Автоматизированные системы управления (на примере контроля доступа на предприятии)

Е.Е. Недоманова,

магистр 6 курса,

МГТУ «Станкин», г. Москва

Работа посвящена обсуждению проблемы автоматизированных систем (АС) на конкретном примере контроля доступа (СКУД)  на предприятии. Целью данной работы является построение модели функционирования системы контроля и управления доступа для трех точек прохода охраняемой зоны. Показать, как легко и просто с помощью автоматизированных систем вести контроль доступа на предприятии. Главной целью создания АС является не упрощение, а категоризация и стандартизация автоматизируемого процесса, что позволяет обеспечить стабильность работы системы, прозрачность ее контроля и анализа слабых мест и основания для ее развития либо свертывания.

Введение

Автоматизированные системы (АС) — системы, состоящие из персонала, комплекса средств автоматизации его деятельности и регламентов работы, реализующие информационную технологию выполнения установленных функций.

Автоматизированные системы управления (АСУ) — комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия. АСУ применяются в различных отраслях промышленности, энергетике, транспорте и т. п. Термин автоматизированная, в отличие от термина автоматическая подчеркивает сохранение за человеком-оператором некоторых функций, либо наиболее общего, целеполагающего характера, либо не поддающихся автоматизации.

Система контроля и управления доступом (СКУД) – это современная, удобная и эффективная система безопасности. Система решает задачи разграничения доступа и контроля ситуации на объекте, помогает обеспечить порядок и дисциплину.

Цель системы безопасности:

Целью построения систем безопасности является предотвращение или снижение ущерба из-за потерь вследствие совершения угроз защищаемым ресурсам, а также  обеспечение условия для быстрого восстановления жизнедеятельности предприятия.

Задачи системы безопасности заключаются:

1.   В своевременном выявлении  и устранении угроз

2.   В создании механизма и условий оперативного реагирования на угрозы безопасности в различных ситуациях их проявления

3.   В создании условий для максимально возможного восстановления ущерба, полученного в результате нарушения безопасности.

Возникает вопрос, а зачем нужны автоматизированные системы?

На фоне роста экономики в России в последние годы все большее число компаний начинает задумываться об автоматизации своих производственных и складских процессов, и причина тому – всевозрастающие обороты, с которыми не справляются существующие схемы работы предприятий, созданные несколько лет назад и использующие преимущественно ручной труд. На сотрудников обрушивается огромный поток информации, необходимо многое держать в памяти. Как следствие, увеличивается число ошибок, а работа требует постоянно повышенного внимания.

1. Принцип функционирования системы контроля и управления доступом

Каждый сотрудник, клиент, посетитель фирмы получает идентификатор (электронный ключ) - пластиковую карточку или брелок с содержащимся в ней индивидуальным кодом. Электронные ключи выдаются в результате регистрации перечисленных лиц с помощью средств системы. Паспортные данные, фото (видеоизображение) и другие сведения о владельце электронного ключа заносятся в персональную электронную карточку. Персональная электронная карточка владельца и код его электронного ключа связываются друг с другом и заносятся в специально организованные компьютерные базы данных.

У входа в здание или в подлежащее контролю помещение устанавливаются электро-магнитные замки, турникеты, шлагбаумы. Вместе с ними инсталлируются считыватели, считывающие с карточек их код и информацию о правах доступа владельца карты и передающие эту информацию в контроллер системы.

В системе каждому коду поставлена в соответствие информация о правах владельца карточки. На основе сопоставления этой информации и ситуации, при которой была предъявлена карточка, система принимает решение: контроллер открывает или блокирует двери (замки, турникеты), переводит помещение в режим охраны, включает сигнал тревоги и т.д.

Все факты предъявления карточек и связанные с ними действия (проходы, тревоги и т.д.)фиксируются в контроллере и сохраняются в компьютере. Информация о событиях, вызванных предъявлением карточек, может быть использована в дальнейшем для получения отчетов по учету рабочего времени, нарушениям трудовой дисциплины и др.

На предприятиях можно выделить четыре характерные точки контроля доступа: проходные, офисные помещения, помещения особой важности, и въезды/выезды автотранспорта. В зависимости от стоящей перед Вами задачи Вы можете выбрать соответствующую систему контроля и управления доступом. Небольшая СКУД позволит предотвратить доступ нежелательных лиц, а сотрудникам точно указать те помещения, в которые они имеют право доступа. Более сложная система позволит, помимо ограничения доступа, назначить каждому сотруднику индивидуальный временной график работы, сохранить и затем просмотреть информацию о событиях за день. Системы могут работать в автономном режиме и под управлением компьютера. Комплексные СКУД позволяют решить вопросы безопасности и дисциплины, автоматизировать кадровый и бухгалтерский учет, создать автоматизированное рабочее место охранника. Набор функций, выполняемых комплексными системами, дает возможность использовать систему контроля для выполнения конкретных задач именно на Вашем предприятии или объекте.

