Компьютеризированная
интегрированная информационная система конструкторского
бюро координации
Костюков В. Д.,
Прудников В.А.,
Сычев В. Н.,
ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, г. Москва
Компьютеризированная интегрированная
информационная система
конструкторского бюро координации КИнС КБК является ядром автоматизированной системы
конструкторского сопровождения компьютеризированного сертифицированного
производства ракетно-космической техники АСКС КСП РКТ, создаваемой на РКЗ. АСКС
КСП РКТ позволит объединить в рамках единого информационного
пространства различные подразделения Центра, участвующие в создании изделий:
· комплекс
программно-аналитических исследований Центра;
· отделы КБ "Салют";
· конструкторские бюро отдела
Главного конструктора РКЗ.
Создание АСКС должно обеспечить:
· сохранение уникального
конструкторского и технологического
задела и опыта создания объектов ракетно-космической техники путем его реализации на современных информационных
средствах и системах;
· постепенный переход РКЗ на
компьютеризированное
интегрированное производство объектов РКТ с учетом существующего состояния
работ по компьютеризации Центра,
кадрового потенциала, состояния производственной базы и финансовых возможностей.
Целью создания КИнС КБК и АСКС в целом является:
· Снижение сроков и затрат на
конструкторское сопровождение производства
ракетно – космической техники;
· Уменьшение количества ошибок
проектировщиков и их
устранение на ранних этапах создания изделий;
· Выбор перспективных
конструкций РКТ с учетом технологических факторов;
· Создание и отработка системы
электронного документооборота между различными подразделениями РКЗ,
значительное сокращение времени согласования принимаемых решений за счет
организации проектирования в параллельных средах.
Конструкторское бюро
координации является одним из основных
структурных подразделений отдела Главного конструктора и состоит из группы
основного производства, группы рабочих копий и группы DESi.
В своей работе КБ
руководствуется:
·
Положением «О взаимоотношениях между предприятиями КБ «Салют» и РКЗ по
обеспечению и отработке КД»
·
СТП «Организация бездефектного труда при разработке и отработке КД в
ОГК»
·
СТП «Проработка, движение запускаемой КД»
Основными
задачами бюро являются:
· организация своевременного получения от
разработчиков конструкторской документации
в соответствии с утверждёнными
графиками и решениями;
· распределение
полученной КД по конструкторским бюро ОГК в соответствии с их специализацией;
· контроль
за сроками выполнения конструкторскими бюро ОГК работ по верификации и валидации
полученной от разработчиков КД;
· организация своевременного получения, учёта внутри
заводской КД и контроля исполнения указанных в ней работ (требования, листки
плазовой увязки, служебные записки и т.п.);
· организация своевременного получения, учёта и
контроля за сроками реализации
«Технических решений»;
Бюро выполняет
следующие виды работ:
· конструкторское
сопровождение запуска в производство нового изделия;
· проведение изменений в
действующей КД;
· сбор, анализ и контроль
сроков подготовки решений КБ ОГК о целесообразности изменения конструкции
изделий по требованиям цехов;
· получение и контроль сроков
верификации и валидации листков плазовой увязки (ЛПУ) от плазово-шаблонного
цеха, проводимых ОГК;
· получение, запуск в
производство «Технических решений» (ТР), полученных от разработчиков и /или
смежников. Контроль за
выполнением сроков получения изменённой КД в соответствии с «Техническими решениями»;
· запуск в производство
заводских ТР, присвоение номеров ТР и контроль сроков выполнения работ,
указанных в ТР;
· выпуск проектов
предварительных извещений об изменении конструкции изделий;
· выпуск технических указаний
и «Карточек разрешений»;
· составление сводок, справок
по составу и срокам верификации и валидации КД на запускаемые в производство
изделия;
· подготовка КД для отправки
изделия на технический контроль;
· составление, утверждение
ежемесячных планов ОГК на основании
директивных указаний, распорядительной документации, мероприятий, решений с учётом
результатов предшествующих работ, контроль сроков выполнения работ, указанных в
ежемесячных планах, составление обобщённого отчёта о выполнении плана ОГК с
учётом сведений, поданных другими КБ;
· выдача по запросам
руководства ОГК объективной информации о ходе выполнения работ по
конструкторскому сопровождению вновь запускаемых и находящихся в производстве изделий.
·
Работа группы основного производства
Организация работ по конструкторскому сопровождению
вновь запускаемых в производство изделий.
