Некоторые методические
аспекты использования моделей при проектировании сложных систем
А.Б. Бахур
Директор НВЦ «Интелтех»,
г. Москва
Проектирование сложных систем содержательно определяется
как принятие решений об устройстве создаваемого и доведении замысла путем
модельной отработки до обоснования реальности изготовления [2]. Анализ проблем использования моделей при проектировании
сложных технических систем позволил выявить следующие методические аспекты:
-
когнитивные (формирование гармонизирующих системных моделей, отношения
парадигмальных и конкретных моделей);
-
инженерные (использование моделей при проектировании и при управлении
предприятиями)
-
идеологические (модель как средство согласования усилий людей).
1.1.
Когнитивные методические аспекты.
Проектирование
сложных технических систем связано с принятием и исполнением комплексных
решений. Необходимость развития методического инструментария создания и
применения моделей в процессе проектирования приводит к необходимости осознания
следующих методических аспектов: формирования гармонизирующей системной модели
и отношений парадигмальной и конкретной моделей.
Разработка
конкретных моделей, обеспечивающих проектирования, включает в себя два момента:
-
формирование моделей отдельных эффектов, обеспечивающих частные исполнения;
-
формирование гармонизирующей системной модели, описывающей согласование
проявления отдельных эффектов.
Первый
момент достаточно понятен и методически разработан, поэтому мы на нем не будем
останавливаться. А вот второй имеет решающее значение при анализе и выработке
комплексных решений. Чтобы подчеркнуть значение вопроса, отметим, что
гармонизирующая модель описывает получение интегративного качества системы –
такого ее свойства, которое проявляется только через взаимодействие элементов,
но не содержится ни в одном из них [10]. Т.е. содержание системной модели – это
описание функционирования всего изделия как согласованной работы частей. Именно
она фиксирует то, что мы имеем дело с единым комплексом свойств в разных
ситуациях, когда они проявляются по-разному, создавая впечатление нового
явления.
Вопрос
формирования гармонизирующих моделей как отдельный методический шаг
представляет собой фундаментальную проблему, связанную с существенным
изменением мировоззренческих представлений. Основы для ее решения разработаны в
[1, 3, 7, 11, 12 и др.]. В них не просто рассмотрена система как род модельного
описания отношений целого и частей, но и предложена такая идея описания,
которая позволяет свести разнородные явления в однородную модель – модель
организации (управления).
Однако
именно необходимость изменения мировоззренческих представлений является
причиной того, что методическая разработка проблемы формирования системных моделей
не осознана настолько, что можно считать ее в достаточной мере понятой в
постановочном плане. Поэтому несмотря на наличие глубоких оснований эта
проблема не разработана как общая теория. В разработках различных системных
теорий 50-80-х гг. XX века постановка, где бы явно
присутствовало выделение методического шага формирования гармонизирующей модели
по отношению к формированию моделей отдельных эффектов, в явном виде не
присутствовала. Анализируя эти разработки, академик Н.Н. Моисеев пришел к
следующему заключению [9]: “Кроме того, теория систем, по моему глубокому
убеждению, относится к числу “несостоявшихся наук”. В самом деле, идеи фон
Берталанффи, несмотря на их широкую рекламу, не внесли каких-либо
методологических или конструктивных методов в анализ сложных систем. Новые
механизмы не были раскрыты, а математические методы анализа опирались на теорию
бифуркаций и малого параметра Пуанкаре и Тихонова, на теорию графов и другие
традиционные методы анализа сложных систем. Попытка Месаровича создать
своеобразную “системную алгебру” не привела к каким-либо конструктивным или
философским результатам.”
Не
менее важным в современных условиях становится и значение методических аспектов
связанных с формированием конкретной модели при проектировании. Необходимость
отказа от визуальных аналогий при проектировании сложных систем требует
поддержки для формирования модели проектируемого объекта. И в этом случае
проявляется методически обоснованного создания таких моделей. Для внесения
ясности в этот аспект обратимся к некоторым идеям В.И. Вернадского [6].