2. Проходная /бюро пропусков для трех точек прохода

2.1 Описание

Система "Проходная/Бюро пропусков" предназначена для  автоматического и автоматизированного регулирования входа и выхода сотрудников и посетителей организации через три пункта прохода, оборудованных турникетами, а также автоматизированной выдачи "электронных пропусков". Система позволяет вести протоколирование событий доступа, действий операторов и данных о работе оборудования в "системном журнале", а также вести учет рабочего времени, формировать отчеты на основе выбранных критериев с возможностью просмотра на экране и печати на принтере.

Система для контроля и управления доступом "Проходная/Бюро пропусков" выполнена на базе программного комплекса TSS-2000Profi.

 

рис. Структурная схема

2.2 Принцип работы

Каждый сотрудник или посетитель предприятия получает идентификатор ("электронный ключ") - пластиковую карточку или брелок с содержащимся в ней индивидуальным кодом. Перед выдачей "электронного ключа" его код и данные о его будущем владельце заносятся в базу данных системы.

Регистрация осуществляется уполномоченным сотрудником Бюро пропусков и напоминает заполнение полей в стандартной "учетной карточке". Для занесения кода "ключа" оператору достаточно коснуться им контрольного считывателя, установленного на рабочем месте рядом с компьютером.

Необходимые текстовые данные (Ф.И.О., должность, подразделение, паспортные данные и т.д.) вводятся в поля с помощью клавиатуры компьютера. В специальное окно "карточки" с помощью электронного фотоаппарата, видеокамеры или ручного сканера заносится изображение владельца "электронного ключа". При использовании последнего, оператору достаточно просканировать фотографию в паспорте. В процессе задания ограничений доступа можно указать начальную и конечную дату периода действия "ключа", а также доступные пункты прохода (турникеты) и интервалы времени по дням недели, в течение которых можно пройти через указанные турникеты с помощью данного "электронного ключа". Причем, ограничения доступа, заданные для какого-либо из сотрудников или посетителей, можно с помощью нажатия двух клавиш автоматически распространить на всех или на выбранных по какому-либо критерию владельцев "ключей" (например, на работников определенного отдела).

Полная процедура регистрации занимает не более 2-3 минут.

2.2.1 Работа с посетителями

В специальный раздел базы данных системы заносится информация о посетителях организации, включая задание ограничений доступа и ввод изображения.

После регистрации в Бюро пропусков посетитель получает один из ключей, предназначенных для выдачи гостям и может пройти через проходную.

При выходе посетителя, в момент считывания кода, система автоматически переводит выданный ему "ключ" в разряд свободных, а компьютер поста охраны на проходной выдает речевое сообщение типа: "Внимание! Гость организации, просьба забрать ключ!".

После возвращения гостевого ключа в Бюро пропусков он вновь может быть выдан очередному посетителю, а вся информация об ушедшем госте сохраняется в базе данных.

2.2.2 Контроль прохода через проходную

У входа на предприятие на панели турникета или рядом с ним устанавливаются считыватели, считывающие с карточек их код и передающие эту информацию в контроллер системы.

Работник организации или посетитель, имеющий "электронный ключ", подходит к турникету и предъявляет его считывателю.

Одновременно с этим на экране компьютера, установленного на проходной, появляется изображение и основная информация о владельце "ключа", занесенная в базу данных системы.

В системе каждому коду поставлена в соответствии информация о правах доступа владельца карточки. На основе сопоставления этой информации и ситуации, при которой была предъявлена карточка, система принимает решение: контроллер открывает или блокирует проход через турникет.

Если в данное время для владельца предъявленного "электронного ключа", разрешен проход через данный турникет, система автоматически разблокирует его. Если же действует запрет на проход или предъявлен не зарегистрированный "ключ", то турникет останется в заблокированном состоянии, а на экране компьютера поста охраны появится надпись о запрете с указанием причины отказа в доступе. Одновременно с этим компьютер воспроизводит соответствующее речевое сообщение. Например: "Вход заблокирован. Истек срок действия ключа!" или "Запрет по времени!","Внимание! Предъявлен неизвестный ключ!" и т.п.