При организации работ по конструкторскому
сопровождению вновь запускаемых в производство изделий ОГК обеспечивает:
·
своевременное получение классификатора и общих спецификаций на новые
изделия;
·
регистрацию в рукописных журналах №1 (на каждое изделие свой журнал)
полученной КД (журналы ведомостей спецификаций – ВС). При
регистрации указывается дата
получения документации, являющаяся
одновременно датой начала работ, № документа, шифр КБ – исполнителя
работ;
·
формирование на ПК состава изделия;
·
определение объёма полученной КД (подсчёт форматок);
·
составления перечня
недопоставленной КД – «дефицита» (т.е. отсутствие входящих групп КД);
·
распределение полученной КД по бригадам (КБ) отдела в соответствии с их специализацией;
· еженедельный контроль сроков
выполнения в КБ работ по верификации и валидации КД на запускаемое в
производство изделие (срок 12 рабочих дней с момента регистрации КД в соответствии
с СТП);
· заполнение всех граф
сопроводительного документа в установленном порядке после завершения
работ по верификации и
валидации КД на запускаемое в производство изделие (нормоконтроль, согласование
с отраслевыми технологическими
отделами). Если оформлен бланк «план –
задание» (ПЗ), то он прикладывается к запускаемой в производство группе
чертежей. В журнале №1 около данной группы проставляется дата передачи КД в
технологический отдел расцеховок и материальных нормативов ТОРМН.
Организация работ по проведению изменений в КД.
При организации работ по проведению изменений в КД КБ обеспечивает:
·
регистрацию извещений об изменении – ИИ, предварительных извещений об изменении – ПИ, ДИ, ДПИ в
журналах №2 (на каждое изделие свой
журнал). ПИ и ИИ регистрируются
отдельно. При регистрации указывается дата получения документации, являющаяся
одновременно датой начала
работ, № документа, № чертежа, особые условия проведения изменения
(указания по использованию, доработке
и/или браковке задела) шифр КБ – исполнителя
работ;
·
распределение полученной КД по бригадам (КБ) отдела в соответствии со специализацией;
·
еженедельный контроль сроков выполнения работ по проведению
изменений в КД, выполняемых КБ ОГК согласно п.2 СТП;
·
заполнение всех граф сопроводительного документа в установленном порядке после
завершения работ по проведению изменений в КД (нормоконтроль, согласование с отраслевыми
технологическими отделами). В журнале №2 около ИИ или ПИ проставляется дата
передачи КД в ТОРМН.
Организация работ по реализации «Требований» цехов по
изменению конструкции изделий и листков плазовой увязки.
При организации работ по реализации «Требований»
цехов по изменению конструкции
изделий и листков плазовой увязки КБ обеспечивает:
·
своевременное получение «Требований» от
цехов (предложения по изменению конструкции изделия в целях
улучшения технологичности
и повышения качества);
·
регистрацию в рукописных журналах №3 (на каждое изделие свой журнал).
При регистрации указывается дата получения документации, являющаяся
одновременно датой начала работ, № «Требования», № чертежа, шифр КБ –
исполнителя работ. Срок реализации
«Требования» 20 дней;
·
еженедельный контроль сроков выполнения работ по реализации «Требований», выполняемых КБ ОГК. В тех случаях, когда
КБ ОГК после проработки сочтут «Требование» необоснованным, они дают цеху
мотивированный отказ в форме «Извещения». В
журнале регистрации №3 возле № «Требования» проставляется № «Извещения»
и через секретаря по кольцевой почте ответ отправляется в цех или отдел завода;
·
своевременное получение листков
плазовой увязки ЛПУ из плазово – шаблонного цеха;
·
регистрацию в рукописных журналах №3 (на каждое изделие свой журнал).
При регистрации указывается дата получения документации, являющаяся
одновременно датой начала работ, № ЛПУ, № чертежа, шифр КБ – исполнителя
работ. Срок реализации ЛПУ
(уточнения чертежа) 10 дней;
·
еженедельный контроль сроков выполнения работ по реализации ЛПУ, выполняемых КБ ОГК. Формирование и передача
руководству отдела и в КБ ОГК перечня «Требований» и ЛПУ, срок реализации
которых истёк.
Организация работ по реализации «Технических решений».
При организации работ по реализации «Технических решений» - ТР, поступивших от разработчика
или смежника КБ обеспечивает:
·
регистрацию ТР в журналах (на
каждое изделие свой журнал). Заводским ТР присваивается номер по форме: № цеха
- № изделия – порядковый номер – год (книга регистрации единая);
·
снятие копии ТР на кальке;
·
верификацию и валидацию (утверждение) ТР заместителем Главного конструктора по направлению
(согласно СТП);
·
передачу ТР в ТОРМН для расцеховки;
·
распределение рабочих копий ТР по КБ ОГК в соответствии со
специализацией. Если ТР предусматривает выпуск КД, то оно ставится на контроль,
для чего составляется перечень ТР, по которым необходимо уточнение КД (с
указанием пункта ТР);
·
составление отчётов на бланках в соответствии с СТП (п.4) о выполнении ТР, если в ТР есть
соответствующая отметка (ОГК заключён в рамку).
Организация работ по выпуску проектов предварительных извещений об
изменении конструкции изделий.
