Реализация средств
виртуальной реальности в этапах жизненного цикла объектов судостроения
А.С. Рябоконь
Ведущий инженер по АСУП,
ФГУП «Адмиралтейские верфи»
Санкт - Петербург
Машиностроение во всем мире
претерпевает глубокие изменения, связанные с совершенствованием процессов
управления проектированием, изготовлением, эксплуатацией и обновлением сложной
наукоемкой продукции. Модернизация сферы морской индустрии связана с необходимостью
повышения качества высокотехнологичной и наукоемкой продукции машиностроения,
ускорения темпов его обновления, снижения стоимости производства и владения
техникой. Подобные задачи наукоемких и высокотехнологичных производств не могут
быть решены без развития соответствующей научно-образовательной среды.
Следует отметить, что
понимание термина «виртуальная реальность» не является однозначным, и
представление о виртуальной реальности претерпело ряд изменений за последнее
время. Это связано с бурным развитием компьютерной техники и технологий за
последние несколько лет. Мы рассматриваем виртуальную реальность, прежде всего
с точки зрения возможности для человека внедриться в смоделированный
компьютером абстрактный мир визуальных объектов, взаимодействовать с ними и
влиять на ход протекающих в них процессов как на сущности реального мира.
рис.
1 Фрагмент интерактивной модели отсека корабля.
Объект судостроения,
как сложный технический объект рассматривается с позиций поддержки его полного
жизненного цикла и соблюдения стандартов CALS-технологий применительно к
технической документации поставляемой с кораблем, а также информационной поддержки
процессов технического обслуживания, материально-технического обеспечения в течение
жизненного цикла корабля.
Система
комплексного представления знаний об объекте судостроения средствами виртуальной
реальности, или как мы ее называем: «Виртуальный корабль» позволяет наглядно
представить корабль не только «от киля до клотика», но и на всех уровнях его
функционирования и на всех этапах его использования.
Для
решения практических задач на разных этапах жизненного цикла корабля, укрупнено
это:
- проектирование;
- постройка;
- техническая эксплуатация;
- ремонт и модернизация;
- утилизация,
применяются
различные средства.
Используемые
средства компьютерных технологий для обеспечения процессов проектирования и
постройки базируются на CAD/CAM/CAE системах, где
в основе информационной модели изделия лежит его трехмерная CAD – модель. Данная информационная модель изделия
объективно не способна по ряду причин удовлетворить все требования информационного
сопровождения всех этапов Ж.Ц. корабля. Она не всегда является полной, содержит
большой объем текстовых табличных данных, а используемые для ее создание CAD/CAM/PDM системы либо не имеют собственных механизмов внедрения
интерактивности объектов и информации, либо использование этих средств
затруднено.
CAD-модели, созданные в обеспечение проектных и
построечных работ, либо содержат информацию, избыточную для задач технического
обслуживания и обучения, либо не содержат достаточной информации для этих
целей.
Информационное
сопровождение таких этапов жизненного цикла объекта судостроения, как: техническая
эксплуатация, боевое применение, ремонт, модернизация, утилизация, а также всех
случаев взаимодействия с техникой в аварийных и нештатных ситуациях сводится к
созданию полного комплекса интерактивных электронных технических руководств
(ИЭТР) - интерактивной электронной документации, которая комбинирует трёхмерные
модели с текстовой, графической и мультимедийной информацией.
В
настоящем докладе рассматриваются средства виртуальной реальности, обеспечивающие
решение задач создания интерактивных электронных технических руководств. Нами
проведен анализ этих средств и выработаны рекомендации по их применению.
Статический Web сайт.
Преимущества ИЭТР такого типа заключается в
удобстве доступа средствами электронных сетей. Структура обеспечивает быстрый
доступ к интересующей пользователя части информации.
Однако, статический Web сайт не имеет собственных
средств интерактивности.
рис.
2 Страница корпоративного интранет портала ФГУП «Адмиралтейские верфи»
Рекомендуется как база для ИЭТР других типов и во
всех случаях, когда необходима структуризация большого объема информации.
Учебный фильм.
Являясь сравнительно дешевым в реализации, не дает
возможности изучения объекта с различных точек зрения. Недостаточно
иллюстративно демонстрирует несколько процессов, протекающих параллельно в
реальном времени. Но при этом является наилучшим средством демонстрации строго
определенной последовательности действий по принципу: «Делай – раз, делай –
два!», без возможных альтернатив.
Компьютерная
игра.
