Нормативная база ведения проектов по реорганизации предприятия

О.В. Высотин,

с.н, к.т.н.,

В.В. Петухов,

вед. Инж.,
ИПУ РАН, г. Москва

В докладе рассмотрены вопросы формирования комплекта нормативных документов, регламентирующих работу по реорганизации предприятия. Основными целями разработки нормативных документов являются формализация методологий и технологий выполнения обследования, повышение производительности труда, обеспечение технологической безопасности фирмы-исполнителя при выполнении обследования. В качестве примера приводится фрагмент документа, описывающего требования к функциональной модели деятельности в проекте внедрения системы SAP R/3.

 

The report discusses the formation of a set of normative documents regulating the work of reorganization. The main objectives to develop normative documents are the formalization of methodologies and technologies to perform surveys, improving productivity, ensuring the security of the contractor while performing the survey. As an example, is a snippet of the document that describe requirements for functional models of activity in the implementation project of SAP R/3.

 

Основными целями разработки нормативных документов являются формализация методологий и технологий выполнения обследования, повышение производительности труда, обеспечение технологической безопасности фирмы-исполнителя при выполнении обследования [1].

Для достижения сформулированных целей и решается задача разработки и директивного ведения внутрифирменных и внешних нормативных документов по организации проектных работ, что обеспечит:

ú  сокращение временных затрат на разработку проектов;

ú  технически обоснованную разработку первичных документов по проектам с учетом особенностей производственно-хозяйственной деятельности заказчика;

ú  прогнозирование требований заказчиков и обеспечение оперативной реакции на эти требования;

ú  обеспечение конструктивного взаимодействия между всеми участниками проектных работ – заказчиками, исполнителями, соисполнителями и т.д.;

ú  повышение качества проектных работ;

ú  эффективное обучение сотрудников заказчика и повышение квалификации сотрудников фирмы (персонала группы исполнителя проекта);

ú  взаимозаменяемость членов проектной группы;

ú  накопление типовых проектных решений в виде референтных моделей и спецификаций к ним;

ú  снижение рисков невыполнения проектов.

Документальному оформлению подлежат технология предпроектного исследования, технология организации проектных работ, обследования, методология и технология проектирования бизнес-процессов, их унификация и типизация, методы переходов от моделей деятельности «как есть» к моделям «как должно быть», методы и средства организации и управления проектами, инструментальные средства моделирования и проектирования [2].

В состав нормативной базы должны, как правило, входить следующие документы:

·      Методика проведения предпроектных исследований, включая типовые спецификации для формирования договора на выполнение проекта.

·      Положение о проектах, включающее обоснование выбора методологии и технологии ведения проектов, устав проекта, положение об организационной структуре проектной группы (состав, обязанности, права).

·      Порядок выполнения проектов, включая типовые организационные формы (приказ о выполнении проекта, техническое задание, план-график выполнения проекта, финансовый план, задание на работу, акт выполненных работ, отчета по проекту), методику разработки моделей деятельности, методику межмодельного перехода.

·      Требования по использованию средств проектирования и управления проектами.

·      Структура репозитария проектов.

В качестве примера приведём фрагмент документа, описывающего требования к функциональной модели деятельности в проекте внедрения системы SAP R/3.

1. Назначение

Настоящий документ определяет единые правила построения функциональных моделей деятельности организаций и предприятий, единые требования к оформлению модели и её описанию, требования к составу и качеству вводимой в модель информации, к степени детализации технологии моделируемой области деятельности.

2. Цели построения модели

Целью построения функциональной модели деятельности является получение формализованных требований для разработки технического проекта внедрения системы SAP R/3. В результате моделирования заказчик получает также наглядное графическое представление функционально декомпозированной области своей деятельности с детальным описанием её технологических аспектов, процессов, функций, исполнителей, потоков данных и управления. Результаты анализа такой модели могут послужить основой для принятия заказчиком решения о разработке проекта реорганизации деятельности.

3. Задачи построения модели

Обобщение информации о т ехнологии деятельности предприятия (формирование иерархических перечней технологических операций, ролевых функций сотрудников и подразделений предприятия, используемых документов и отчетности).

Определение узких мест в существующей технологии(выявление дублирования или несогласованности процессов и операций, информационных и документарных потоков),

Проведение временного и стоимостного анализа технологических процессов.

Формулирование полных и непротиворечивых требований (системных, функциональных, эксплуатационных) к внедрению системы SAP R/3.

4. Этапы разработки функциональной модели

При разработке функциональной модели выделяются следующие этапы:

·      выбор цели и точки зрения модели;

·      сбор данных;

·      выделение данных и функций, их обобщение;

·      построение контекстной модели предметной области;

·      последовательная детализация;

·      построение рабочих отчетов и проверка модели автором;

·      рецензирование модели экспертами в предметной области;

·      внесение исправлений и согласование модели.

Приступая к построению конкретной модели необходимо определить, какая проблема будет решена с её помощью. Определившись с целью, следует решить, какие аспекты деятельности будут отображены в модели. Это можно также назвать точкой зрения при построении модели. Функциональные модели деятельности предприятия строятся, как правило, с точки зрения документооборота при выполнении процессов и операций.

После выбора цели и точки зрения на моделируемую деятельность выполняется сбор данных об этой деятельности.

Литература

1.  Калянов Г.Н. Консалтинг при автоматизации предприятия(подходы, методы, средства). М,: ЛОРИ. 1996.

2.  Морозова А.В. Отечественные CASE-хранилище проектных описаний: направления стандартизации//Монитор. 1993. №7-8. С. 8-13