Функции автотранспортного цеха

В.А. Денисенко,

сотр.,

В.Д. Костюков,

в. н. с., к.т.н.,

В.А. Кроль,

начеха,

В. А. Петрик,

дир. РКЗ,

А.В. Цырков,

гл. констр. ЕКИТСУП, д.т.н., zavod-hrunichev@mail.ru

ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, г. Москва

Представлены результаты структурно-функционального моделирования существующих бизнес процессов автотранспортного цеха федерального государственного унитарного предприятия: «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР имени М.В. Хруничева», выполненного с применением лицензионной системы AllFusion Process Modeler , учитывающей требования международных стандартов IDEF0.

 

В настоящее время в ГКНПЦ открыт прием на работу только молодежь - выпускников профессиональных училищ, колледжей и ВУЗов,  рассчитывая закрепить их на производстве за счет интересной работы и перспективы карьерного роста.  Такой подход не решает кадровых проблем. Возраст сегодня не имеет решающего значения. Оценивать людей нужно с учетом их производительности и вклада в общее дело. Возрастные сотрудники обладают бесценным опытом многих лет работы, порой по разным направлениям, к тому же они умеют работать в команде. Целесообразно всегда задумываться над тем, как правильно сформировать культуру отношений, где опыт и возраст всегда в почете. Для принятия взвешенного решения этой проблемы и проводится функциональное моделирование бизнес процессов. На рис.1 представлена диаграмма декомпозиции блока: «Транспортировать».

рис.1. Диаграмма декомпозиции блока: «Транспортировать»

Бизнес процессы осуществления транспортных операций предназначены для:

- обеспечения перевозок грузов и пассажиров, а также погрузочно-разгрузочных и земляных работ при строительстве объектов в соответствии с планом транспортного обслуживания;

- качественного выполнения установленной цеху производственной программы и заданий по технико-экономическим показателям использования транспортных средств;

- учета, анализа и обобщения объемов транспортных услуг, оказываемых цехом подразделениям ГКНПЦ имени М.В. Хруничева;

- разработки и внедрения мероприятий по снижению себестоимости транспортных и погрузочно-разгрузочных работ;

- содержания транспортных средств в состоянии, обеспечивающем требуемые эксплуатационные показатели с минимальными издержками. Данные бизнес процессы реализуются с применением средств вычислительной техники, стандартного офисного программного обеспечения и программ собственной разработки. Ведутся работы по освоению лицензионных систем NX, Teamcenter, DocsVision, Oracle E-BusinusSuite [1].

Бизнес процессы осуществления транспортных железнодорожных (ж/д) операций предназначены для комплектации, упаковки и погрузки-выгрузки компонентов и сегментов космической транспортной системы в транспортные ж/д средства с целью доставки их на стартовую позицию. Данные бизнес процессы реализуются с применением средств вычислительной техники [2].

Бизнес процессы оказания транспортных услуг сторонними предприятиями предназначены для обеспечения надёжных и качественных транспортных операций, выполняемых транспортным цехом и цехом комплектовочно-упаковочным и железнодорожного транспорта. Данные бизнес процессы реализуются с применением современных технологий ПРТС-работ, использующих последние достижения науки и техники [3].

Предложения по изменению КД - предложения по оптимизации элементов конструкции с целью повышения технологичности.

При изготовлении компонентов и сегментов транспортной системы обнаруживаются ошибки, допущенные при проектировании. Для их исправления должны быть выполнены работы по корректировке КД.

Оперативные планы - квартальные, месячные планы, цикловые графики запуска новых изделий, номенклатурные цеховые списки и другая планово-экономическая документация для управления производством.

Отсутствует комплекс стандартов предприятия, регламентирующий формирование, хранение и обращение электронных документов, что существенно снижает эффективность применения программно-аппаратных средств.