Знания,
которые мы используем, представляют не просто ряд из теорий, описывающих
различные явления. Знания имеют развитое вертикальное строение. И в нем
присутствуют обобщающие модели, несущие в себе содержательные аспекты, не
связанные со специализированными теориями, описывающими отдельный эффект. Такие
модели можно рассматривать как парадигмальные. В ситуации невозможности
использования визуальных аналогий парадигмальные модели становится методическим
инструментом, позволяющим:
-
выбирать парадигму и связанный с ней комплекс модельных возможностей для
формирования конкретной модели;
-
формировать конкретные модели проектируемой системы в соответствии с
постановкой задачи;
-
переносить модельные описания, полученные в других областях знания или на
основе других парадигм, в ходе анализа конкретной проблемы и ее решения.
Т.е.
создание конкретной модели является результатом приложения этих обобщающих
оснований к тому эмпирическому материалу, на базе которого будет создаваться
проектируемое изделие.
1.2.
Инженерные аспекты.
Все,
написанное выше, относится к когнитивной роли моделей. Но, сложные комплексные
решения необходимо не только анализировать и синтезировать. Их необходимо реализовывать.
К сожалению, роль моделей в инженерной деятельности исследована гораздо меньше,
чем роль моделей в науке. Это обусловлено гораздо меньшим вниманием к изучению
методических проблем инженерии, по сравнению с методическими проблемами науки.
И поэтому на них будет необходимо остановиться подробнее.
Модель,
как инструмент проектирования, предназначена для формирования и отработки
замысла. Учтем то, что отрабатывается замысел весьма сложного изделия, сочетающего
комплекс разнородных требований и включающего в схему своего функционирования
разнообразные частные процессы. Учтем и то, что сам процесс отработки замысла
ставится на промышленную основу, когда, кроме требования соответствия замысла
некоторым новым условиям, появляются требования рентабельности и выполнения
проекта в обусловленные сроки, исключающие кустарность [8].
Отметим
основной аспект, осознанное использование которого необходимо в проектном
моделировании. Это необходимость отрыва модели от конкретности, от очевидности,
от той исходной ситуации, в которой она была сформирована. Только при этом
условии модель приобретает проектный потенциал[1],
пластичность, необходимую для адаптации к новым условиям, которые могут быть
весьма отличающимися от условий, в которых модель была получена. Однако этот
отрыв, не должен приводить к потере связи с постановкой задачи. Это
противоречие может быть разрешено только в условиях осознанного использования
моделей в проектировании.
Рассмотрим
подробнее момент, связанный с тем, что отрыв должен представлять собой не
просто фантазирование, а методический шаг. И здесь снова на поверхность выступает
роль парадигмальных моделей. Поскольку именно они позволяют абстрагироваться от
тех конкретных деталей, которые не имеют существенного значения, сохраняя в
процессе отрыва то, что нам принципиально важно для того, чтобы остаться в
рамках постановки задачи. И при нахождении решения развивать его за счет
введения в получающуюся модель новых конкретных подробностей.
Это
еще раз подчеркивает значение эксплицированности парадигмальной модели, о чем
выше уже было сказано. Она становится средством, позволяющим удержать
конкретную модель в рамках постановки задачи. На основе понимания
парадигмальной модели мы можем произвести отрыв, необходимый для получения
проектного потенциала, но не выходящий за рамки постановки и превращающий
проектирование в безосновательное фантазирование. Именно парадигмальная модель
позволит определить те детали конкретной модели-прототипа, которые можно
считать несущественными, которые нас связывают с исходной ситуацией ее
формирования. Которые мы должны будем «стереть».
1.3.
Идеологические аспекты.
Поскольку
проектирование сложной технической системы происходит в процессе взаимодействия
разработчиков, в применении моделей проявляется и аспект, который можно назвать
идеологическим [4]. В этой ситуации модель проектируемой системы становится
средством поддержки согласования усилий людей.
При
проектных работах, в ходе создания комплекта документации, разные специалисты
разрабатывают решения по тому, как будут организованы различные функции создаваемой системы. И эти решения должны
представлять из себя не фрагменты, а части единого проекта[2].