Дает
возможность отработки нелинейного сценария, обеспечивает эффект присутствия в
среде и вид от первого лица. Характеризуется неоправданно высокой трудоемкостью
и стоимостью разработки. Требует при использовании применения мощной аппаратной
базы. Обычно используется в случаях, когда необходима демонстрация управления
процессами оператором (имитация пульта).
Средства
анимации и визуализации в составе тяжелых CAD/CAM/CAE/PDM систем.
Дают
возможность изучения объекта с различных точек зрения в процессе отработки сценария,
возможность моделирования реальной антропометрии человека и поведения человека
внутри технической системы. Кроме того, моделируется одновременная совместная
работа группы людей.
рис.
3 Отображение фрагмента CAD – модели изделия в системе
САПР.
Данные
средства требуют наличия 3D модели, созданной именно в
данной CAD/CAM/CAE/PDM системе.
В случае отсутствия у пользователя ИЭТР данной CAD/CAM/CAE/PDM
системы, он может использовать только записанный видеоряд.
Технологии VRML – компьютерных моделей.
Используемые на ФГУП «Адмиралтейские верфи»
технологии и инструменты компании ParallelGraphics являются на наш взгляд
наиболее эффективным средством создания ИЭТР, т.к. позволяет: изучать объект с
различных точек зрения в процессе отработки сценария, дает возможность
включения ИЭТР в качестве фрагмента в HTML документ, может
использоваться для создания видеоряда на базе данного типа руководства, не
требует мощной аппаратной базы и сложного ПО от компьютера пользователя.
Однако, данные средства подразумевают наличие 3D CAD модели, степень детализации (и трудоемкость
создания) которой определяется назначением и объемом руководства. При
этом основной проблемой создания ИЭТР является упрощение и оптимизация модели. Под
упрощением в данном случае понимается исключение из рассмотрения компонентов
модели, которые являются лишними с точки зрения сценария ИЭТР, а под
оптимизацией – упрощение геометрии модели с целью уменьшения объема рабочего
файла ИЭТР.
Используемые для создания ИЭТР такого типа алгоритмы
позволяют с заданной степенью детализации упростить и оптимизировать
существующие CAD-модели, и представить облегченные трехмерные модели для
операций в режиме реального времени. При этом, потребители (эксплуатанты) получают
возможность работать с такими объектами без установки специализированного
программного обеспечения. Другим достоинством предлагаемой технологии является
доступность разработанных моделей корабельной техники для удаленных
потребителей в любой точке мира, по обычным телекоммуникационным каналам связи.
ИЭТР такого типа успешно применяются для:
- моделирования процессов сборки/разборки изделий, замены их элементов;
- моделирования процессов штатного обслуживания изделий;
- моделирования сборки изделия при его изготовлении;
Представляемые
нами примеры ИЭТР и интерактивных учебных материалов выполнены средствами
технологий ParallelGraphics и с использованием
другого подобного инструментария. Это: фрагмент учебного пособия по изучению
устройства отсека корабля, ИЭТР по штатному обслуживанию конкретного устройства
(аппарат ДУК – С), интерактивный макет помещения, фрагмент каталога ЗИП по
изделиям судового машиностроения.
рис.
4 Фрагмент интерактивного учебного пособия по изучению общего устройства
корабля.
рис.
5 Фрагмент ИЭТР по штатному обслуживанию устройства ДУК-С.
При
разработке данных ИЭТР использованы твердотельные CAD - модели, выполненные в САПР КОМПАС-График.
Следует
подчеркнуть наличие принципиального различия в подходах к 3D моделированию с точки зрения степени детализации. В
случае рассмотрения процессов обслуживания конкретного оборудования степень
детализации модели определяется назначением объемом руководства, а при
макетировании помещений главным критерием выбора степени детализации модели
является «узнаваемость» объектов.
рис.
6 Фрагмент интерактивной модели музея ФГУП «Адмиралтейские верфи».
При
разработке интерактивной компьютерной модели музея ФГУП «Адмиралтейские верфи»
использовались традиционные для компьютерного 3D дизайна средства, такие как: 3D
Studio Max,
технологии визуализации Cult 3D, и др. Проблема оптимизации модели в данном случае
решалась путем замены сложной геометрии объектов с большим количеством
полигонов фото текстурами.
Имитационные
компьютерные системы позволяют моделировать действия человека в нормальных и
экстремальных ситуациях, в том числе и таких, воспроизведение которых в реальных
условиях недопустимо по соображениям безопасности или стоимости.
Технологии ИЭТР на основе виртуальной реальности могут
эффективно применяться как для создания учебных пособий, так и для разработки
эффективных средств решения практических задач по сопровождению этапов
жизненного цикла объектов судостроения.