При организации работ по выпуску проектов предварительных
извещений - ПР об изменении конструкции изделий КБ обеспечивает:
·
регистрацию ПР исполнителем в журналах
(на каждое изделие свой журнал);
·
контроль за своевременной отправкой исполнителем ПР разработчику (при регистрации
исполнитель должен против номера ПР указать исходящий № письма с датой его отправки разработчику);
·
ежемесячный контроль сроков выполнения работ по реализации ПР (срок
рассмотрения ПР разработчиком 1 месяц с момента отправки ПР с сопроводительным
письмом в соответствии с п.5.2
«Положения»);
·
отметку в журнале №2 против № ПР № присланного от разработчика ИИ, оформленного
по данному ПР.
Организация работ по выпуску «Технических указаний» и «Карточек разрешений».
При организации работ по выпуску «Технических указаний» - УТ и «Карточек разрешений» - КР
КБ обеспечивает:
·
регистрацию заводских УТ в единой книге;
·
контроль сроков исполнения УТ (заводских и разработчика), для чего формируется «Перечень УТ», срок
действия которых истёк. Он направляется в бригады (КБ), которые выпускают ИИ
об аннулировании УТ;
·
регистрацию «Карточек разрешения» - КР изменения конструкции изделия в
отдельном журнале, для чего конструктор резервирует интервал текущих № для
конкретного цеха;
·
ежемесячный контроль регистрации КР, для чего КБ 130 формирует на
компьютере и направляет в отдел технического контроля ОТК перечень фактически
использованных №№ из зарезервированного в начале месяца интервала.
Организация работ по подготовке КД для отправки изделия на технический
контроль.
При организации работ по подготовке КД для отправки изделия на технический контроль КБ
обеспечивает:
·
формирование и направление запроса разработчику (КБ «САЛЮТ») о
предоставлении «Справки – отчёта» о выпущенных за данный период (по данному изделию данной серии) ТР и УТ с закрытием
КД;
·
формирование и направление запроса разработчику о предоставлении «Перечня»
выпущенных (действующих) ПИ, ДПИ на данное
изделие, данную серию;
·
формирование «Справки – отчёта» о выпущенных за данный период (по данному изделию данной
серии) заводских ТР и УТ с закрытием
КД;
·
передачу необходимого и
достаточного комплекта «Справок -
отчётов» ответственному представителю Главного конструктора.
Работа группы рабочих копий
В своей работе группа
рабочих копий руководствуется СТП «Порядок ведения КД изделий основного
производства».
Основными
задачами группы рабочих копий являются:
·
получение светокопий документов из отдела технической документации ОТД;
·
проверка комплектности полученной КД;
·
регистрация поступившей КД. На каждый чертёж или текстовый документ заполняется учётная карточка
(рукописно – форма 61 - 10а), в которой указывается номер КБ, обозначение чертежа,
дата поступления, запись о проведении изменений. Если ПИ или ДПИ гасятся или аннулируются, то в карточке
данной группы рядом с №№ ПИ, ДПИ указывается №
соответствующего документа;
·
замена светокопий в бригадах отдела. На каждый чертёж заносится информация с каким ПИ,
ДПИ действует чертёж;
·
получение светокопий ГОСТов, ОСТов, составление картотеки, внесение изменений;
·
получение светокопий КР, УТ. Раскладка их в отдельные папки по изделиям;
·
хранение и выдача по запросам КД, контроль их физического состояния и замена на новые в случае
необходимости, Хранение копий КД осуществляется в соответствии с ГОСТ 2.501(КД
хранится в течение всего периода изготовления и эксплуатации изделия).
Работа группы DESi.
Основными
задачами группы DESi являются:
·
ввод в АСУП с помощью удалённого терминала информации о ПИ, ИИ, УТ, ТР
(как разработчика, так и заводских). В электронную карточку заносится информация о:
разработчике; №№ПИ, ИИ; № чертежа; № КБ отдела; особые условия проведения
изменения; № серии; срок действия ПИ, ДПИ, УТ;
·
сообщение АСУП о проведенных изменениях в КД (погашение или
аннулировании ПИ);
·
формирование запросов и получение сводок о чертежах, в которых перечень
ПИ превышает установленную норму;
·
формирование запросов и получение сводок о чертежах с перечнем ПИ, срок действия которых
истёк (по предприятиям, по изделиям, по серии);
·
формирование запросов и получение сводок о перечне выпущенных ПИ, ИИ.
Предлагаемая методика организации
работ по автоматизированному конструкторскому сопровождению производства
изделий
Общие положения.
Для
эффективного функционирования и развития АСКС на предприятии необходимо
сформировать специфическое для каждого предприятия организационное обеспечение,
основной составляющей которого являются квалифицированные кадры.
Приоритетные,
направления и критические технологии в
машиностроении, особенно в оборонно-промышленном комплексе, связаны с развитием
и внедрением технологии Информационной Поддержки Изделия на всех стадиях его
жизненного цикла (ИПИ - технологии).
НИИ, ОКБ и
заводы авиационной и ракетно-космической
промышленности в предыдущие годы по этапам научных исследований, проектирования,
производства, информационной поддержки
эксплуатации достигли определенного уровня применения компьютерной технологии.
