отвечает за размеры детали. Система преобразовывает
код согласно появившимся условиям и повторяет поиск. В результате она обнаруживает
в БД, описанную раннее, Деталь №1, т.к. коды без знака «размерная
характеристика» полностью совпадают. Система создает копию технологического
процесса. Данную копию технолог редактирует для новой детали. После завершения
этого процесса система записывает в БД данные новой детали – название, ссылку
на эскиз детали, привычный для конструкторов и технологов стандартный код
детали, код сформированный системой и ссылку на файл техпроцесса.
Таким
образом, можно сделать выводы, что классификация деталей по
конструкторско-технологическим признакам удобна для:
- автоматизации поиска деталей-аналогов, и соответственно
уже готового ТП. В авиационной промышленности очень много однотипных деталей,
которые отличаются только формой заготовки, или размерами. Поэтому широкое
распространение получило проектирование ТП на базе ТП-аналога. Чтоб найти
подобный ТП, компьютеру легче сравнивать два-три десятка знаков, чем объемные
текстовые описания;
- расширения возможностей поиска деталей-аналогов,
предоставив возможность пользователю исключать некоторые
конструкторско-технологические характеристики деталей из запроса на поиск;
- хранения описания детали в компьютере. Информация о
детали хранится в виде набора из нескольких
десятков букв и цифр. Если деталь описывать с помощью текста, объем увеличивается
до нескольких сотен знаков. Системы ТПП работают в локальной сети по принципу
«клиент-сервер», поэтому столь малый объем описания детали заметно снижает нагрузку
на локальную сеть и повышает скорость обработки данных.
Классификация и кодирование изделий и
технологических процессов обеспечивает единство информационного сопровождения
изделий на всех стадиях их жизненного цикла от маркетинга или научного
обоснования до утилизации.