ТД - технологическая документация на изготовление компонентов и сегментов космической транспортной системы. В состав её входят: маршрутные карты, маршрутно-операционные карты, операционные карты, карты эскизов, карты наладки инструментов для оборудования с ЧПУ, ведомости оснащения, карты раскроя материала, комплектовочные карты, нормировочные карты, карты контроля, конструкторская и технологическая документация на СТО, производственные инструкции, технологические указания, классификаторы СТО и их элементов, типовые технологические процессы, методики проведения испытаний и другие документы.

Состав и комплектность технологической документации зависит от вида технологического передела и регламентируется стандартами предприятия. Объем ТД в 50 -70 раз больше объема КД. В настоящее время более 70% технологической документации формируется в виде документов электронных - ДЭ, но применяется в виде обычных бумажных документов, так как в РКЗ отсутствуют СТП, регламентирующие порядок формирования, хранения и обращения ДЭ.

Испытанные компоненты и сегменты - прошедшие испытания и контроль, годные к использованию в составе космической транспортной системы компоненты и сегменты этой системы.

В отечественном ракетно-космическом машиностроении принята методика изготовления из одинаковых по свойствам материалов (из одной плавки и из одной партии) нескольких (4-5) изделий, одно из которых является летным образцом, а остальные предназначены для различных видов испытаний (включая разрушающие), по результатам которых дается заключение о годности летного образца.

Транспортный цех осуществляет погрузку, контроль перевозки и выгрузки транспортируемых автомобильным транспортом к месту старта компонентов и сегментов космической транспортной системы, а также обслуживающего персонала. Транспортный цех является структурным подразделением РКЗ и находится в подчинении руководителя департамента по снабжению и транспорту. Непосредственное руководство цеха осуществляет начальник, который назначается и освобождается от должности в установленном в ГКНПЦ порядке. Руководство производственными участками цеха осуществляется их руководителями. В своей работе цех руководствуется:

ü действующим законодательством РФ, методическими материалами по вопросам выполняемой работы;

ü уставом ГКНПЦ имени М.В. Хруничева и коллективным договором;

ü конструкторской документацией и производственными инструкциями;

ü установленными технико-экономическими показателями и утвержденным штатным расписанием;

ü правилами внутреннего трудового распорядка;

ü приказами и распоряжениями руководства ГКНПЦ и распоряжениями непосредственного руководителя;

ü действующими положениями по охране труда, промышленной и противопожарной безопасности, гражданской обороне;

ü правилами внутриобъектового режима ГКНПЦ имени М.В. Хруничева;

ü положением о транспортном цехе.

Руководство РКЗ обеспечивает цех соответствующими материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами необходимыми для производственной деятельности цеха. Все руководители цеха обеспечивают безопасные условия труда на закрепленных производственных участках. Реорганизация и ликвидация цеха осуществляется по решению Генерального директора с оформлением соответствующего приказа по ГКНПЦ имени М.В. Хруничева.

В состав транспортного цеха входят:

- служба эксплуатации;

- техническая служба;

- служба подготовки;

- административно-хозяйственная служба.

Цеховые службы руководствуются в работе своими действующими инструкциями.  Средства механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских (ПРТС) работ проектирует ОМАПП.

Комплекты конструкторской документации - КД формируются (размножаются с контрольных копий) ОТД в соответствии с ведомостями расцеховок, выданными ТОРМН. Используются как для выполнения работ по ТПП, так и при производстве и контроле изделий РКТ.

Транспортные подразделения осуществляют погрузку, контроль перевозки и выгрузки транспортируемых к месту старта компонентов и сегментов космической транспортной системы. К транспортным подразделениям относятся: цех комплектовочно-упаковочный и железнодорожного транспорта, транспортный цех, сторонние предприятия, осуществляющие транспортные услуги.

Цех комплектовочно-упаковочный и железнодорожного транспорта предназначен для транспортировки к месту старта компонентов и сегментов космической транспортной системы. Средства механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских (ПРТС) работ проектирует ОМАПП.

