Непрерывная диагностика дизельного оборудования
на основе интеллектуального анализа графиков рабочих характеристик
Ф.В.Калугин,
аспирант ИПС РАН,
В.М.Хачумов,
зав. лабораторией ИПС РАН,
д.т.н, проф.,
г. Переславль-Залесский
Рассматривается
метод диагностирования топливной аппаратуры локомотивных дизелей, основанный на
анализе графиков рабочих характеристик дизелей и выделении информативных
параметров, несущих полную информацию о состоянии оборудования. Диагностика осуществляется с помощью нейронной сети прямого
распространения, настраиваемой на неисправности по методу обратного
распространения ошибки. Непрерывность
контроля обеспечивается специальными программно-аппаратными средствами.
Предлагаемый
подход предназначен для анализа рабочих характеристик дизельного оборудования,
представленных в графической форме, с целью оперативного обнаружения изменений
в работе топливной аппаратуры, прогнозирования развития ситуации, классификации
неисправностей и выдачи рекомендаций по их устранению. Под непрерывным
контролем понимается контроль, осуществляемый в режиме реального времени в
течение всего жизненного цикла двигателя с использованием встраиваемых
аппаратно-программных средств. Структура системы диагностики представлена на
рис.1. Мониторинг реализуется системой датчиков и первичным прибором,
регистрирующим графики рабочих характеристик. Предварительная обработка
изображений, необходимая для фильтрации помех, осуществляется, в основном,
средствами ДПФ преобразования.
Первая часть метода, связанная с выделением
информативных параметров из характеристик рабочего процесса дизельных установок
с помощью моделирующих функций, достаточно полно изложена в работе [1].
Числовая информация о найденных 5-10 характерных точках (и, возможно, их
соотношениях) служит входами нейронной сети.
Представляет наибольший интерес вторая часть метода
диагностики, связанная c использованием двухслойной
нейронной сети (НС) прямого распространения [2,3]. На вход НС подается
информация о найденных особых точках. Применяются нейронные сети с
сигмоидальной активационной функцией.
Рис.1. Структура системы диагностики
Классификатор строится путем обучения с учителем (экспертом) по методу обратного распространения
ошибки. Величины синоптических связей, эталонные значения входов и выходов
хранятся в базе данных, причем для каждого режима работы двигателя подбираются
свои коэффициенты настройки. Выходами нейронной сети являются утверждения о
наличии или отсутствии определенной
неисправности двигателя. Базой данных в данном случае является набор XML
файлов, что облегчает перенос программы на другие платформы. Структура базы
данных представлена на рис. 2
На данные, хранящиеся в XML, накладываются такие же
ограничения, как и на данные, хранящиеся в классической базе данных: типизация
данных: строковые данные, целые числа и числа с плавающей точкой, условия на
уникальность, ограничения на длину данных, на обязательность значения хранимого
в поле. Величины
синоптических связей хранятся в таблице coef, значения выходов нейронной
сети -
в таблицах sample_breakages и samples, значения входов нейронной
сети – в таблицах sample_nums, samples. Таблицы breakages
и nums хранят описание поломок и числовых характеристик соответственно. Для
каждого основного режима работы двигателя подбираются свои коэффициенты.
Рис. 2. Структура базы данных
Процесс добавления входов и выходов НС для
последующего использования в процессе обучения автоматизирован и реализуется
следующим образом:
·
Выбирается режим работы двигателя (автоматически устанавливается режим
«текущий»);
·
Добавляется новый пример, имя которого (номер) вводится для удобства;
·
Добавляются все числовые значения (входы нейронной сети). Предусмотрена
возможность автоматического добавления числовых данных для текущего цилиндра
двигателя. Числовые значения обучающего примера показаны на рис. 3;
·
Вручную добавляются наблюдаемые неисправности (выходы нейронной сети).
Результаты обучающего примера показаны на рис. 4.
Предусмотрена возможность
автоматического ввода неисправностей, распознанных НС. Эксперту следует только
скорректировать данные в том случае, если они являются ошибочными. Так
реализуется один из этапов режима обучения «с учителем» нейронной сети [2,3].
Алгоритм обучения НС методом обратного распространения ошибки содержит
следующие стандартные шаги [3]:
1. Подать на входы сети один из наборов числовых
характеристик работы двигателя и в режиме прямого функционирования НС
рассчитать значения выходов;
Рис. 3. Числовые значения обучающего примера
Рис. 4. Возможные неисправности
2. Рассчитать погрешность для выходного слоя и
изменения весов слоя ;
3. Рассчитать последовательно величины погрешностей
слоя n, используя величины погрешностей слоя , а также изменения весов для всех остальных слоев;
4. Скорректировать все веса в нейронной сети;
5. Если ошибка сети превосходит заданный порог,
перейти на шаг 1. В противном случае – конец.
Предложенный метод непрерывного диагностирования
дизельного двигателя программно реализован в виде исследовательского прототипа.
Программная система позволяет моделировать и анализировать различные режимы
работы топливной системы, в том числе аварийные ситуации. Система может
работать автономно и с подключением экспертной системы, что дает возможность
прогнозирования развития ситуации и выработки рекомендаций.
Дополнительным интеллектуальным средством для пользователя
служит визуальный контроль состояния текущих параметров объекта на основе
когнитивных графических методов регистрации отклонений параметров от
установленной нормы [5]. Данный метод реализуется набором динамических
графических образов (цветояркостных, полярных, секторных, интегральных),
охватывающих различные уровни иерархии сложного объекта (система, подсистема,
параметры).
Непрерывность контроля предполагается обеспечить с
помощью встраиваемого отечественного микроконтроллера “Мультикор-12” (МС-12), снабженного соответствующим специализированным
программным обеспечением [4].
Работы по данному проекту выполняются при
финансовой поддержке РФФИ (проект N 03-01-00808).
Литература
1.
Грибов М.Г., Калугин Ф.В., Хачумов В.М. Автоматизированная система
диагностики топливной аппаратуры дизельных двигателей. - Труды Седьмой
национальной конференции по искусственному интеллекту с международным участием.
КИИ’2000 (24-27 октября, г. Переславль-Залесский).- М.: Изд-во
Физико-математической литературы, 2000, т.2, с.733-741.
2.
Каллан Р. Основные концепции нейронных сетей. - М.: Изд. дом
"Вильямс", 2001. -287 с.
3.
Круглов В.В., Борисов В.В. Искусственные нейронные сети. Теория и
практика. - М.: Горячая линия - Телеком, 2001- 382с.
4.
Солохина
Т., Петричкович Я., Глушков А., Александров Ю. и др. Мультикор12S –
сигнальный процессор с плавающей точкой для высокоточных встраиваемых
применений. – Chip news: Инженерная микроэлектроника, 2003, № 8, с. 4–15.
5.
Хачумов В.М., Ксенофонтова Е.В. Образный анализ и диагностика сложных процессов.
– Доклады 11-й Всероссийской конференции «Математические методы распознавания
образов» (ММРО-11, 23-29 ноября 2003 г., Пущино). – М.:, 2003, с.201-204.