Однако уровень информационной
интеграции стадий и этапов даже на передовых предприятиях все еще
недостаточен.
Задача состоит
в том, чтобы наряду с развитием компьютеризации на различных
стадиях создания изделия информационно объединить все этапы жизненного
цикла посредством ИПИ - технологии, которая, по существу, является ключом
к информационному перевооружению
авиационной и ракетно-космической промышленности.
К основным
методологическим принципам ИПИ – технологии
относятся:
· Необходимость построения и
использования на всех этапах полного
электронного определения изделия (самолета, вертолета, ракеты, двигателя), обеспечивающего формирование интегрированного информационного
поля, сквозного по всем этапам жизненного цикла. При этом должна использоваться
единая система (класса PDM /PLM) управления данными об изделии. Исследователи,
конструкторы, производственники, специалисты
по сертификации и специалисты по подготовке электронной эксплуатационной документации - каждый на своем
этапе, с одной стороны, пополняют общее электронное определение изделия
соответствующими данными и
характеристиками, с другой стороны, на каждом этапе специалисты берут данные из общего
определения изделия.
· Выполнение проектов методами
ИПИ - технологий на стадиях научных исследований, проектирования, производства,
испытаний и других стадиях жизненного цикла изделия, а именно: электронное
макетирование, управление Проектом (РМ), потоками работ (WF), управление
производственными, кадровыми, финансовыми ресурсами (ЕRР), управление качеством
и логистическая поддержка эксплуатации базируются на интегрированной
информационной среде жизненного цикла изделия. Руководитель проекта в целом,
руководители и специалисты разных уровней могут получать информацию о всех
сторонах создания изделия со своего терминала: о состоянии хода работ по
изделию, вариантах конструкции и технологии на данное календарное время,
обеспеченности изделия ресурсами с учетом санкционированного
доступа.
Принципиальное
преимущество ИПИ - технологии состоит в
сквозной компьютерной привязке всех этапов, начиная от НИОКР с
электронным макетированием, безбумажным документооборотом в сетевых
информационных структурах, непрерывным отслеживанием качества и соблюдения
стандартов по всему жизненному циклу - все это позволяет интенсифицировать
проведение научно-проектировочных нововведений. В ИПИ - технологии
качество обеспечивается в полном
электронном определении изделия и с учетом
всех влияющих на него факторов. Кроме того, активно работает обратная связь, так как в
ИПИ - технологии идет
непрерывный учет опыта эксплуатации в формировании нового проекта или для модификации
существующего изделия с
использованием подсистемы реконфигурации проекта.
Значительный
вклад ИПИ - технологии в повышение эффективности возможен на
этапе сертификации изделия. Так
как в ИПИ - технологии формируется
полное электронное описание изделия, включая характеристики по
аэродинамике, динамике полета, статической и динамической прочности, то это
позволяет осуществить в процессе сертификации полный охват конструкции и параметров,
в том числе выявление критических узлов по ресурсу для определения суммарных
эксплуатационных характеристик изделия. Поскольку в ИПИ - технологии существует
эффективная обратная связь
посредством сети, то для обеспечения конечного результата - создания
изделия заданной надежности и заданного ресурса путем обратной развертки
осуществляется точная постановка задач на
начальных этапах.
Создание
электронного технического руководства по эксплуатации самолета, вертолета,
двигателя начинается с этапа проектирования, продолжается на этапах испытаний и
технологии производства, особенно для функционально завершенных сборочных
единиц -агрегатов. Из этого следует, что этап логистической поддержки
эксплуатации - это только завершающий этап электронного документирования на
основе полного электронного определения изделия и технологии сборки,
сформированных на предыдущих этапах. Электронное руководство по эксплуатации
должно использоваться в интерактивном режиме с прямым доступом в базу данных, в
которой помещены следующие разделы, необходимые для эксплуатации:
-диагностика и операции
поиска неисправностей;
-регламент технического
обслуживания;
-каталог деталей, ведомости
ЗИПа;
-планирование и учет
проведения регламентных работ;
-обмен информацией с
заводом-поставщиком;
-автоматизированное
извлечение данных из общего описания изделия в соответствии с логистической поддержкой
эксплуатации и в
перспективе - виртуальная демонстрация демонтажа и монтажа
сборочных единиц и бортовых подсистем.
Электронное
документирование позволяет обеспечить полную
каталогизацию узлов и комплектующих для сертификации, эксплуатации и ремонта.
Благодаря информационной связи этапа эксплуатации с заводом и его
субподрядчиками средствами ИПИ – технологии обеспечивается надежная защита от
«поддельных» деталей. Этап электронного документирования и логистической
поддержки эксплуатации в российских организациях
наименее проработан. По ряду изделий, переданных в свое время в эксплуатацию
или проданных, в том числе и военных изделий, в самом срочном порядке
необходимо выполнить электронное документирование. Поскольку изделия выпущены
не в рамках
ИПИ - технологии, то есть без электронного документирования, которое необходимо
начинать с этапа проектирования, предстоит выполнять параллельно с
эксплуатацией сложнейшие работы.
