Анализ процесса обращения электронной конструкторской документации

 

В.П. Ванюшин,

зам. нач. ЦКБМ, рук.  служ.  кач.,

А.Ю. Кречетов,

нач. научн.-исслед. центра кач., техн. сост.и сертиф.,

Л.С. Точилов,

уч. секр. научн.-техн. совета, к.ф.-м.н.,

vpk@npomash.ru,

ОАО «ВПК «НПО машиностроения», г. Реутов

В работе дан анализ эффективности процесса обращения электронной конструкторской документации на стадиях внедрения и поэтапного развития. При анализе был использован опыт ОАО «ВПК «НПО машиностроения», план развития процесса и возможности современных PDM систем.

Ключевые слова: электронная конструкторская документация, документооборот, эффективность, PDM, TQM

 

The work analyzes efficiency of the electronic design documentation circulation at manufacturing application and in its upgrading phases. Analysis has been done based upon experience of “JSC “MIC “NPO mashinostroenia”, the schedule of the development progress and capabilities of PDM systems.

Key words: electronic design documentation, flow of documentation, efficiency, PDM, TQM

 

В ОАО «ВПК «НПО машиностроения» действует стандарт предприятия «Порядок разработки и обращения электронных документов». Также ведутся работы по внедрению единой PDM системы. Целью данной работы является анализ существующего процесса обращения электронной конструкторской документации и тех изменений, которые необходимо будет в него вносить в процессе внедрения единой PDM системы.

Для крупных корпораций важной задачей первого этапа перехода от бумажных к электронным документам является обеспечение преемственности новой системы с действующей системой бумажного документооборота. Это достигается дополнением стандарта предприятия новыми понятиями, такими как: электронный документ, имеющий статус подлинника; удостоверяющий лист; контрольная копия и других, а также новыми процедурами: помещение электронных документов в электронный архив; внесение изменений в электронные документы и других. Отдельно в стандарте предприятия проработаны вопросы прохождения электронной конструкторской документации: от конструкторских бюро до производств на разных предприятиях корпорации, между предприятиями кооперации, в том числе зарубежными.

рис.1

 

Для совместной работы с зарубежными партнёрами предприятие начало осуществлять поэтапный переход на электронный документооборот. I этап перехода к электронному конструкторскому документообороту основывался на интуитивно понятной идее обеспечения максимальной преемственности с существующим процессом обращения бумажной конструкторской документации, представленном в укрупнённом виде на рисунке 1 (описание бизнес-процесса представлено в виде Cross Functional Flowchart, выполнено в среде Microsoft Visio).

Для организации бизнес-процесса к опытным конструкторам были прикреплены молодые специалисты, которые имели небольшой опыт практической работы, зато хорошо могли переводить чертежи и другую конструкторскую документацию в электронный вид. Был создан электронный архив для хранения электронной конструкторской документации (ЭКД). I этап перехода к электронному конструкторскому документообороту состоял во включении этих новых участников (роли: оператор ЭВМ, электронный архив) в исходный бизнес-процесс (рис.2).

 

рис. 2

Можно констатировать, что успешное решение корпорацией новой задачи – организация работы с заводами и партнёрами на основе электронной конструкторской документации – привело к удорожанию процесса обращения конструкторской документации. Это показывает сравнительный анализ процессов, представленных на рисунках 1 и 2. Он также даёт ответ на вопрос: «Почему при внедрении информационных технологий в процесс проектирования и обращения документации производительность труда не растёт?». Для этого необходим реинжиниринг бизнес-процесса, построенного на I этапе [1].

Однако для проведения реинжиниринга бизнес-процесса необходимо предварительное выполнение ряда условий:

1.    Конструктора и технологи должны без помощи оператора выполнять свою работу, используя современные CAD/CAM системы.

2.    Конструктора, технологи и руководители работ должны освоить современную PDM систему.

3.    Должна быть создана современная информационная инфраструктура.

4.    Должно быть обеспечено современное управление информационными услугами на базе стандарта ИСО 20000.

5.    В процессе реинжиниринга должно быть обеспечено соблюдение требований СМК на базе стандартов серии ИСО 9000.

6.    В процессе реинжиниринга должно быть обеспечено соблюдение требований информационной безопасности на базе стандарта ИСО 17799.

7.    В процессе реинжиниринга должно быть обеспечено сохранение знаний корпорации [2].

Очевидно, что каждое из этих требований включает большой объём длительных работ.

Поэтому процесс перехода к единой PDM системе с обеспечением преемственности с действующей системой для крупных корпораций занимает значительное время. Таким образом, преимущества, связанные с повышением качества, оперативности и стоимости процесса обращения электронной конструкторской документации проявляются далеко не сразу. Завышенные ожидания могут негативно отразиться на процессе внедрения единой PDM системы. Поэтому анализ процесса обращения электронной конструкторской документации на переходных этапах к единой PDM системе представляется важным и актуальным.

В тоже время, одним из ключевых условий успеха любого проекта, в том числе проекта по реинжинирингу бизнес-процесса, является ясное представление о конечном результате. На рисунке 3 представлена схема процесса электронного конструкторского и технологического документооборота, реализация которой позволит не только гарантировать более качественное решение бизнес-задач корпорации, но и обеспечит высокую эффективность бизнес-процесса.

 

рис. 3

Основными отличительными особенностями эффективного бизнес-процесса, представленного на рисунке 3, от переходного бизнес-процесса, представленного на рисунке 2, являются:

1.    Исключение таких ролей, как: оператор ЭВМ, архивариус, курьер, частично контролёр.

2.    Исключение локальных заводских электронных архивов.

3.    Автоматизация функций учёта, хранения, доступа и доставки, частично контроля.

4.    Интеграция в PDM системе конструкторских и технологических работ.

5.    Новые возможности по управлению проектами для руководителя.

6.    Окончательный переход от 2D к 3D проектированию.

7.    Скорость коммуникаций.

Тем не менее, следует отметить и риски, связанные с электронным конструкторским и технологическим документооборотом:

1.    Конструкторские и технологические ошибки, не отслеживаемые автоматически.

2.    Информационная безопасность.

3.    Управление.

4.    Персонал.

5.    Знания.

Как справедливо отмечено в работе [2], ошибочно полагать, что знания корпорации могут быть полностью формализованы, тем более автоматизированы. Так что эффективность электронного конструкторского и технологического документооборота напрямую зависит от организации управления явными и неявными знаниями, мотивации конструкторов и технологов корпорации, управления в режиме on-line, автоматизации функций обеспечения информационной безопасности, включая механизм ЭЦП, а также принципов Total Quality Management (TQM) [3].

Важность и актуальность этих принципов подтверждается богатым опытом, полученным службой качества ОАО «ВПК «НПО машиностроения» в процессе перехода предприятия от бумажной к электронной конструкторской и технологической документации.

Литература

1.   Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе / Майкл Хаммер, Джеймс Чампи; пер. с англ. Ю.Е.Корнилович. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. – 287, [17] с.

2.   Нонака Икуджиро, Такеучи Хиротака Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / [Пер. с англ. А.Трактинского]. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2011. – 384 с.

3.   Всеобщее Управление качеством: Учебник для вузов / О.П. Глудкин, Н.М.Горбунов, А.И.Гуров, Ю.В.Зорин: под ред. О.П.Глудкина. – М.: Горячая линия – Телеком, 2001. – 600 с.