Применение PDM-системы для хранения и
статистического анализа данных испытательных лабораторий
Н.П. Григоренко
нач. отдела ИТ ОНПП "Технология"
,Д.А. Бубало,
нач.сектора разработки и внедрения ПО ОНПП "Технология",
г.Обнинск
М.В. Кобзев,
инженер-программист сектора разработки и внедрения ПО ОНПП "Технология",
г.Обнинск
А.Г. Попов,
нач. испытательной лаборатории ОНПП "Технология",
г.Обнинск
Современные рыночные
условия требуют от отечественных производителей соответствия выпускаемой продукции
всё более высоким стандартам. Повышение качества продукции в настоящее время
невозможно без широкомасштабного внедрения во все этапы производства новых
информационных технологий. Эффективная работа предприятия требует наличия такой
системы как PDM, объединяющей результаты деятельности всех подразделений
и связывающей все существующие на предприятии автоматизированные системы.
Одним из
направлений при внедрении PDM на ФГУП “ОНПП”
Технология” является разработка комплекса по накоплению и подготовке к статистическому
анализу данных результатов физико-механических испытаний изделий из ПКМ. В
качестве базовой системы для комплекса была выбрана внедряемая в настоящий
момент на предприятии система PDM STEP
Suite. Такое решение имеет ряд положительных аспектов:
- хранение результатов
испытания образцов готовых изделий в непосредственной связи с конструкторскими
и технологическими данными по изделию
(упрощение доступа к разносортной информации);
- сокращение числа
различных средств разработки и СУБД, используемых на предприятии (экономия за
счёт отказа от ряда программных продуктов и необходимости обучения специалистов
этим продуктам);
- возможность внедрения
подобного комплекса с минимальными доработками и эксплуатационными расходами в
других испытательных лабораториях предприятия (экономия на разработке новых
программных продуктов).
Более
того, для работы с данным комплексом сотрудникам испытательных лабораторий нет
необходимости в основательном изучении системы управления данными, что значительно
может повлиять на экономию времени при внедрении.
Для
повышения эффективности и удобства работы пользователей комплекса был создан
ряд программных продуктов, предоставляющих сотрудникам испытательной
лаборатории максимальный комфорт при занесении/редактировании результатов
испытаний:
1.
Редактор
шаблонов (предназначен для создания/редактирования шаблонов, по которым
проводятся испытания);
2.
Регистрация
испытаний (служит для ввода данных, расчета необходимых параметров по
выбранному шаблону и сохранения результатов испытания);
3.
Статистическая
подготовка (формирование выборок по критериям, определенным пользователем, и
сохранение результирующего набора данных в файл в формате, пригодном для
экспорта в любую систему статистического анализа).
Программный
комплекс регистрации и подготовки к статистическому анализу результатов
разрушающих испытаний изделий из ПКМ предназначен для:
-
ввода
данных испытаний по заранее созданным шаблонам;
-
выдачи
протоколов испытаний установленного образца;
- формирования выборок
из накопленного объема испытаний для последующего использования в пакетах
статистической обработки данных.
Особенностью
Программного комплекса является то, что в качестве хранилища данных используется
система управления данными об изделии. Т.е комплекс оперирует с объектами PDM:
изделиями, папками, справочниками, категориями, характеристиками,
бизнес-процессами и т.д. Каждое изделие ассоциировано с его маршрутной картой,
представленной в PDM как дерево
бизнес-процессов с соответствующими характеристиками и ресурсами. Такой подход
позволит хранить результаты испытаний изделий и материалов без отрыва от прочей
информации, возникающей во время жизненного цикла изделий (конструкторская и
технологическая документация, справочные данные, нормы расходов материалов,
комплектующих и полуфабрикатов, используемых при производстве изделия и т.п.).
Комплекс
состоит из следующих компонентов:
-
редактор
шаблона испытаний;
-
приложение
для регистрации испытаний;
-
приложение
для формирования выборок.
Основным
предназначением Редактора шаблонов является создание и редактирование набора
параметров и характеристик, используемых в определенном типе испытания изделия (материала). В дальнейшем,
в целях уменьшения доли ручного ввода, созданный набор используется в качестве
шаблона, хранящего необходимые параметры испытания, в приложении для
регистрации данных и выдачи протокола испытания.
С
помощью Редактора шаблонов для любого из вышеприведенных видов контроля можно создавать
шаблоны, которые будут хранить только те общие, измеряемые, вычисляемые и
контролируемые параметры, которые требуются для проведения данного испытания. В
дальнейшем, перед проведением непосредственно испытания образцов данного
материала, пользователь будет иметь возможность выбрать тот шаблон испытания,
набор параметров которого необходим в данном случае, и приложение регистрации
испытаний автоматически предложит к заполнению и расчету только параметры из
данного шаблона. Кроме этого, Редактор шаблонов позволяет к любому из созданных
шаблонов прикрепить список из нескольких различных печатных форм протоколов
испытаний (в формате MS Excel).
Перед выдачей протокола пользователь имеет возможность выбрать именно ту
печатную форму, которая требуется в конкретном случае.
рис. 1 Окно редактирования Excel-файла шаблона протокола
Основным
назначением приложения "Регистрация разрушающих испытаний" является ввод измеряемых и расчет вычисляемых
параметров по результатам проведенных испытаний, сохранение этой информации в
хранилище данных для последующей статистической обработки, а также формирование
печатных форм протоколов испытаний. Приложение для регистрации работает с
шаблонами испытаний, предварительно созданными в приложении "Редактор
шаблонов испытаний". Таким образом, Приложение для регистрации служит для
ввода данных по серийным испытаниям, на которые можно создавать шаблоны
испытаний для экономии времени ввода.
рис. 2 Окно ввода параметров испытания
Основным назначением приложения для формирования
выборок является отбор информации о накопленных испытаниях по определенным
критериям и сохранение этой информации в текстовом файле. Формат данного файла
(CSV) позволяет загрузить имеющуюся в нем информацию в любое приложение по
статистической обработке, например, Microsoft Excel или ПО Statistica для
последующего анализа.
Работа с
приложением состоит из 3-х этапов.
На 1-ом этапе
пользователь производит отбор испытаний. Возможные критерии отбора включают в
себя:
-
дату
проведения испытания (диапазон дат);
-
использованное
при испытании оборудование;
-
наименование
технических условий, на соответствие которым проводились испытания;
-
методика,
регламентирующая проведение испытания;
-
тип
испытаний (сжатие, отрыв, изгиб и т.п.);
-
описание
испытываемого образца (номер партии, наименование материала и т.п.).
На
втором этапе приложение предлагает список параметров, которые встречаются в
найденных испытаниях, и пользователю необходимо выбрать те параметры, значения
которых должны попасть в итоговую выборку.
После
этого, программа отобразит конечный результат выборки и, если этот результат
удовлетворяет пользователя, то он может сохранить полученные результаты в файл
(рис.4).
На
рисунке 4 показан фрагмент рабочего листа ПО Statistica с загруженными из
данного файла значениями. Дальнейшая работа по анализу полученных данных
производится средствами выбранного программного обеспечения (в данном случае –
ПО StatSoft Statistica).
рис. 3 Результаты
выборки по испытаниям
рис. 4 Результаты
выборки, загруженные в ПО "Statistica"
Результаты
статистической обработки данных, полученных при помощи описываемого комплекса,
позволят специалистам выявлять причины появления брака в выпускаемых изделиях и
целенаправленно модернизировать технологические процессы производства с целью
повышения качества продукции предприятия.