Внедрение информационной технологии поддержки
авиационной и ракетно-космической техники на всех стадиях жизненного цикла
безусловно требует современного технического оснащения, включающего графические
рабочие станции, накопители больших объемов данных, технологическое
оборудование с ЧПУ, координатно-измерительные машины и, что наиболее важно
сегодня, построения и эксплуатации информационных сетей [1].
Требования к КИнС КБК и АСКС КСП РКТ в целом
При проведении
работ по созданию КИнС КБК и АСКС КСП РКТ должны быть выделены следующие
основные направления работ:
· Разработка классификаторов, информационных моделей и баз
данных конструктивных элементов изделий РКТ для различных этапов создания
изделий.
· Разработка
программно-методических комплексов для автоматизированного конструкторского
сопровождения процессов производства изделий РКТ.
· Создание
нормативно-технической документации на управление конструкторскими и
технологическими данными, ведение Базы данных проекта и обмена электронными
данными между различными подразделениями РКЗ и Центра.
Укрупненный
перечень компонентов АСКС включает в себя:
·
Комплекс программно-аналитических исследований (Классификаторы и
параметризованные модели функциональных элементов изделий
РКТ. Программно-методический комплекс для оценки технологичности
конструктивных схем. Нормативно-техническая документация, определяющая
состав, методы формирования и ведения Базы данных проекта (укрупненные
спецификации, геометрические модели, тактико-технические характеристики (ТТХ),
показатели технологичности и т.д.). Методики сертификации компьютерных моделей
изделий, технологических процессов и технологической оснастки).
·
Комплекс
организационно-технических исследований, выполняемых совместно с технологическими
отделами РКЗ (Классификаторы, конструктивно-технологические модели деталей,
конструктивных элементов и сборочных единиц. Нормативно-техническая документация,
регламентирующая средства и правила создания конструкторско -технологических
баз данных и электронных справочников. Базы данных типовых конструктивных
элементов технологической оснастки, компоновочных схем технологической
оснастки. Нормативно-техническая документация, регламентирующая процедуры
формирования и ведения Базы данных проекта).
Полный состав и содержание компонентов АСКС будет детализирован после
выполнения первого этапа работ.
Создание АСКС должно осуществляться с привлечением ведущих специалистов
Центра им. М.В.Хруничева и основываться на:
·
действующей на предприятии нормативно-технической базе и методиках
конструирования, проектирования и технологической подготовки производства;
·
опыта и задела, имеющегося в различных подразделениях РКЗ и Центра в
области создания компьютерных систем;
·
разработанных в отрасли ГОСТов на бесплазовое производство, а также
международных стандартов ISO-10303.
Для разработки АСКС
планируется привлечь специалистов МАТИ им. К.Э. Циолковского, МГТУ
им. Баумана, МАИ, а также студентов, работающих по контрактам с РКЗ.
АСКС должна позволять использовать отработанные
конструкторско-технологические решения, а также вводить в модель новые
перспективные конструкции и технологические процессы.
В качестве базовой системы геометрического моделирования будет
использована Unigraphics NX, а в качестве системы
второго уровня - ADEM ("КРЕДО", AutoCad, Solid Edge, Solid Works).
В качестве СУБД для формирования баз данных конструкторского и
технологического назначения следует принять: FOXPRO (ACCESS, ORACLЕ).
Повышение профессионального уровня пользователей и разработчиков системы
должно осуществляться на следующих уровнях:
·
Привлечение студентов старших курсов, заключивших контракты с РКЗ и
распределенных по соответствующим КБ ОГК для создания и эксплуатации АСКС.
·
Переподготовка штатных сотрудников РКЗ с целью ускорения внедрения АСКС
и адаптации персонала к новым условиям конструкторского сопровождения
производства.
·
Подготовка специалистов высшей квалификации (в магистратуре, аспирантуре
и докторантуре) как разработчиков системы, которые будут осуществлять ее
дальнейшее развитие.
Ежегодный объем кадрового обеспечения для успешного функционирования АСКС
в условиях РКЗ должен составлять:
-10 молодых специалистов;
-5 штатных сотрудников;
-3 аспиранта.
Подготовка и переподготовка
специалистов должна осуществляться по базовой и дополнительным программам.
Система качества разработки должна включать оперативный
контроль соблюдения календарного плана работ, прогнозирование и оценку текущей
ситуации и управление изменениями в проекте, контроль качества внедряемых
подсистем и программных комплексов, контроль качества сопровождающей
документации. Составной частью системы качества является аттестация и повышение
квалификации персонала, обеспечивающего функционирование системы и использующего
эту систему.