К нормативно справочной информации - НСИ относятся: Конституция (основной закон) Российской Федерации, свод законов и подзаконных актов гражданского, уголовного и трудового права, Указы Президента, Постановления правительства, положения о Центре имени М.В. Хруничева и его филиалах, распорядительная документация местных органов власти и Федерального космического агентства, государственные, отраслевые стандарты и стандарты предприятия, а также другие нормативные и справочные документы и информация, регламентирующие деятельность Центра, его структурных подразделений и филиалов. Эта информация представлена как в виде бумажных, так и в виде электронных документов.

Сторонние предприятия, осуществляющие транспортные услуги предназначены для выполнения транспортных операций по доставке компонентов и сегментов космической транспортной системы к месту старта. К сторонним предприятиям, осуществляющим транспортные услуги, относятся предприятия автомобильного, воздушного, железнодорожного и водного транспорта, выполняющие грузопассажирские перевозки.

Сообщения об отклонениях от планов выполнения бизнес процессов формируются с целью принятия решений о характере изменения управляющего воздействия. Вводятся в АСУП с удаленных терминалов.

Отходы производства: стружка после механической обработки деталей и сборочных единиц, остатки металла после раскроя материалов и полуфабрикатов на мерные заготовки, шлам после электро-физико-химической обработки и тому подобные не пригодные к использованию отходы производства. Отходы производства сортируются по видам материалов, брикетируются и передаются сторонним предприятиям для утилизации и/или захоронения на специальных полигонах.

Доставленные на стартовый комплекс (СК) компоненты и сегменты - составные части космической транспортной системы в состоянии поставки (ракеты-носители и их комплектующие, космические аппараты, наземные пусковые комплексы, средства доставки грузов и людей на космодромы, медицинское оборудование для оказания экстренной помощи, средства спасения и т. п.). Совокупность компонентов и сегментов образуют при вводе их в эксплуатацию надежную космическую транспортную систему.

Материал - исходный предмет труда, потребляемый для изготовления изделия. Полуфабрикат - предмет труда, подлежащий дальнейшей обработке на предприятии-потребителе. Покупное изделие - изделие, приобретаемое на стороне и применяемое как составная часть продукции, выпускаемой предприятием-изготовителем. Данные ресурсы должны поступать в строгом соответствии со стратегическим и годовым планами. Составными частями космической транспортной системы могут быть детали, сборочные единицы, узлы, агрегаты, изделия, компоненты и сегменты системы.

Смена характера работы стимулирует творческую активность человека. Сейчас не требуется находиться на рабочем месте на территории предприятия в течении всего рабочего времени с обязательным выходом на пенсию по достижению пенсионного возраста. Работа может быть привязана к конкретным проектам, осуществляться на условиях частичной занятости или в мобильном режиме - все это помогает в деле привлечения и удержания опытных возрастных работников. Функциональное моделирование действующих в ГКНПЦ имени М.В. Хруничева бизнес процессов помогает выявить возможность реализации этого подхода в реальных производственных условиях.

На рис. 2 представлена диаграмма декомпозиции блока: «Осуществлять транспортные операции».

Бизнес процессы осуществления административно-хозяйственной деятельности транспортного цеха (АХД ТЦ) предназначены для:

- управления работами всех подразделений и служб цеха;

- организации хозяйственной деятельности цеха;

- осуществления контроля технического состояния транспортных средств;

- выполнения работ по труду и заработной плате (ТИЗ);

- выполнения работ по обеспечению безопасности дорожного движения.

Данные бизнес процессы реализуются с применением средств вычислительной техники, действующей на предприятии более 30 лет АСУП РКЗ, стандартного офисного программного обеспечения и программ собственной разработки. Ведутся работы по освоению лицензионных систем Teamcenter, DocsVision, Oracle E-Business Suite [4].

Бизнес процессы выполнения подготовки производства - ПП ТЦ предназначены для:

рис. 2. Диаграмма блока: «Осуществлять транспортные операции».

- организации заказа и получения необходимых материалов и сырья через отдел снабжения завода;

- осуществления хранения, учета и выдачи инструмента, материалов, инвентаря и топлива в строгом соответствии с нормами и действующим порядком на заводе и в транспортном цехе;

- обеспечения изготовления и восстановления элементов крепежа, оснастки и других изделий для нужд цеха;

- разработки и осуществления мероприятий согласно плану технического перевооружения в части подготовки производства и реконструкции транспортного цеха.

Данные бизнес процессы реализуются с применением средств вычислительной техники, действующей на предприятии более 30 лет АСУП РКЗ, стандартных офисных пакетов и программ собственной разработки. Ведутся работы по освоению лицензионных систем NX, Teamcenter, Oracle E-BusinusSuite [5].

Бизнес процессы выполнения технического обслуживания (ТО) и ремонта автомобилей (а/м) предназначены для:

ü составления графиков на планово-предупредительное ТО и текущей ремонт транспортных средств;

ü организации учета и анализа работ по ТО и ремонту транспортных средств в целях установления причин возникновения ремонта и разработки мероприятий по дальнейшему совершенствованию организации производства ТО и ремонта, сокращению затрат на ТО и ремонт и увеличению технической готовности транспорта;

ü организации заказа и получения необходимых запасных частей для ремонта а/м;

ü осуществления хранения, учета и выдачи запасных частей оборотных агрегатов;

ü обеспечения изготовления и восстановления запасных частей;

ü разработки и внедрения передовых технологических процессов на ТО и ремонт;

ü ведения планируемых работ по повышению уровня механизации тяжелых и ручных работ при ТО и ремонте, а также по созданию наиболее благоприятных условий работы ремонтно-обслуживающего персонала;

ü организации труда рабочих производственных участков и контроля качества производства ТО и ремонта;

ü осуществления ремонта и технического обслуживания а/м сотрудников предприятия согласно установленному порядку. 

Данные бизнес процессы реализуются с применением средств вычислительной техники, действующей на предприятии более 30 лет АСУП РКЗ, стандартных офисных пакетов и программ собственной разработки. Ведутся работы по освоению лицензионной системы Oracle E-BusinusSuite [6].

Бизнес процессы выполнения транспортных и погрузочно-разгрузочных ТПР-работ предназначены для:

§  приёма заявок от подразделений ГКНПЦ на транспортное обслуживание;

§  осуществления оперативного руководства выполнением сменно-суточного задания по транспортным и погрузочно-разгрузочным работам;

§  организации и контроля выпуска транспорта на линию, согласно утвержденной начальником цеха разнарядке и установленным часовым графикам, а также выяснения причин срыва указанных графиков и суточных заданий;

§  контроля работы транспорта;

§  замены, при необходимости, маршрутов движения;

§  уменьшения или увеличения количества транспорта на отдельных объектах;

§  организации оказания технической помощи автомобилям на линии;

§  поддержании оперативной связи с заказчиками транспортных средств, погрузочно-разгрузочными пунктами и принятия мер к ликвидации возникающих в процессе работы вопросов;

§  обеспечения доставки груза к месту назначения, также участия в погрузке и разгрузке его в соответствии с действующими нормативами;

§  обеспечения выполнения всех технико-экономических показателей работы службы эксплуатации;

§  способствования содержания транспортных средств в надлежащей технической готовности и осуществления мероприятий по увеличению межремонтного пробега транспорта за счет улучшения качества эксплуатации автомобилей.

Данные бизнес процессы реализуются с применением средств вычислительной техники, стандартных офисных пакетов и программ собственной разработки. Ведутся работы по применению систем DocsVision, Oracle E-BusinusSuite [7].

Административно-хозяйственная служба ТЦ предназначена для выполнения комплекса работ по обеспечению административно-хозяйственной деятельности транспортного цеха.

