Управление проектами
аутсорсинга высокотехнологичных услуг при создании новой техники *)
Воронченок А. Д.,
Тихомиров А. С.
МАИ, г.
Москва
Сегодня при создании объектов
новой техники аутсорсинг (outsourcing)
высокотехнологичных услуг (ВТУ) используется на новом уровне, не только как
методология, но главным образом, – как информационная технология делового
взаимодействия промышленных организаций (см. рисунок) в режиме «виртуального предприятия».
Рисунок. Аутсорсинг высокотехнологичных услуг: IDEF0-диаграмма
основных процессов.
В последние годы, в связи с ростом конкуренции, и стремлением снизить
производственные издержки, многие организации фокусируют свое внимание
на основных видах деятельности.
Поэтому все чаще курс берется на аутсорсинг,
в первую очередь это касается высокотехнологичных и наукоемких услуг.
Именно такими являются услуги по
быстрому прототипированию (Rapid Prototyping and Manufacturing, RPM).
Организовать специализированное подразделение
для разработки прототипов и технологической оснастки, пригласив для работы в
нем высоклассных специалистов с высокой зарплатой, и приобрести современное
оборудование RPM, многим предприятиям сегодня просто не под силу. Сама постановка
вопроса, когда акцент делается на определяющую роль инвестиционной составляющей
развития производства, является весьма сомнительной.
Наш взгляд на эту проблему принципиально иной, он базируется на ином
подходе к повышению конкурентоспособности предприятий при переходе от спада
производства к экономическому росту.
Развитие аутсорсинга
ВТУ, в частности, услуг по быстрому прототипированию, вызванное, прежде всего,
стремительным расширением использования информационных систем, в частности
CAD/CAM/CAE технологий не только на крупных предприятиях, но и в компаниях
малого и среднего бизнеса, а также чрезвычайно быстрое развитие Интернета и
электронной коммерции, дает реальный шанс отечественным машиностроительным
предприятиям повысить качество и конкурентоспособность выпускаемых изделий.
Управление
проектом аутсорсинга ВТУ связано с надлежащим планированием и контролем
действий всех участников, которые позволяют достичь целей проекта по стоимости,
срокам и качеству.
Неформальные
приемы управления проектами, которые часто используются на отечественных
предприятиях, не подходят для крупных проектов, над которыми распределенный
коллектив должен работать несколько месяцев, – т.е. для большинства
коммерческих проектов по созданию объектов новой техники. В таких проектах
каждую техническую задачу нужно выполнять тщательно, следуя испытанным
технологиям, а результаты работы и получаемые продукты должны быть хорошо
документированы, чтобы другие разработчики могли ознакомиться с ними. Задачи
проекта должны тщательно планироваться и распределяться среди участников, а
затем отслеживаться по мере выполнения проекта. Опыт показывает, чтобы успешно
выполнять крупный проект по созданию новой техники, следует повысить формализм
и строгость взаимодействия всех его участников.
Для
проекта аутсорсинга ВТУ собственно процессы проектирования, разработки и
создания новой техники определяют, как выполнить техническую работу, например,
создать спецификации требований, осуществить проектирование, изготовление и
сборку изделий. С другой стороны, процессы управления проектом аутсорсинга
определяют, как установить контрольные точки, организовать субподрядчиков,
управлять рисками, отслеживать продвижение вперед и т.д.
Ключевыми моментами
при управлении проектом аутсорсинга ВТУ, по аналогии с коллективной разработкой
ПО, является выбор надежных партнеров с учетом их уровня по ISO-9001
и модели зрелости бизнес-процессов на том основании, что
§ отлаженные
бизнес-процессы представляют коллективное знание и их использование повышает
шансы на успех проекта;
§ не
пользуясь отлаженными бизнес-процессами, невозможно точно предсказать
результаты проекта;
§ организация
не сможет эффективно обучаться и развиваться, если не будет пользоваться
отлаженными бизнес-процессами, т.к. обучение и усовершенствование – это
настоятельные требования современного мира, в котором все основано на знании;
§ отлаженные
бизнес-процессы снижают уровень рисков, т.к. в этом случае контрольные перечни
охватывают до 80% того, что нужно сделать, и следовательно, остается
проработать лишь 20% оригинальной части проекта.
*) Аутсорсинг: создание
высокоэффективных и конкурентоспособных организаций/ Под ред. проф. Аникина
Б.А. – М.: ИНФРА-М, 2003