Для выполнения функций оперативного контроля графика
разработки, прогнозирования и оценки ситуации и управления изменениями должен
быть создан постоянно- действующий экспертный совет узкого состава, включающий
представителя Заказчика, представителей основных постоянных соисполнителей и
представителя независимой экспертизы.
Для контроля качества технического проекта, рабочих проектов
подсистем, внедряемых подсистем и сопровождающей документации может, на
постоянной основе, привлекаться независимая профессиональная организация,
имеющая лицензионное право на проведение независимой экспертизы проектов в
области программных систем и программных продуктов.
Качество технических и рабочих проектов может быть
подтверждено экспертными заключениями.
Качество разрабатываемых подсистем и программных комплексов
целесообразно подтверждать сертификатами соответствия системы ГОСТ Р.
Качество приобретаемых (закупаемых) программных комплексов
должно подтверждаться для систем, разработанных в России - сертификатами
соответствия системы ГОСТ Р, для систем иностранного происхождения -
сертификатами соответствия системы ГОСТ Р или национальных систем сертификации
этих стран, или гарантийными обязательствами фирм-производителей по
сопровождению закупаемых систем.
Значительный срок и объем разработки проекта предполагает
необходимость проведения специальных мероприятий для обеспечения длительного
сопровождения внедряемых подсистем и программных комплексов. Комплекс указанных
мероприятий является составной частью системы качества разработки.
Переподготовка и повышение квалификации персонала должно
подтверждаться соответствующими дипломами (свидетельствами) организаций,
имеющих соответствующие лицензии.
Основные этапы реализации
Предпроектные исследования и разработка концепции создания АСКС
компьютеризированного сертифицированного производства (01.06.2006-30.06.2007)
Этап
предполагает проведение обследования предприятия. Основным содержанием этого этапа
является уточнение состава исходных данных, форм выходных документов, необходимых
расчетных процедур, связанных со спецификой предприятия Заказчика.
Результат
выполнения этапа:
Концепция создания АСКС.
Разработка
Технического задания, Частных ТЗ и классификаторов (07.07.2007-31.12.2007)
На этом этапе
производится анализ, подбор и формализация нормативно-справочной информации.
Конкретизируется состав Частных технических заданий:
· Разработка унифицированной
информационной среды (базы данных проекта).
· Разработка модели
"объекта-аналога".
· Разработка классификаторов
информационных объектов и макета типовой базы знаний по видам работ,
выполняемых КБ ОГК.
Результат выполнения этапа: утвержденные ТЗ, ЧТЗ.
Создание
макетных образцов по ЧТЗ (01.01.2008 - 30.06.2008)
Основная цель этапа
заключается в построении макета проектируемой системы, разработанного до той
стадии, чтобы Заказчик мог наглядно оценить возможности, интерфейс и методы работы
с системой и внести необходимые коррективы.
Разработка
структуры баз данных; сценариев интерактивного взаимодействия конструктора с
системой и основных форм выходных документов. Внутренним содержанием этапа является
реализация блока поддержки базы информационной среды системы.
Результат выполнения этапа: Макеты основных
диалоговых процедур, выходных документов и состав баз данных.
Разработка
технического проекта ядра системы (01.07.2008 - 31.12.2009)
Основная цель
этапа – формирование технического проекта:
Разработка основных алгоритмов автоматизированного конструкторского
сопровождения;
Программирование и отладка блока поддержки нормативно-справочной
информации.
Нормативно-справочная информация является необходимым звеном работы всех
элементов системы. Необходимо как можно раньше обеспечить возможность коррекции
и накопления нормативно-справочной информации для отладки остальных блоков в
рабочих режимах. Необходимо учитывать, что объем нормативно-справочной
информации велик, поэтому
основная цель этого этапа обеспечить возможность начала
сбора и регистрации
в базе данных реальной нормативно-справочной
информации.
Результат выполнения этапа: Технический проект.
Опытная
эксплуатация компонентов АСКС. Корректировка ПО. (01.01.2010 -30.03.2010)
Натурный
эксперимент и внесение изменений в систему по данным натурного эксперимента. На
основании выполнения предыдущих этапов, на данном этапе выполняется экспериментальное
опробование системы, составляется список необходимых изменений и выполняются
соответствующие коррекции.
Результат выполнения этапа: Акты испытаний.
Откорректированное ПО.
2.3.6. Разработка рабочей документации
(01.04.2010 - 30.09.2010)
На этом этапе
выполняется разработка рабочей документации, написание и ввод подробного
хелпинга, написание и оформление эксплуатационной документации: руководство
пользователя, руководство системного программиста и т.д. Состав рабочей
документации определяется на этапе разработки технического проекта.
Результат выполнения этапа: Рабочая документация.
Комплексная
отладка. Передача в опытную эксплуатацию. (01.10.2010 - 31.12.2010)
На этом этапе
производится комплексная отладка и тестирование системы. В систему вводятся
элементы, повышающие надежность ее функционирования, улучшающие интерфейс и
обеспечивающие сопровождение системы при эксплуатации.
Результат выполнения этапа: Рабочая версия системы.
Акт передачи.
Опытная
эксплуатация и корректировка по результатам опытной эксплуатации. (01.01.2011 -
30.06.2011)
Приемо-сдаточные
испытания. Доводка технической и эксплуатационной документации.
Результат выполнения этапа: Проектная документация.
Организационная структура КИнС КБК
В состав
компьютеризированной интегрированной информационной системы конструкторского
бюро координации ОГК входят:
автоматизированное рабочее
место (АРМ) руководителя, архив электронных документов и 10 автоматизированных рабочих
мест (группа основного производства – 5 АРМ, группа рабочих копий - 3 АРМ и
группа DESi - 2 АРМ)
В состав АРМ-руководителя КБ - 130 входят:рс типа Pentium IV (1GВ RAM, 200 GB HDD, 24-x CD RV, Video
256 МБ WRAM, звуковые колонки со звуковой картой, сетевая
карта, монитор – 21’) – 1 шт.;
светодиодный
принтер А4 – 1 шт.;
сканер А4 – 1 шт.;
В состав
программного обеспечения входят:
Windows – XP, Офис- XP, Corel Draw, Fine Reader, Unigraphics NX,
ADEM, "КРЕДО", AutoCad, Solid Edge,
Solid Works, FoxPro, KSC - KMS21.
Для организации
эффективной работы локальной вычислительной сети (ЛВС) ОГК в ее составе
предусмотрен сервер (в виде мощной графической станции на базе Itanium
– 2), на котором будет размещена базовая CAD/CAM/CAE система Unigraphics NX
а также CAD/CAM – системы второго уровня ADEM, "КРЕДО", AutoCad, Solid Edge,
Solid Works (сетевые версии) а
также база данных (БД) отд.136 с системой управления (СУБД) FoxPro и система ведения проектов
типа KSC - KMS21 (Metafasа)
- 1 сетевая лицензия на 35 рабочих мест.
Предложенная структура
ЛВС на основе типовой ЛВС для технологических отделов предусматривает интеграцию
ее с минимальными
затратами в АСКС КСП
РКТ 1-ой очереди и АСУП РКЗ с последующей интеграцией в корпоративную
вычислительную сеть РКЗ и ГКНПЦ.
Архив
электронных документов
В настоящее время
большинство работ, выполняемых КБ ОГК (группа DESi), производится с
использованием удаленных терминалов в режиме телеобработки данных на ИВЦ в
рамках АСУП РКЗ. Такая технология переработки информации помимо достоинств
имеет и ряд недостатков, вытекающих из высокой централизации средств
вычислительной техники, расположенных на значительном расстоянии от
пользователя (на ИВЦ).
К ним относится, например,
низкая оперативность получения твердой копии для контроля введенной информации,
отсутствие возможности ввода информации с магнитных носителей с ее
одновременным входным контролем и т.п. Использование персональных компьютеров в
составе ЛВС ОГК как в качестве самостоятельных АРМ, так и в виде Х-терминалов
позволяет устранить эти недостатки. Одновременно с этим появляется возможность
повысить эффективность работы отдельных подсистем и АСУП РКЗ в целом за счет
децентрализации и дублирования особо значащей информации, путем создания архива
электронных документов в составе ЛВС ОГК. Создание архива электронных
документов с применением комплекса аппаратно-программных средств и
инжиниринговых систем позволяет автоматизировать работы по вводу первичной
информации о составе изделий (конструкторско-технологической спецификации) путем
сканирования конструкторской документации, включая текстовую форматом до А3 с
бумажных носителей и/или ввода ее с магнитных носителей, получаемых из ОКБ.
Использование цифровых
копиров (лазерных принтеров) в сочетании со сканерами позволяет, помимо
формирования электронных документов, оперативно получать необходимое количество
копий нужных документов, прошедших входной контроль, после ввода их в ЭВМ. Помимо
лазерных принтеров в сочетании со сканерами в состав архива электронных
документов входят:
3
АРМ-архивариуса на базе Pentium IV (512 MВ RAM, 100
GB HDD, Video 64 МB WRAM, 24-x CD RV,
суперфлопи дисковод ZIP, монитор – 21”, сетевая плата);
cтанция магнито-оптических дисков Juke Box.
Для
функционирования архива электронных документов необходимо следующее программное
обеспечение: Windows – XP, Офис- XP, Corel Draw, Fine Reader, FoxPro, Spotlight Pro, Vectori, KSC - KMS21 (Metafasа)
Схема функционирования
архива электронных документов представлена на рис. 1.
Группа основного производства
В состав группы
основного производства входят 6 АРМ, в том числе АРМ-руководителя, на котором
реализованы CAD/CAM/CAE системы второго уровня: ADEM,
"КРЕДО", AutoCad, Solid Edge, Solid Works.
Применение их в сочетании с системой управления проектом типа KSC - KMS21 с
целью удобства проработки чертежей СБ, ОВ, МЧ и т.д., а также деталей обеспечит
просмотр под разными углами в пространстве, с возможностью укрупненного
просмотра узлов и вызовом соответствующих спецификаций, без набора номера чертежей,
с сохранением обратной функции - по набранному чертежу выходить на
соответствующую сборку, с отметкой в цвете на экране общего вида: какие узлы,
детали поступили на завод, в т.ч. аналогичные; что уже сделано КБ отд.136 и
подразделениями завода; на что еще нет чертежей и т.д.
Каждый из АРМов
состоит из:
Pentium IV (512MВ RAM, 100 GB HDD, Video 64/128 МB WRAM, 24-x CD RV,
суперфлопи дисковод ZIP, монитор – 17/21”, сетевая плата).
Основные положения комплексной автоматизации КБ
Предполагается,
что КД на деталесборочные единицы (ДСЕ) и изделие в целом будет поступать из
ОТД и/или ИВЦ в виде математических моделей и электронных документов, сформированных
с помощью базовой CAD/CAM/CAE системы Unigraphics NX, в соответствии с ГОСТ 28 338-89 "Документы
на магнитных носителях данных. Порядок выполнения и обращения".
Предлагаемое
выше программное обеспечение имеет средства, включая прямые интерфейсы, для
конвертации КД без искажения геометрической информации. Поэтому просмотр
электронных сборок ДСЕ и изделия в целом может производиться как с помощью базовой
системы Unigraphics NX, так и с помощью более легких систем ADEM,
"КРЕДО", AutoCad, Solid Edge, Solid Works,и/или системы ведения и управления электронными
данными объектов типа KSC - KMS21 (Metafasа) в сочетании с модернизацией АСУП РКЗ, реализованных
на гетерогенной локальной вычислительной сети РКЗ, с учетом требований,
указанных в материалах Второго межведомственного научно-практического семинара,
минимально необходимых затрат на разработку программного обеспечения и
ОГК
КБ 130, 10, 20, 50, 60,
72, 75, 76, 77, 90, 92,
100
Архив
электронных документов ОГК
Подсистема приемки и Подсистема перевода
входного контроля элек-
заимствованной
тронной
документации документации
в электронный вид
Подсистема формирова- Подсистема хранения
ния справочно-информа- эталонов, контроль-
ционных данных о ных копий и
рабочих
документации копий документов
электронной
документации
Подсистема формиро-
вания и
вывода по
запросам на магнитные
носители и бумагу доку-
ментации и
учета
рабочих копий
Рис . 1. Схема функционирования архива
электронных документов ОГК
приобретение средств
вычислительной техники для создания единой корпоративной информационно –
телекоммуникационной системы управления Центром и протокола ТС службы Главного
технолога по вопросу создания 1-ой очереди автоматизированной системы технологической
подготовки производства АСТПП от 22.10.98 г.
Выводы
· Создание
компьютеризированной интегрированной информационной системы конструкторского
бюро координации и планирования является в настоящее время одной из первоочередных
задач автоматизации инженерного труда на РКЗ.
· Решение
этой задачи возможно в тесном сотрудничестве с ИВЦ в рамках модернизации АСУП
РКЗ путем создания локальной вычислительной сети ОГК в составе: сервера в виде
мощной графической станции на базе Itanium – 2; 10 АРМ (Pentium IV,512 MВ RAM, 100 GB HDD, 24-x CD RV, Video
64/128 МB WRAM, ZIP, монитор –21/17”, сетевая
плата); сетевого лазерного принтера - А3; сканера А3; плоттера А0
· В состав программного
обеспечения ЛВС КБ входят: Windows-XP, Офис- XP, Corel Draw, FoxPro, Spotlight Pro, Vectori,
Fine Reader, Unigraphics NX, ADEM,
"КРЕДО", AutoCad, Solid Edge, Solid Works, KSC - KMS21 (Metafasа).
· Для
моделирования и отработки новых информационных технологий необходимо в 2005 г.
дооснастить КБ не менее чем 4-мя АРМ и соответствующим программным обеспечением.
Литература
1.
Концепция целевой межведомственной программы "Система непрерывной подготовки специалистов по
информационным технологиям поддержки
жизненного цикла авиационной и ракетно-космической техники" Росавиакосмос,
24 февраля 2004 г. 15 стр.
2.
Сухов Г. М., Костюков В. Д., Пугаченко С. Е., Чеховой А. Н. Наукоёмкие технологии в ракетно –
космической технике. ISSN
0131 – 1336. ТЯЖЕЛОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ. 2004. № 5. стр. 2 – 4.
3.
Витоль Л. В. – Я., Калинин А. А., Костюков В. Д., Лобов Е. Д., Митин В. Ф. Проектирование и изготовление
штампов с применением информационных технологий.
ISSN 0131 – 1336. ТЯЖЕЛОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ. 2004. № 5. стр. 5 – 7.