Сотрудник службы безопасности, дежурящий на проходной, в любой момент времени может вмешаться в работу системы - сравнить фотографию на экране и ходящего человека, а затем заблокировать или разблокировать турникет, нажав кнопку клавиатуры компьютера или выносного пульта управления турникетом.

Все факты предъявления "ключей" и связанные с ними действия (проходы, факты срабатывания датчика и нажатия кнопки турникета и т.д.) фиксируются в контроллере, автоматически заносятся в журнал событий, связанных с проходом через турникет проходной и сохраняются в компьютере. Подобным же образом регулируется и выход с предприятия.

2.2.3 Получение отчётов

Информация о событиях, вызванных предъявлением карточек, может быть использована в дальнейшем для получения отчетов по учету рабочего времени, нарушениям трудовой дисциплины и др.

Момент первого входа через проходную, интерпретируется системой в процессе учета рабочего времени как начало, а момент последнего выхода - как конец рабочего дня владельца предъявленного электронного ключа.

Если в течение рабочего дня какому-либо сотруднику необходимо неоднократно входить и выходить через проходную, то при формировании отчетов о рабочем времени, система суммирует отдельные промежутки времени пребывания его на территории организации.

2.2.4 Компьютеры

   Компьютер проходной является компьютером мониторинга системы и непосредственно компьютером проходной. Компьютер выводит данные из электронной базы непосредственно охраннику на пункт прохода при прохождении через турникет владельца пропуска, а также разнообразные отчеты о событиях в системе за выбранные промежутки времени.

    Компьютер бюро пропусков работает под управлением компьютера мониторинга, хранит базу данных пользователей, вносит в нее изменения, управляет вводом фотоизображений в базу данных, управляет печатью карточек-пропусков, автоматически формирует журналы событий и учета рабочего времени, формирует временные режимы доступа на объект для каждого пользователя.

  Электронный фотоаппарат обеспечивает ввод фотографии в компьютер,

  Служебный считыватель считывает коды ключей-карточек пользователей при внесении их в базу данных и заполнении личных карточек.

Заключение

Автоматизированные системы управления обладают множеством достоинств. Однако при их внедрении не стоит забывать и про недостатки. Чтобы АСУ принесли максимум плюсов и минимум минусов, необходимо:

Перед тем, как осуществлять проект внедрения нужно максимально формализовать его цели;

1.   Никогда не стоит жертвовать стадией предпроектного анализа. Необходимо привлекать профессиональных консультантов для обследования предприятия и постановки задач менеджмента. Затраты непременно окупятся. Но стараться иметь дело при этом с солидными компаниями, так как, к сожалению, кроме консультантов, существуют еще и псевдо-консультанты;

2.   Нужно старательно подходить к выбору программного обеспечения для построения КИС, так как ошибки дорого обходятся; стараться посмотреть как можно больше систем, и посмотреть их "живьем", а не по маркетинговым материалам разработчиков. Не стоит пытаться разрабатывать систему силами своих программистов. Готовые системы разрабатываются специализированными коллективами на протяжении многих лет и имеют реальную себестоимость гораздо выше продажной цены – известный парадокс характерный для программных и интеллектуальных продуктов;

3.   Необходимо установить высокий приоритет процессу внедрения системы, среди остальных организационных и коммерческих процессов, наделить высокими полномочиями руководителя проекта;

4.   Нужно создать среди всех сотрудников предприятия атмосферу неотвратимости внедрения и стараться организационными мерами повысить темп освоения новых технологий;

5.   Необходимо помнить, что внедрение системы как ремонт – его невозможно закончить, можно лишь прекратить. Так что внедрение, по сути, никогда не закончится, система должна все время совершенствоваться в процессе своей промышленной эксплуатациями вместе с прогрессом информационных технологий и методологий управления деятельностью вашего предприятия.

Литература

1.   Бесекерский В.А., Попов Е.П. «Теория систем автоматического управления. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2003. – 747 с.

2.   Гудвин Г.К., С.Ф. Гребе, М.Э. Сальдаго «Проектирование систем управления»;пер. с англ. – М.:БИНОМ, Лаборатория знаний,2004. – 911 с.

3.   «Теория автоматического управления»: Учеб. для машиностроит. спец. вузов/В.Н. Брюханов, М.Г. Косов, С.П. Протопопов и др.; Под ред. Ю.М. Соломенцева. – 3-е изд., стер. – М.: Высш. шк.; 2000. – 268 с.: ил.

4.   Анхимюк В.Л., Олейко О.Ф., Михеев Н.Н. «Теория автоматического управления». – М.: Дизайн ПРО, 2002. – 352 с.: