Архитектура предприятия как  информационная основа корпоративной структуры

телекоммуникационной  компании  

А.Р. Диязитдинова,

доц. каф. ЭИС, к.т.н., доц. dijazitdinova@mail.ru,

Е.А. Матвеева,

проф. каф. ЭИС, к.т.н., доц. helen_matveevа@mail.ru,

О.Н. Ольховая,

доц. каф. ЭИС, к.э.н., olkhovaya@inbox.ru,

ПГУТИ, г. Самара

В статье рассматривается место системы поддержки архитектуры предприятия в контуре управления компанией. Приводится алгоритм работы данной системы и взаимосвязь ее основных компонентов.

 

The article describes a place of enterprise architecture supporting system in a company management cycle. An algorithm of operating this system is provided, and an interconnection of its main components is described.

Введение

В ходе своего развития информационные технологии (ИТ) заняли прочное место в управлении любым предприятием. Сегодня невозможно достичь эффективности бизнеса без применения ИТ-инструментов, обеспечивающих автоматизацию различных сложных операций.

В то же время новые возможности порождают и новые проблемы, значительная часть которых связана с трудностью разработки системы управления разнородной инфраструктурой. Сложность решения данной задачи связана с двумя аспектами. Во-первых, на предприятиях, как правило, функционирует несколько информационных систем, созданных и внедренных в разное время различными производителями. Во-вторых, жизненный цикл продуктов и ритм постоянных изменений, происходящих на рынке и вызывающих необходимость адаптации структуры предприятий, становится все более коротким.

Телекоммуникационные компании имеют ряд особенностей [6], обуславливающих объективную необходимость развития и концепции поддержки архитектуры предприятия:

-     непрерывность предоставления услуги;

-     высокая технологичность и зависимость от сетевой и ИТ-инфрастуктуры.

Одним из эффективных инструментов осуществления организационных изменений с использованием ИТ в компаниях различных отраслей, способным обеспечить непрерывность бизнеса, стала архитектура предприятия. Поддержка архитектурного подхода в высокотехнологичной телекоммуникационной отрасли должна стать неотъемлемым элементом управления всей деятельностью компании – как операционной,  так  и  стратегической.

Архитектура предприятия (АП) должна давать возможность корректировать бизнес-процессы «на лету» таким образом, чтобы изменения сразу же отражались в работе управляющей системы. В докладе предлагается схема адаптации архитектуры предприятия к внешним изменениям.

1. Понятие архитектуры предприятия

Архитектура предприятия становится информационной основой корпоративной структуры компании. Она преследует две цели: во-первых, дать подробное системное описание самой организации для поддержания порядка ее функционирования, а, во-вторых, иметь стратегический план развития компании, учитывающий существующее внешнее окружение компании и ее техническую и технологическую оснащенность.

Архитектура предприятия представляет собой процесс сбора и распространения информации о том, как организация использует и должна использовать ИТ в своей деятельности [1]. По сути, архитектура предприятия представляет собой информационную основу корпоративной структуры компании. Непосредственно архитектура предприятия не описывает конкретные технические решения отдельных информационных систем, но позволяет получить существенную выгоду для бизнеса организации в целом, что связано с повышением степени использования и эффективности информационных систем и программных продуктов, стандартизацией и повторным использованием ИТ-ресурсов, а также  снижением рисков инвестиций в ИТ-сфере.

В настоящее время существует несколько широко применяемых определений данного понятия (подробно можно посмотреть в [1]). В качестве рабочего предлагается использовать следующее определение [4]: архитектура предприятия – это всестороннее описание (модель) всех его ключевых элементов и связей между ними (включая бизнес-процессы, технологии и информационные системы), а также процесс поддержки изменения бизнес-процессов предприятия со стороны информационных технологий.

В литературе широко освещены следующие методологии построения АП: модель Захмана, метод EAP (Enterprise Architecture Planning) С. Спивака,  TOGAF, методика META Group, методология Gartner, FEAF; DoDAF и т.д. Специфика отрасли связи  обусловила развитие концепции NGOSS, которую можно рассматривать как референтную модель архитектуры телекоммуникационной компании. Несмотря на наличие значительного числа методик по созданию АП, ни одна из них не имеет доминирующего положения на рынке.

Независимо от выбранной методики построения архитектуры предприятия необходимо понимать, что построение архитектуры – это циклический процесс. Управление меняющимися бизнес-процессами и адаптацией к ним корпоративной системы предприятия должно превратиться в «рутинную» деятельность, поскольку фактически управление предприятием – это есть управление архитектурой предприятия в контексте достижения наибольшей эффективности его функционирования.

2. Концепция системы поддержки архитектуры предприятия

С точки зрения системного подхода в структуре организации следует выделить контур управления, где объектом управления выступает собственно архитектура предприятия, а субъектом – некоторая специально создаваемая система поддержки архитектуры предприятия, центральной задачей которой является отслеживание текущего состояния архитектуры (для оценки состояния возможно использование совокупности показателей бизнес-процесса) для дальнейшей выдачи рекомендаций по возврату на желаемую траекторию.

К основным компонентам системы поддержки архитектуры предприятия следует отнести: блок бизнес-процессов, блок анализа бизнес-процессов, блок моделей и блок управленческих решений.

Блок бизнес-процессов представляет собой блок поддержки бизнес-процессов предприятия. Все бизнес-процессы предприятия должны быть задокументированы, и за каждым бизнес-процессом должны быть закреплены его владельцы.

Блок анализа бизнес-процессов предназначен для отслеживания динамики изменения. Каждый бизнес-процесс оценивается с точки зрения различных показателей, а также происходит мониторинг динамики изменения данных показателей. Мониторинг должен осуществляться отдельным подразделением в организации.

Блок моделей включает в себя блок прогноза и блок моделирования взаимного влияния бизнес-процессов.

Блок управленческих решений, по сути, представляет собой некоторую систему управления знаниями, в которой хранятся различные альтернативы развития архитектуры предприятия.

Обобщенный алгоритм работы системы поддержки архитектуры предприятия представлен на рисунке.

3. Оценка эффективности бизнес-процессов

Центральным блоком системы является блок анализа бизнес-процессов. Анализ параметров работы современного предприятия является ключевым компонентом. Традиционная система финансовых показателей не может полностью описать существующую ситуацию в компании.

Телекоммуникационные компании как объекты управления характеризуются не только большим количеством составляющих элементов, но и многообразием функций, выполняемых этими элементами. Например, весьма специфичной задачей является управление качеством предоставления услуг. Другой особенностью компании связи является высокая технологичность и инновационность. Важной особенностью ИТ в телекоммуникациях является участие информационных технологий в создании добавленной стоимости. Если в большинстве отраслей ИТ рассматриваются сугубо как затратная часть технологической инфраструктуры, то в современной телекоммуникационной компании ИТ непосредственно участвуют в создании и предоставлении услуг.

Drawing1

рис.  Обобщенный алгоритм работы системы поддержки архитектуры предприятия

Авторами  предлагается  ввести  ряд дополнительных специфических  показателей,  отражающих особенности деятельности телекоммуникационной компании. В качестве таких показателей  естественно  рассмотреть (1)  зону  покрытия (км² / %); (2)  охват населения (чел. / %); (3) общую мощность передатчиков (Вт, кВт); (4) скорость передачи (мощность) радиорелейных линий (РРЛ) (Мбит/с); (5)  количество ретранслируемых каналов; (6)  время  вещания  каналов (час); (7)  количество  и  высоту  мачт  и  башен, предназначенных  для  размещения  передатчиков (шт.,  метров); (8)  количество передатчиков,  спутниковых  приемников; (9)  протяженность  РРЛ; (10)  количество  часов  простоя  передатчиков (час).

Положительную  тенденцию  развития  компании  будет  характеризовать увеличение значений показателей (1) – (7) и уменьшение показателей (8) – (10).

Существенное  отличие  данных  показателей  от  традиционно  используемых выражается в том, что они измеряются в абсолютных единицах.

Заключение

Технологии, используемые в работе телекоммуникационной компании, меняются чрезвычайно динамично. Обновление услуг и технологий естественным образом влечет изменение компонентов управляющих информационных систем оператора, а также собственно бизнес-процессов. В данных условиях использование системы поддержки архитектуры предприятия дает возможность оценивать и в дальнейшем адаптировать сформированную архитектуру предприятия к меняющимся внешним условиям.

Литература

1.  Архитектура предприятия: основные определения [Электронный ресурс] / Данилин А.В., Слюсаренко А.И. / – Интернет-университет информационных технологий. – Режим доступа: http://citforum.ru/consulting/articles/enterprise_arch/2.shtml.  -  Загл. с экрана.

2.  Калянов Г.Н. Управление развитием информационных систем [Электронный ресурс] / Васильев Р.Б., Калянов Г.Н., Левочкина Г.А. – Интернет-университет информационных технологий. – Режим доступа: http://www.intuit.ru/department/itmngt/mandevisys. - Загл. с экрана.

3.  Краснов С.В., Диязитдинова А.Р. Концепция системы поддержки архитектуры предприятия [Текст] // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева №2 (19) 2012, с. 60 – 65.

4.  Самуйлов К.Е. Бизнес-процессы и информационные технологии в управлении телекоммуникационными копаниями / К.Е. Самуйлов, А.В. Чукарин, Н.В.Яркина. – М.: Альпина Паблишерз, 2009. – 442 с.