В состав административно-хозяйственной службы входят: административная группа ТЦ, контрольно-технический пункт с группой перегона автомобилей, группа механика-энергетика цеха, бюро труда и заработной платы, планово-экономическое бюро. 

Служба подготовки производства ТЦ предназначена для выполнения комплекса работ по обеспечению производственной деятельности транспортного цеха.

В службу подготовки производства входят: технологическое бюро, склад инструмента, склад имущества, склад горюче-смазочных, лакокрасочных и других материалов. 

Техническая служба ТЦ предназначена для выполнения комплекса работ по ТО и ремонту а/м.

В состав технической службы входят: сектор снабжения, склады запчастей и участок механической обработки. 

Служба эксплуатации ТЦ предназначена для выполнения комплекса ТПР-работ по доставке грузов потребителям.

В состав службы эксплуатации ТЦ входят:

- автоколонна пассажирских перевозок (№ I);

- автоколонна грузовых перевозок (№ 2);

- автоколонна строительно-дорожной и специальной техники (№ 3);

- участок электротранспорта;

- группа планирования транспортного обслуживания;

- группа диспетчерского руководства. 

Средства технологического оснащения - СТО для транспортных и погрузочно-разгрузочных работ состоят из универсального, специализированного и специального оборудования, монтажного (универсального, специализированного и специального) инструмента, технологической оснастки и приспособлений (строп, траверс, талей, домкратов, ложементов крепежа и прочего).

СТО для ТПР-работ проектируются ОМАПП, изготавливаются цехами инструментального производства и/или силами механического участка ТЦ.

ГСМ для а/м - горюче-смазочные материалы для автомобилей - бензин разных марок, дизельное топливо, мазут, машинное масло различных сортов, солидол, тавот и прочее.

ГСМ предназначены для обеспечения надёжной и безопасной работы всех видов эксплуатирующихся на предприятии транспортных средств.

КД и ТД для ТЦ с резолюциями - конструкторская и технологическая документация для транспортного цеха с резолюциями об исполнителях и сроках выполнения работ, внесёнными начальником цеха и/или его заместителем после анализа сопроводительной планово-экономической и /или распорядительной документации.

Как правило, КД и ТД для ТЦ с сопроводительной документацией представляется в виде твердых (бумажных) копий документов электронных, что снижает эффективность применения информационных технологий.

ТС не прошедшие контроль представляют собой транспортные средства не допущенные контрольно-техническим пунктом ТЦ к выходу на линию.

Данные ТС подлежат ТО и ремонту в соответствии с системой ППР либо списанию с последующей утилизацией.

ТС прошедшие контроль представляют собой транспортные средства допущенные контрольно-техническим пунктом ТЦ к выходу на линию.

Эксплуатация данных ТС осуществляется в соответствии со сменно-суточным заданием.

ТС, прошедшие ТО и ремонт представляют собой транспортные средства, подвергнутые техническому обслуживанию и ремонту в соответствии с графиком планово-предупредительного ремонта - ППР.

В состав транспортных средств входят легковые, грузовые автомобили, строительно-дорожная и специальная техника, электротранспорт и прочие ТС.

Механическое оборудование и энергетические системы ТЦ, прошедшие ТО и ремонт, предназначены для обеспечения безаварийной, надежной и безопасной деятельности транспортного цеха.

Данное оборудование и системы входят в состав инфраструктуры транспортного цеха.

Управление корпоративными данными (ECM) является недавним изобретением, которое позволяет с помощью электронных устройств интегрировать неструктурированную информацию в бизнес-процессы ГКНПЦ. Приложение ECM позволяет работать с множеством неструктурированных бумажных и электронных документов, таких как Web-страницы, сообщения электронной почты, предложения и контракты, и включать их в основные корпоративные приложения ЕКИТСУП. Приложения ECM позволяют создавать сервис-центры по совместной работе для решения задач управления информацией, которые были созданы в распределенных подразделениях ГКНПЦ. Система ECM исключает практически все задачи по обработке бумажных материалов вручную. Для определения целесообразности её внедрения в конкретных подразделениях и проводится структурно-функциональное моделирование существующих бизнес процессов.

