Методика и особенности использования PDM системы TeamCenter в учебном процессе подготовки инженерных кадров

М.И. Чижов,

зав.каф., д.т.н., профессор,

А.В. Бредихин,

ст. препод.,

В.В. Ветохин,

ассист. каф., аспир.,

ВГТУ, г. Воронеж

В работе изложена методика обучения инженеров, магистров и бакалавров на основе PDM-технологи в учебном процессе.

 

The following paper introduces the methods of  teaching students for Bachelor’s Degree, Master’s Degree and Engineering Specialties on the basis of PDM technologies during the teaching process.

 

В последнее десятилетие, многие отечественные машиностроительные предприятия внедряют  на своём производстве системы управления инженерными данными PDM. Данные системы позволяют организовывать коллективную работу над проектом в рамках единого информационного пространства. Успешные проекты внедрения, доказывают целесообразность их использования. Для достижения качественных результатов от применения PDM, обязательным условием является наличие подготовленного персонала, обладающего навыками работы с современными информационными системами управления и принципами коллективной работой над проектом.

 

рис. 1

Воронежский государственный технический университет тесно сотрудничает с ведущими машиностроительными предприятиями города. Подготовка инженерных кадров ведется с учётом современных тенденций развития машиностроения. Именно поэтому при внедрении на ОАО «Воронежском авиационном самолётостроительном обществе» системы PDM TeamCenter Engineering со стороны ВГТУ началась подготовка инженерных кадров владеющих знаниями и опытом работы с этой системой.

С учётом методологии PDM, в учебный процесс целесообразно внести принципы коллективной работы. Выполнение студентами индивидуальных заданий, несомненно, развивает их творческий потенциал, позволяет глубже изучить тематику предмета, но не подготавливает, в полной мере, к взаимодействию между участниками в реальном производственном процессе.

 Подготовку  специалистов с учетом современных требований и тенденций возможно реализовать в рамках коллективного курсового проекта. В проекте принимает участие 5-6 студентов, из которых выбирается руководитель группы. В обязанности руководителя входит планирование выполнения работ, распределение задания внутри коллектива. Ежемесячно план-график работ предоставляется преподавателю на утверждение. Индивидуальная оценка студента за курсовой проект формируется из суммы баллов за качество выполнения проекта и индивидуальных премиальных баллов за выполнение сроков план-графика и объёма выполненных работ.

Курсовая работа включает в себя совместную разработку рабочего узла металлорежущего станка,  статический и динамический инженерный анализ конструкции и создание управляющих программ обработки для станков ЧПУ в CAD/CAM/CAE системе NХ под управлением PDM системы TeamCenter Engineering. Совместное использование в рамках единого информационного пространства участниками проекта рабочей и справочной документации, классификаторов стандартных изделий и материалов, а также автоматизация основных бизнес-процессов проекта в модуле WorkFlow позволяет эффективно организовывать коллективную работу.

Каждый студент приобретает практику применения современных систем автоматизированного проектирования в разработке новых изделий и управления инженерными данными в информационной системе PDM. Изучает принципы организации производства, имеет возможность экспериментировать, творчески подходить к решению поставленных задач. Коллективное выполнение проекта и система оценок воспитывает в будущих специалистах ответственность за качество выполнение задания и соблюдение сроков планирования.

 

рис.2

Качество выполнения курсового проекта в целом во многом зависит от действий преподавателя, так как на него возлагается функция менеджера, общего руководства за ходом работ. Процесс разработки должен быть управляемый с одной стороны, но не носить директивный характер, оставляя пространство для творчества студентов. Своевременный контроль выполнения индивидуального и коллективного план - графика должен сопровождаться техническими рекомендациями по разработке и работе с информационными системами, так и внутренней организацией работ.

Коллективом кафедры была разработана и реализована учебная модель данных PDM системы TeamCenter Engineering. Разработаны учебные пособия и методические указания к выполнению лабораторных работ в системе CAD/CAM/CAE/PDMTeamCenter/NX. Создан специализированный учебный класс, в котором на современном оборудовании установлены и настроены клиентские места учебной базы TeamCenter и NX для выполнения лабораторных и коллективных курсовых работ.

Практика совместных курсовых работ позволит адаптировать студентов к работе в реальном производственном процессе на современном машиностроительном предприятии, повысить производственную культуру менеджмента, ответственность к выполняемым заданиям и дальнейшей работе на производстве в целом.

Литература

1.   Е.И. Яблочников, В.И. Молочник, Ю.Н. Фомина. Реинжиниринг бизнес-процессов проектирования и производства / Учебное пособие – СПб:СПбГУИТМО, 2008. – 152 с.

2.   Teamcenter Engineering Product Data Management Student Guide October 2006 MT14330 – Version 2005 SR1MT.

3.   Н. Дубова. Системы управления производственной информацией. Открытые системы, # 3, 1996, сс. 63-68

4.   Кузнецов П.М Управление технологическими объектами и процессами. М.: Изд-во МГОУ, 2003