Фрагментарность исполнения является предпосылкой его неудачи. Поскольку сложить
фрагментарные решения в единый проект (согласовать их между собой) – это все
равно, что сделать все заново.
Та характеристика, которая выше была дана когнитивным
аспектам, связанным с парадигмальной и гармонизирующей системной моделями, позволяет
понять и рассматриваемые идеологические аспекты. Они состоят в том, что
понимание содержания именно этих моделей становится основой для согласованного
ведения проектных работ. Гармонизирующая системная модель уже в силу своей роли
фиксирует единство общего замысла. И это единство должно быть выдержано в
самостоятельных действиях специалистов, составляющих проектную группу.
Очевидно, что практически невозможно обеспечить абсолютный контроль над их
действиями. Это будет означать, что все решения - от замысла, до мельчайших
деталей принимает один человек. Что возможно или в случае достаточно простой
разработки или в случае, когда разработку ведет человек, обладающий выдающимися
дарованиями и колоссальной работоспособностью. Однако, в подавляющем большинстве
случаев мы имеем дело с группой квалифицированных специалистов, перед которыми
стоит задача разработать решение сложной комплексной проблемы, в котором
подробности не противоречат общему замыслу. И очевидно, что в этом случае
средством согласования их усилий становится модель. Т.е. она становится идеей,
понимание которой гармонизирует самостоятельность специалистов группы, вносит в
нее согласующее начало.
Литература
1.
Анохин П.К. Принципиальные
вопросы общей теории функциональных систем. //Принципы системной организации
функций. - М.: Наука, 1973, (стр. 5-62)
2.
Бахур А.Б. Постановка задачи
проектирования как создания управления процессом функционирования. //Сборник
трудов международной конференции «Системы проектирования, технологической
подготовки производства и управления этапами жизненного цикла промышленного
продукта CAD/CAM/PDM – 2004» - М.: ИПУ РАН, 2004
3.
Богданов А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука). – М.:
Финансы, 2003.
4.
Богданов А.А. Наука об общественном сознании. – М.: Московский психолого-социологический
ин-т, Из-во НПО «Модек», 1999
5.
Бом Д. Развертывающееся значение. Три дня диалогов с Д. Бомом. (пер. М.
Немцова) - 1985
6.
Вернадский
В.И. Размышления натуралиста. - М.:
«Наука», 1975.
7.
Винер Н. Кибернетика. – М.: Сов. Радио, 1968
8.
Джонс Дж. К. Методы проектирования. – М.: Мир, 1986
9.
Моисеев Н.Н. Моисеев
Н.Н. Тектология Богданова – современные перспективы. //«Вопросы философии» 1995
№ 8, стр. 8-13
10.
Николаев
В.И., Брук В.М. Системотехника: методы и приложения. - М.: Машиностроение, 1984
11.
Сетров М.И. Основы функциональной теории
организации. - Л.: “Наука”, Лен.отд., 1972
12. Bertalanffy L. Von. General System Theory (Foundation,
Development, Application), G. Brazillier, n. y., 1973
[1] Это хорошо соответствует значению латинского слова projectus – брошенный вперед.
[2] Очень четко показал отличие частей и фрагментов Нобелевский лауреат Д. Бом [5]: «Этот подход целостности мог бы помочь завершить далеко заводящую и всепроникающую фрагментацию, возникающую из механистического мировоззрения. Дальнейшее понимание природы такой фрагментации можно получить, спросив, какова разница в значении слов “часть” и “фрагмент”. Часть, как я сказал, - механическая ли, органическая - внутренне связана с целым, для фрагмента же это не так. Как указывает латинский корень, и как видно из родственного английского слова fragile (хрупкий), “фрагментировать” - это ломать или разбивать. Ударить по часам молотком - значит, произвести не части, а фрагменты, разделенные так, что они перестают быть значимо связанными со структурой часов. Если вы разрежете тушу животного, как в мясной лавке, то получатся не части животного, а снова фрагменты. И вот что я пытаюсь сказать: мы обладаем способом мышления, который скорее производит незначимые поломки и фрагменты, а не видит должные части в их связи с целым»