Литература

1.  Функции службы технического обеспечения. В.Д. Костюков, А.П. Петухов, В.А. Петрик, А.В. Цырков. 737.3.85104-11 90 65-6. ПРОЕКТ: Наукоёмкие технологии. Подпроект: Организационно-методическое обеспечение. Раздел: Международная конференция-выставка. Подраздел: CAD/CAM/PDM - 2013. Федеральное космическое агентство. Федеральное государственное унитарное предприятие: "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР имени М. В. ХРУНИЧЕВА". . 2013 г. Носитель данных - компакт диск. Листов - 10.

2.  Функции службы эксплуатации. И.А. Гурина, В.Д. Костюков, А.П. Петухов, А.А. Селиверстов, А.В. Цырков. 737.3.85104-11 90 65-7. ПРОЕКТ: Наукоёмкие технологии. Подпроект: Организационно-методическое обеспечение. Раздел: Международная конференция-выставка. Подраздел: CAD/CAM/PDM - 2013. Федеральное космическое агентство. Федеральное государственное унитарное предприятие: "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР имени М. В. ХРУНИЧЕВА". . 2013 г. Носитель данных - компакт диск. Листов - 10.

3.  Проектирование технологических процессов обработки деталей на станках с ЧПУ. В.Д. Костюков. Системы проектирования технологической подготовки производства и управления этапами жизненного цикла промышленного продукта (CAD/CAM/PDM – 2013). Тезисы 13-й международной конференции. Под ред. А.В. Толок. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки. Институт проблем управления имени В.А. Трапезникова РАН. М. ООО «Аналитик». – 2013. Стр. 21.

4.  Концепция создания базы знаний. К.Н. Болдырева, В.Д. Костюков, А.И. Островерх, А.П. Петухов, А.В. Цырков. Системы проектирования технологической подготовки производства и управления этапами жизненного цикла промышленного продукта (CAD/CAM/PDM – 2013). Тезисы 13-й международной конференции. Под ред. А.В. Толок. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки. Институт проблем управления имени В.А. Трапезникова РАН. М. ООО «Аналитик». – 2013. Стр. 83.

5.  Требования к базе знаний. Т.Н. Александрова, К.Н. Болдырева, В.Д. Костюков, А.П. Петухов, А.В. Цырков. Системы проектирования технологической подготовки производства и управления этапами жизненного цикла промышленного продукта (CAD/CAM/PDM – 2013). Тезисы 13-й международной конференции. Под ред. А.В. Толок. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки. Институт проблем управления имени В.А. Трапезникова РАН. М. ООО «Аналитик». – 2013. Стр. 84.

6.  Прототип базы знаний. Т.Н. Александрова, К.Н. Болдырева, В.Д. Костюков, В.Н. Сычев, А.В. Цырков. Системы проектирования технологической подготовки производства и управления этапами жизненного цикла промышленного продукта (CAD/CAM/PDM – 2013). Тезисы 13-й международной конференции. Под ред. А.В. Толок. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки. Институт проблем управления имени В.А. Трапезникова РАН. М. ООО «Аналитик». – 2013. Стр. 85.

7.  Анализ групп бизнес процессов: «Формирование главного календарного плана» блока «Планирование и контроль». В.Д. Костюков, А.И. Островерх, В.А. Петрик, А.П. Петухов, А.В. Цырков. Системы проектирования технологической подготовки производства и управления этапами жизненного цикла промышленного продукта (CAD/CAM/PDM – 2013). Тезисы 13-й международной конференции. Под ред. А.В. Толок. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки. Институт проблем управления имени В.А. Трапезникова РАН. М. ООО «Аналитик». – 2013. Стр. 97.